Цель мастерской: формирование ключевых компетенций, развитие системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности у обучающихся, позволяющих справляться с различными ситуациями и работать в группе.
Задачи:
Обучающие:
- научить аргументировано отстаивать свою точку зрения, даже отличную от общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение;
- сформировать навык видеть и выделять главное;
- сформировать умение донести информацию для остальных учащихся;
- сформировать навыки работы в группе;
- обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: насекомые, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся;
- формировать первоначальные навыки рефлексивной компетенции.
Развивающие:
- развивать умения учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов; обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
- развивать творчество, наблюдательность, внимание, находчивость, интерес к предмету.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственно-эстетические качества;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, проектор; диск с записью звуков природы; картинки животных; карточки с группами животных; листы бумаги; цветные карандаши; карточки со стихотворением Б.Заходера «Про всех на свете», разрезные круги.
Ход мастерской
I. Организационный момент: деление детей на 4 группы
Индуктор (звучит музыка)
Учитель: закройте глаза. Перенеситесь в мир живой природы. Прислушайтесь к своим ощущениям. Будьте очень внимательны, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.
– Какие картины вы увидите?
– Какие звуки вы услышите?
Побудьте минуточку наедине с природой.
II. Социоконструкция
Пора открывать глаза.
- Чьи голоса услышали?
- Кого увидели?
- Что представили? (Одновременно заселяем лес живыми существами.)
- Кем заселили наш лес? (Животными.)
III. Объявление темы мастерской.
Тема нашей сегодняшней мастерской, «Какие бывают животные.». Сегодня мы узнаем, какие бывают группы животных.
IV. Самоконструкция (работа в группах)
У вас на столах лежат картинки с группой животных. Рассмотрите группу и определите название животных, выделите главные признаки группы и постарайтесь изобразить их схематически (или напишите)
V. Социоконструкция (заслушивание групп)
- Какие группы животных получились?
- 1-я группа: насекомые – шесть ног;
- 2-я группа: рыбы – тело покрыто чешуей;
- 3-я группа: птицы – тело покрыто перьями;
- 4-я группа: звери – тело покрыто шерстью.
VI. Разрыв:
Рассмотрите эти группы животных. Прочитайте описание их внешнего вида и образа жизни. Попытайтесь выделить главный признак данной группы и дать название этой группе.
VII. Социоконструкция (заслушивание групп)
- Какие группы животных получились?
- 1-3-я группы: земноводные – кожа голая, нежная;
- 2-4-я группы: пресмыкающиеся – тело покрыто роговыми чешуйками или панцирем.
Вот и познакомились с новыми группами животных, сами смогли выделить главный признак группы.
VIII. Самоконструкция (работа в группах)
Следующее задание: нужно раскрасить только одну группу животных:
- 1-й группе: рыбы, земноводные;
- 2-й группе: звери, пресмыкающиеся;
- 3-й группе: насекомые, земноводные;
- 4-й группе: птицы, пресмыкающиеся.
IX. Социоконструкция (заслушивание групп)
- Почему вы так считаете?
- Какой главный признак группы вы вспоминали?
X. Разрыв
Обратите внимание на этот рисунок.
- Каких животных вы узнали?
- Что общего у всех этих животных?
- Можно ли отнести их к одной группе?
- Какое из животных можно отнести к группе звери? насекомые? птицы? Приведите доказательства своих точек зрения.
Сейчас я буду загадывать вам загадки. А вы отгадайте загадку. Подумайте и скажите: к какой группе животных можно отнести. Докажите свой выбор.
1-я группа: Не птица, а летает.
(Летучая мышь – группа: звери, т.к. тело покрыто шерстью, детенышей вскармливает молоком.)
2-я группа:
Через море-океан,
Плывет чудо-великан
Прячет ус во рту
Растянулся на версту
(Кит – группа звери, т.к. есть чувствительные волоски, детенышей вскармливает молоком.)
3-я группа:
В черных фраках в белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
(Пингвины – группа: птицы, т.к. тело покрыто перьями.)
4-я группа: По реке плывет бревно, очень страшное оно.
(Крокодил – группа пресмыкающиеся, т.к. тело покрыто роговыми чешуйками.)
Послушайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.
- Так что же это за зеленый дом? (Лес)
- Какие живые существа живут в нем? (Животные)
IX. Создание творческого продукта.
Все животные не похожи друг на друга. И сейчас я прошу вас закрыть глаза и представить одно единственное животное, в котором совмещены признаки разных групп животных. Вы создали фантастическое животное. Это ваша фантазия, ваша мечта. Воплотите свою фантазию в реальность. Изобразите это животное.
(Одно животное на группу.)
XI. Афиширование
Показ рисунков, и их обоснование.
- Трудно ли быть животным?
- Какое из животных всех нужнее, всех важнее?
Ответом на этот вопрос могут быть эти строки из стихотворения Б.Заходера «Про всех на свете» (группы зачитывают четверостишия).
Все – все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки.
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется.
То это, конечно.
Ошибкой окажется.
- Какое из животных всех нужнее, всех важнее?
XII. Рефлексия
- Какие цели вы ставили для себя во время работы?
- Что оказалось для вас неожиданным? Что – важным?