"Пушкин и математика". Обобщение темы "Решение уравнений и систем уравнений" в 9-м классе

Разделы: Математика


Тема «Решение уравнений и систем уравнений» – базовая, дающая необходимый аппарат для решения целого ряда задач. Основополагающим является наработка навыков, необходимых для решения различных систем двух уравнений с двумя переменными.

Этот урок – итоговое обобщение темы, которая входит в раздел 3 «Уравнения и системы уравнений» по учебнику «Алгебра 9» под редакцией Дорофеева.

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщение знаний по теме «Решение уравнений и систем уравнений»; совершенствование навыков решения уравнений и систем уравнений с двумя переменными;
  • Воспитательная: расширить общий кругозор учащихся и повысить их общую культуру;
  • Развивающая: поднять интерес к предмету.

Структура урока состоит из шести этапов:

  1. Вступительный (3-4 мин.).
  2. Поверка домашнего задания (7-10 мин.): учащиеся представляют оформленные решения групповых заданий и защищают свои решения.
  3. Решение задач (10 мин.): Познавательная информация и общее решение задач с обсуждением предлагаемых решений позволяют на этом этапе заинтересовать учащихся и способствует их успешности на уроке.
  4. Самостоятельное решение задач в группах способствует наработке полученных навыков. Развивает чувство коллективизма, товарищества (10-15 мин.).
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3-5 мин.).
  6. Задание на дом (5 мин.).

Методы, используемые в уроке:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Метод самостоятельной работы;
  • Метод работы в группе.

Тип урока: обобщающее повторение.

Цели урока:

  • обобщение знаний по теме «Решение уравнений»
  • совершенствование навыков решения уравнений;
  • совершенствование навыков решения систем уравнений с двумя переменными;
  • расширение общего кругозора учащихся;
  • повышение интереса к данной теме через дифференцирование с литературой (жизнь и творчество А.С. Пушкина).

Подготовка к уроку:

Учащиеся заранее разбиваются учителем на группы.

Группам дается задание – решить уравнение, оформить решение и подготовится к защите своего решения на уроке. Задания даются дифференцированно, в зависимости от уровня подготовки учащихся. Задания выполняются ребятами самостоятельно.

Уравнения для самостоятельного решения в группах:

  1. (для более сильных учеников)
  2. х² - 4х - 16х +64=0 (для учеников с хорошей подготовкой)
  3. (х-3)²=16 (для учеников с хорошей подготовкой)
  4. х²-3х-4=0 (для учеников с удовлетворительной подготовкой)

слабым ученикам можно предложить творческое задание: составить ребус по теме урока.

Ход урока

Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»? (А.С. Пушкину) 

1-й этап: Вступительное слово.

Хорошо известно, что Александру Сергеевичу Пушкину математика не давалась с детства и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина О.С. Павлищевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».

Но не следует делать вывод о неприязненном отношении Пушкина к математике в течение всей его непродолжительной жизни. Ужу в первом томе «Современника», издаваемого Пушкиным, была напечатана статья князя П.Б. Козловского «Разбор парижского математического ежегодника на 1836г.», а в третьем томе – статья по теории вероятностей того же автора. П.Б. Козловский написал математические статьи для «Современника» по заказу Пушкина.

В библиотеке А. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей.

2-й этап: Проверка домашнего задания.

Проверив правильность решения ваших уравнений мы узнаем название одного из стихотворений Пушкина.

З А В К К А М
-1 и 4 -1 и 7 1 и 7 3 и 4 4 и 16 -7 и 8

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне. (Кавказ)

3-й этап: Решение задач.

1. Из стихотворения «Кавказ» мы знаем, что поэт стоял «над снегами у края стремнины», а потому интересно – с какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал за полетом орла? Числовые данные о снеговой линии над уровнем моря зашифрованы уравнением:

(х² – 7х +12,25)²+ (у² –5,4у +7,29)²=0

где х (км) – высота снеговой линии на северо – восточных склонах, у(км) – высота снеговой линии на юго-западных склонах. Решите уравнение.

2. Что значило Михайловское в жизни Пушкина?

Кто из царей своим указом пожаловал большую часть Михайловской губы Абраму Петровичу Ганнибалу?

Петр I Елизавета Петровна Анна Иоановна
(-1;-1); (-2;-2) (1; 0); (2;1) (-1; 2); (2;2)

Решите систему уравнений:

4-й этап: Самостоятельная работа в группах.

(группа 4 человека – группы разноуровневые. Ребята получают карточки с задачами и решают их. Обсуждение возможно внутри группы):

Длина диагонали прямоугольника равна 17 дм, а его площадь – 120 дм. Найдите длины сторон прямоугольника.

Решите задачу и определите какое место в окрестностях Михайловского было одним из любимых мест А.С. Пушкина?

Еловая аллея Ганнибалов пруд Савкина горка Дуб уединенный
10 и 8 225 и 64 8 и 15 12 и 9

5-й этап. Подведение итогов урока.

«Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока и подчеркните.

весело – грустно (чувствую вдохновение – чувствую подавленность)
интересно – не интересно
не волнуюсь – волнуюсь (уверен в себе – не уверен в себе)
не устал – устал
старался – не старался (пассивен – активен)
доволен собой – не доволен собой (успешен – неуспешен)
не раздражаюсь – раздражаюсь (терплю – не хватает терпения)

6-й этап. Домашнее задание.

(на слайде и на карточках у учеников)

Используя одновременно два подъемных крана, баржу разгрузили за 6 часов. За какое время можно разгрузить эту баржу, каждым из кранов в отдельности, если первому на это требуется на 9 часов меньше, чем второму? (сильным ученикам)

Решите систему уравнений (всем остальным ученикам)

На уроке использованы следующие методы:

  • Практические методы для развития практических умений навыков.
  • Индуктивные методы для развития умения обобщать.
  • Методы самостоятельной работы для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.

Литература:

  1. Дорофеев Г.В. Алгебра 9 – М.: «Просвешение», 2009, 304 с.
  2. Шестакова С.А. Сборник задач. – М.: АСТ-Астрель, 2010, 255 с.

Приложение, Презентация.