Введение. За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Сонин Н.И.), допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф. Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
Настоящая программа предназначено для изучения курса «Биология. Животные» в 7 классе средней общеобразовательной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой, использовано для контрольных уроков.
Представленный урок завершает тему: «Многообразие животных» и является обобщающим уроком по теме: «Класс Млекопитающие».
Урок проводился в классе повышенного уровня. Большинство учащихся данного класса имеют высокий и выше среднего уровень общего развития, очень активны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.
Цели урока:
- Образовательные: расширить знания о многообразии млекопитающих, повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, классификации млекопитающих, роли этих животных в природе и жизни человека, познакомить с видами занесенными в красную книгу Республики Коми путем самостоятельного поиска посредством дополнительной литературы.
- Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического воспитания: формирование убежденности в необходимости охраны животных
- Развивающие: развитие внимательности, умения обобщать и выделять главное, развитие любознательности и познавательного интереса к биологии, развитие логического мышления.
Методы и приёмы: активные; метод малых групп; дидактическая игра; применение приобретенных знаний; закрепления; проверки знаний, умений и навыков; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля; взаимоконтроль.
Дидактическая игра — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу.
План урока:
Продолжительность урока 45 мин.
I. Введение (5 мин.):
а) организация класса и постановка познавательных задач;
б) класс делится на 4 группы по 4-5 человек
II. Основная часть (35 мин.)
1. 1 тур Общая характеристика млекопитающих (цикл вопросов включает тем или иным образом многообразие млекопитающих) слайды 9-60
2. 2 тур Внутренне строение млекопитающих (цикл вопросов включает тем или иным образом многообразие млекопитающих) слайды 61-112
Задания: Разноуровневые: загадки, ребусы, биологический диктант, общебиологические, на смекалку
3. 3 тур Домашнее задание. Капитаны команд выходят и защищают заранее подготовленные буклеты по занесенным в красную книгу Республики Коми млекопитающим. Отвечают на вопрос: что человеку необходимо предпринимать, чтобы небыло в нашей республике видов занесенных в красную книгу? (слайд 113)
III. Заключение (5 мин.). Подведение итогов. Группы подсчитывают общее количество баллов и выставляют себе оценку. Слайд 114
Урок включал через каждые 15 минут физкультминутки разнообразной направленности.
Урок проводился в игровой форме. Использовались проблемный и деятельностный методы, с целью развития логического мышления, социальных компетенций обучающихся и мотивации. Работа в группах и парах позволяет формировать коммуникативные компетенции обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент (участники команд рассаживаются за столы. Всего 4 группы по 4-5 человек, готовят пишущие принадлежности и буклет)
2. Введение (слайд 1)
3. Приветствие учителем команд и гостей. Вступительное слово, постановка познавательных задач (Слайд 2,3)
Правила игры (слайды 4-7)
Ребята, вам необходимо пройти 3 тура:
- 1 тур – Общая характеристика млекопитающих (слайды 9-60)
- 2 тур – Внутренне строение млекопитающих (слайды 61-112)
- 3 тур – Защита буклетов капитанами команд (слайд 113)
На экране представлено игровое поле. В каждом разделе 5 вопросов, за которые можно получить от 100 до 500 баллов, чем выше балл, тем сложнее вопрос.
Среди вопросов попадается «Кот в мешке» - т.е. вопрос не из данного раздела, его необходимо отдать любому сопернику.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа по порядку выбирает вопрос из любого раздела, если на вопрос нет ответа, то на него может ответить другая команда.
Если команда не ответила на вопрос, то его может перехватить другая команда.
Если команда ответила на вопрос неправильно, ход переходит к другой команде.
В ходе игры могут встречаться вопросы, отвечать на которые будет только один представитель от команды, без помощи остальных.
Пожелание удачи всем командам (слайд 8)
Первая команда путем жеребьевки выбирает вопрос с первого игрового поля.
4. Далее по презентации основной ход игры.
5. Игра закончена после окончания 3 тура, подсчитывается число баллов и выявляется команда- победитель. Все участники награждаются призами, команда-победитель – медалями.
6. Рефлексия
7. Организованный конец урока
Источники информации.
- Учебник. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. «Биология. Животные». 7 класс. Дрофа 2003-2008 г.г.
- Кто в лесу живет. Сборник маленьких рассказов о лесных обитателях. Новосибирское книжное издательство , 1986 г.
- Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Эксмо, 2008 г.
- Электронное издание: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008 г.
- «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И.;
- «Биология. Животные», 7 класс, Константинов В.М. и др.