Цели:
- подарить детям радость самостоятельного открытия новых знаний;
- развивать умения решать задач на нахождение числа по части;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать уважение к мнению одноклассников;
Ход урока
I. Начнем урок математики.
Сделайте вдох и на выдохе повторите число 7.207.453.
Кивните головой столько раз, сколько в этом числе миллионов. Садитесь.
Разминка (дети показывают ответы карточками)
- Туристы были в пути 9 часов и 37 мин. Сколько это минут? (577)
- На сколько надо увеличить 140, чтоб получить 274? (134)
- увеличить 173 в 5 раз (865)
- Делимое 846, делитель 9. Найти зн.частного. (94)
- Найти значение суммы чисел 457 и 274. (731)
- Из самого большого 4-значного числа вычесть самое маленькое 4-значное число. (9999, 1000=8999)
II. Сообщение темы урока.
– А сейчас я предлагаю вам самим определить тему нашего урока.
1. (НА ДОСКЕ: 5/24-Е; 5/8-А; 5/17-Ж; 5/42-Е; 5/21-Д; 5/6-Н; 5/12-О: 5/31-Н; 5/10-Х; 5/36-И. Под каждой дробью буква.
- как называются эти записи?
- как называется каждая цифра в записи дроби?
- какова особенность этих дробей?
- расположив эти дроби в порядке уменьшения, получите 1 слово темы. Запишите в тетради. (ПОДХОДЯТ к доске и распределяют дроби)
- КАКИМ ПРАВИЛОМ воспользовались? (среди дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.)
2. – Что скажете об этих дробях?
36/37-А; 25/37-С; 14/37-И; 33/37-Л; 8/37-Ч. (они с разными знаменателями)
- Расположив в порядке увеличения эти дроби, получите следующее слово.
- КАКОЙ вывод сделаем?
3. Прочитайте следующие математические записи (слова спрятаны под числами):
39% – части; 5% – по, 17% – его.
- замените каждую дробью.
- расположите в порядке возрастания.
- запишите название темы в тетрадь « Нахождение числа по его части».
III.
1. – Сегодня к уроку я вновь приготовила торт. Сегодня он у нас черничный.
(на доску выставлен картонный торт на магнитах, разделенный на 12 равных частей)
- На какое число равных частей разделен этот торт?
- Какую часть я забрала (взять 3 части).
- Какой дробью запишем? 3/12.
- Взвесив эти 3 части, мы узнали, что весят они 450 граммов.
НА ДОСКЕ 3/12 = 350 гр
- как, зная массу 3 кусков, узнать массу всего торта?
- Для чего мы выполняем деление?
- зачем мы потом умножаем?
2. СДЕЛАЙТЕ вывод.
Чтобы найти число по его части, надо эту часть разделить на числитель и умножить на знаменатель.
3. – Используя эти знания, найдите число, 4/15 которого составляют 240.
- на какой улице находится наша школа? Армави́рская у́лица (название утверждено 20 мая 1964 года, ранее — у́лица Остро́вского.
- Сосчитайте, сколько лет наша улица носит это название. Запишите в тетради и на доске – 1 ученик.(47)
- 4/7 длины улицы Армавирская составляют 400 метров. Узнайте длину всей улицы.
– Да, для большого города это не очень длинная улица.
- С 2004 г. Российская автомобильная промышленность выпускает автомобиль Ла́да Кали́на. Сколько лет производится этот автомобиль?
- 3/4 полной массы автомобиля Ла́да Кали́на составляют 1 т 200 кг. Узнайте полную массу этого автомобиля.
IV. Закрепление устно:
- 3/8 числа = 66. Найди целое число. (176)
- 2/4 от целого = 80. Найди целое число. (160)
- 5/20 страниц книги = 250. Найди количество страниц в этой книге. (1000)
V. Итог.
– какие новые знания вы приобрели на этом уроке.
И, напоследок, я подготовила вам слова известного вам писателя.
Великий русский писатель Л.Н.Толстой говорил: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».
– Как понимаете смысл этих слов?
– Урок окончен. Спасибо!
Доп. информация: (LADA Kalina) — семейство российских автомобилей. Выпускается ОАО «АвтоВАЗ» с 18 ноября 2004 года.