Занятие по дифференциации звуков [л], [р] "Цирк"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема: Дифференциация звуков Л, Р в слогах, словах, рифмованных текстах.

Задачи:

Коррекционные:

  • уточнение артикуляционного уклада звука [р], [л], закрепление кинестетического образа звуков “л” и “р” (ощущения положения органов артикуляции);
  • совершенствование движений артику­ляционного аппарата;
  • развитие элементарного фонематического анализа (учить различать звуки [р] и [л ] на слух в слогах, словах и предложениях);
  • закрепить правильное произношение звуков [р] и [ л] в слогах, словах различной слоговой структуры, рифмованных текстах;
  • активизировать и обогащать речевую практику детей;
  • формировать интонационную выразительность речи;
  • расширить и уточнить словарный запас детей по темам "Цирк", "Домашние и дикие животные".

Оздоровительные:

  • создать благоприятный микроклимат на занятии;
  • учить снимать умственное напряжение через активизацию мелкой и общей моторики.

Развивающие:

  • развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • развивать мимику, общую и мелкую моторику,

Воспитательные:

  • воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • воспитывать внимание к обращенной речи;
  • развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: медиа, экран, мячи, напольные пазлы с цифрами, предметные картинки со звуками Л, Р, схемы артикуляции звуков, костюм клоуна, цилиндр факира с двойным дном, корзинки, планшет, звукозапись скороговорки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»).

Музыкальный ряд: муз. Шаинского «Цирк».

Зрительный ряд: презентация по теме занятия «Цирк», предметные картинки, игрушки.

Предварительная работа: беседа по теме «Цирк. Артисты цирка».

Ход занятия

Орг. момент:

Раз, два. Раз, два – на занятие пора. (хлопки в ладоши на каждый счет)
Раз, два, три. Раз, два, три- слушай, думай и смотри. (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ногам)
На вопросы отвечай, хорошо запоминай!

Основная часть:

1. Уточнение артикуляционного уклада звука [р], [л]. Характеристика звуков.

Логопед: Посмотрите, ребята, кто нас здесь поджидает? Правильно наши друзья – Гуделочка «Л» и Рычалочка «Р». Эти звуки из одной семейки. Назовите их фамилию.

/Ответы детей: Это согласные звуки./

Логопед: Почему их называют согласными?

/Ответы детей: При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает преграду./

Логопед: У всех согласных разный характер. Какой характер у звука Р в слове « рак», «репа»?

/Ответы детей: В слове «рак» звук Р – твердый. В слове «репа» звук РЬ – мягкий./

Логопед: Какой характер у звука Л в слове «лама», «лев»?

/Ответы детей: В слове «лама» звук Л – твердый. В слове «лев» звук ЛЬ- мягкий./

Логопед: Молодцы! Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать твердые согласные звуки Л, Р слогах и словах.

Логопед: Гуделочка «Л» и Рычалочка «Р» приглашают нас на цирковое представление. Как вы думаете, зачем люди ходят в цирк? Назовите артистов цирка. Сегодня мы вместе с артистами цирка будем выполнять интересные, увлекательные задания.

Но до цирка путь не близкий. Угадайте, на каком транспорте мы отправимся в цирк.

2. Рассматривание схем артикуляционных укладов. Произнесение звуков Л, Р изолированно.

Логопед: Посмотрите на схему. Угадайте какой это звук? Произнесите. Как вы догадались? Молодцы! Рисунок № 1.

/Ответы детей: Это звук Р. Рот приоткрыт, язычок вверху «дрожит»./

Логопед: Сначала мы поедем на машине.

Машина едет вперед

В машине мотор ревет: р-р-р-р.

/Дети повторяют./

Логопед: Посмотрите на схему. Какой это звук? Произнесите. Как вы догадались? Рисунок № 2

/Ответы детей: Это звук Л. Рот приоткрыт, губы в улыбке, язычок вверху./

Логопед: А потом полетим на самолете.

Самолет летит

В нем мотор гудит: л-л-л-л.

/Дети повторяют./

Логопед: Отправляемся в путь!

(Логопед и дети идут по кругу, при этом произносят звуки Р, Л, изображая поездку на машине, полет на самолете; подходят к экрану.)

Презентация. СЛАЙД № 1

Логопед: А вот и цирк!

(Звучит музыка. Логопед надевает шапку клоуна, бант.)

Презентация. СЛАЙД № 2

Клоун:

Цирк, цирк, цирк-
Это сказочный, сверкающий шатер.
Цирк, цирк, цирк-
Это кольцами играющий жонглер.
Это тигров полосатых рев
Это музыка и свет прожекторов!
Здравствуйте, мои, друзья. Вы узнали меня?
Клоун Ром вас встречает.
Клоун Ром детей забавляет!
Занимайте места в зрительном зале.

(Дети садятся на стульчики пред экраном)

Внимание! Внимание! Представление начинается!

3. Мимическая гимнастика. Презентация. СЛАЙД № 3

Клоун: Ну-ка, милые друзья. Делайте все как я!

Я могу быть веселым. (Упражнение «Веселый клоун»)
Могу удивляться. (Упражнение «Клоун удивляется»)
Возьму загрущу, (Упражнение «Грустный клоун»)
И опять улыбнусь (Упражнение «Веселый клоун»)
Тут зачем-то рассержусь, (Упражнение «Клоун рассердился»)
И опять развеселюсь! (Упражнение «Веселый клоун»)

(Дети выполняют мимическую гимнастику вместе с клоуном).

4. Артикуляционная гимнастика. Презентация. СЛАЙД № 4

Клоун: А сейчас выступают необыкновенные артисты – веселые животные! На арене цирка – забавные обезьянки!

  • Забавные обезьянки \упр. «Обезьянки»\
  • У обезьянок за щекой банан \поочередное надувание щек\
  • Обезьянки качаются на лианах \упр. «Качели»\
  • Обезьянки дразнятся \упр. «Индюк»\
  • Обезьянки ходят в гости \упр. «Ступеньки»\
  • Обезьянки шалят \упр. «Фокус»\

/Дети выполняют артикуляционную гимнастику вместе с клоуном и обезьянками).

5. Автоматизация звуков в слогах. Презентация. СЛАЙД № 5

Клоун:

На арене цирка мохнатый жонглер - медвежонок!.
Подбрасывает сразу и ловит он легко
Мячи, шары, булавы, большущее кольцо!

Прочитайте слоги на шариках жонглера.

(Дети читают слоги: ла-ра , ло-ро, лу-ру, лы-ры).

Клоун: А теперь выходите на арену.

(Дети под музыку выходят на середину зала).

Будем жонглировать мячами. Игра с мячами «Скажи наоборот»

Клоун: Я кину мяч и скажу слог со звуком Р. Вы произнесете точной такой же слог, но с о звуком Л и вернете мяч назад. А потом наоборот.

РА -…. ЛА

ЛУ -… РУ и т.д.

6. Автоматизация в слогах и словах, словах. Презентация. СЛАЙД № 6

Клоун:

Посмотрите на арене цирка веселый попугай!
Ну-ка, дети, не зевайте
За попугаем повторяйте.

Логоритмическая разминка.

ЛА-РА-ЛА-РА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Расскажу про комара. (вытянуть руки вперед)

РА-ЛА-РА-ЛА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Нос у комараигла. (показать нос)

ЛЫ-РЫ-ЛЫ-РЫ (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

В темном лесе комары. ( руки вверх, покачивание туловища вправо-влево)

РЫ-ЛЫ-РЫ-ЛЫ (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Все комарики малы. ( показ маленького комарика)

ЛА-РА-ЛА-РА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Я ПОЙМАЮ КОМАРА. (имитация движений – поймать комара, прихлопнуть ладошкой)

II. Физкультминутка. Презентация. СЛАЙД № 7

Клоун: На арене цирка грациозные лошадки.

(Дети под музыку шагают по кругу, выполняя заданные движения).

Грациозные лошадки
Вы по кругу по шагайте
Ноги выше поднимайте! \ ходьба с высоким подниманием колена\
А теперь быстрей, быстрей
Поскакали веселей! \галоп\

8. Дифференциация звуков Л, Р в словах. Презентация. СЛАЙД № 7

Клоун: Займите места в зрительном зале.

(Дети садятся на стульчики перед экраном)

Перед вами умная голубая собачка. Давайте ей поможем распределить картинки.

Назовите картинки.

(Ответы детей: булка, брошка, рыбка, блошка, лама, лак, рак., рама, бурка, улыбка, колобок, коробок).

Клоун: Назовите картинки в названии которых есть звук Л, Р. Молодцы!

(Ответы детей: Слова со звуком Л - булка, блошка, колобок, лама и тд. Слова со звуком Р- рама, рыбка, брошка и т.д.)

Клоун: Наша собачка умеет сочинять короткие стишки – рифмы. Например: лама- рама.

А теперь и вы попробуйте!

(Ответы детей лак-рак, улыбка – рыбка, блошка- брошка, колобок-коробок.)

Клоун: Голубая собачка приготовила для вас еще картинки. Подойдите к столу. Распределите картинки в две корзинки. Одна корзинка для картинок со звуком Л, другая - для картинок со звуком Р. Рисунок № 2.

(Дети выполняют задание самостоятельно)

Клоун: Давайте проверим. Называйте картинки из корзинки, в названии которых есть звук Л. Где спрятался звук Л в названии картинки - в начале, в середине, в конце слова?

(Ответы детей: на картинке - «ландыши», звук Л – в начале слова и т.д.)

Клоун: Давайте проверим. Называйте картинки из корзинки, в названии которых есть звук Р. Где спрятался звук Р в названии картинки- в начале, в середине , в конце слова?

(Ответы детей: На картинке - «гора». Звук Р – в середине слова и т.д.)

9. Закрепление правильного произношения слов со звуками Л, Р. Презентация. СЛАЙД № 8

Клоун: Займите места в зрительном зале.

(Дети садятся на стульчики)

А вот и фокусник творящий чудеса!

Из волшебного цилиндра он достанет…

Что? Никто не знает!

(На экране слайда по очереди появляются картинки: крокодил, рыболов, зеркало.)

Клоун: Кто появился из цилиндра фокусника?

(Ответы детей: Крокодил)

Клоун: В слове крокодил есть и звук Р и звук Л. Произнесите это слово тихо, громко, медленно, быстро. Где спрятался звук Р в слове «крокодил»? Где спрятался звук Л в слове «крокодил»?

(Ответы детей Звук Р спрятался в середине слова «крокодил». Звук Л – в конце слова)

Клоун: Придумайте предложение со словами: веселый крокодил.

(Ответы детей)

(Аналогичная работа проводится со словами «рыболов», «зеркало»)

Клоун: Давайте и мы станем фокусниками. (Дети выходят на середину зала)

У нас есть волшебный цилиндр фокусника
Из волшебного цилиндра
Предметы доставайте
Ласково их называйте.
Затем по дорожке с цифрами шагайте
Четко правильно считайте: один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.

(Дети выполняют задание: из цилиндра с двойным дном каждый достает игрушку киндер -сюрприз, называет ее, далее шагает по напольным пазлам с цифрами(1-5), выполняя задание ( согласование числительных и существительных), затем кладет игрушку в сундучок)

10. Закрепление правильного произношения звуков Л.Р в рифмовках.

Презентация. СЛАЙД № 9

Клоун: Проходите в зрительный зал.

(Дети садятся на стульчики)

Кто это к нам пришел? Это мой друг - клоун Лом. Сейчас он вас рассмешит.

Расскажет скороговорку. (звучит звукозапись)

МОРОКО ПЛАЛИЛ СЕЛЕЖКА

МОРОКО РАКАРА КОШКА

Помогите клоуну Лому сказать скороговорку правильно.

Какие звуки перепутал клоун Лом?

(Дети произносят скороговорку правильно хором, индивидуально).

Клоун: Девочки произнесите скороговорку весело, радостно! А мальчики - строго, серьезно.

(Дети произносят скороговорку )

Клоун: Я знаю, вы тоже знаете много скороговорок. Расскажите. Молодцы!

(Дети рассказывают выученные ранее скороговорки по желанию)
 
III. Итог

Клоун: Наше представление закончилось. До свиданья, до новых встреч!

Презентация. СЛАЙД № 10

Надо возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова. Закройте глазки 1.2.3 – повернись. В детском садике очутись.

(Логопед снимает шапку клоуна).

Логопед: Ребята, расскажите, где вы были? Кого вы видели? Какие звуки были вместе с вами? Не забывайте правильно их произносить!!! А клоун Ром передает вам вот такие сюрпризы!