Цели:
- уметь внимательно читать и понимать текст; уметь слушать ответы на вопросы;
- формировать умения работать в группах, с источниками информации, с контурной картой;
- познакомить с историей области, с отдельными географическими сведениями (площадь, граница, коренными жителями, реками и озерами Кемеровской области);
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
- воспитывать у учеников чувства взаимопомощи, терпения при работе с партнером; воспитывать чувство любви к малой Родине.
Оборудование: карточки по методике взаимной передачи тем 6 штук – 4 комплекта, учебник «Окружающий мир», Н.Ф. Виноградова, 3 класс, карта «Кемеровская область», атласы «Кемеровская область»
План занятия:
- Информационный ввод учителя – 10 мин.
- Работа в парах сменного состава по методике взаимной передачи тем – 25 мин.
- Итог учебного занятия – 10 мин.
Ход урока
I. Информационный ввод учителя
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом,
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живем…
Мы живём в огромной стране – России. Прекрасна и разнообразна ее природа. Среди необъятных просторов есть уголок, который называется Кузбасс. Это наш родной край, наша родина. Мы живем в Западной Сибири, в Кемеровской области. На уроках окружающего мира нам предстоит узнать много интересного о нашем крае, познакомимся с историей области её городов, поверхностью и полезными ископаемыми, реками и озёрами, почвами, растительностью и животным миром, узнаем, какие экологические проблемы существуют в нашем крае и как они решаются.
Всестороннее изучение родного края называется краеведением.
– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на такие вопросы:
- С какими республиками, краями и областями граничит наша область?
- Какое второе название имеет Кемеровская область? Почему?
- Когда появился первобытный человек на территории Кемеровской области?
- Чем занимался первобытный человек?
- Какие реки протекают в Кемеровской области?
- Какое самое большое озеро нашей области?
II. Повторение алгоритма методики взаимной передачи тем или отдельных его пунктов.
Алгоритм изучения нового материала по методике «Взаимная передача тем»:
- Получите карточку с текстом. Прочитай текст.
- Самостоятельно ознакомься с содержанием заданий к тексту. Ответь на вопросы и выполни задания.
- Работа в паре.
- Первый партнер читает свой текст второму партнеру.
- Второй партнер отвечает на вопрос текста первого партнера.
- Первый партнер объясняет второму партнеру выполнение задания к своему тексту.
- Второй партнер читает текст своей карточки первому партнеру.
- Первый партнер отвечает на вопросы текста второго партнера.
- Второй партнер объясняет первому выполнение задания к своему тексту.
- Каждый выполняет самостоятельно практическое задание из карточки с текстом партнера.
- Поменяйтесь карточками и найдите новую пару. Работайте как в первой паре (по пункту 4)
1. Работа в парах по карточкам.
При необходимости – работа по карточкам «Свободной минутки» – Приложение 2
2. Закрепление материала.
Словарная работа.
Краеведение –
Берчикуль –
Старичные –
3. Работа по вопросам (см. вопросы выше)
III. Итог урока подводит учитель.
Можно встретить на территории области и озера, которые создал человек, их часто называют рукотворными. Это пруды, затопленные карьеры, водохранилища. Рекам нашей области, как и рекам всего мира, нужна постоянная забота человека. Вы, конечно, видели, как в реках плавает мусор, грязь. Как по их берегам вырубается лес. Когда-то в Абе (Абушка) водилась рыба, в их чистой воде плавали дети и взрослые. А сегодня мы отворачиваемся от этих грязных, потерявших красу речушек.
- Что нового узнали о Кемеровской области?
- Какие моменты урока вам были интересны больше всего? Почему?