Цель: Познакомить с природной зоной «Тайги».
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне тайги; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой, дополнительным материалом;
- Воспитывать товарищеские отношения между детьми, умение работать в группе
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
- Воспитывать экологическую культуру учащихся.
Оборудование: карта «Природные зоны России», гербарный материал, иллюстрации с видами растений и животных, деятельностью человека, карточки с тестами, слайды с ответами на тесты, названием темы.
Ход урока
Организация класса. Ритмическая часть,
(В кругу с движениями).
Солнышко лучистое улыбнулось нам,
Кудри золотистые льются по плечам.
Скажем: «Здравствуй, солнышко!»
А оно в ответ крикнет нам в окошечко весело: «Привет!»
Актуализация знаний.
- Природу, какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? (Природную зону тундры)
- Покажите на карте зону тундры.
-А сейчас тестовая работа.
К югу от ледяной зоны простирается … |
|
Почвы сильно заболочены, так как… |
|
Растения тундры… |
|
Животные тундры, которые занесены в красную книгу… |
|
Летние гнездовья птиц на разных «этажах» береговых скал. |
|
Основные занятия населения… |
|
- Проверка выполнения работы. (Слайд 1.)
Стадия вызова.
- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Для того чтобы познакомиться с новой природной зоной, мы разбились по группам.
- А сейчас повторим устав, по которому работает группа:
«Работать дружно, помогать друг другу»
1. Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку.
– Если вы правильно соберёте картинку, то узнаете тему урока. ( Тайга. Слайд 2.)
2. Скажите пожалуйста, по какому плану должно идти изучение природной зоны ?
- Правильно. На доске план работы:
Географическое положение, климат.
Растительный мир.
Животный мир.
Деятельность человека.
Стадия осмысления.
1. Работаем по группам. На столах у вас лежат задания, иллюстрации, дополнительный материал.
– Ваша задача: внимательно прочитать задание, найти ответ, распределить обязанности каждого человека в группе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
- Местонахождение зоны на карте?
- Сколько солнечного тепла получает тайга по сравнению с тундрой и лесотундрой?
- Какая зима в тайге?
- Как можно объяснить суровые зимы в тайге?
- Какое лето в тайге?
- Опишите весну в этой зоне?
- Что можете рассказать про осень?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
- Какие почвы в тайге?
- Перечислите растения тайги.
- Почему в тайге нет мелких кустарников и трав?
- Назовите растения верхнего яруса.
- Назовите растения нижнего яруса.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.
- Какие животные обитают в тайге?
- Расскажите о некоторых из них.
- Составьте цепь питания некоторых животных.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ.
- Чем занимается население тайги?
- Поиски каких полезных ископаемых ведутся в этой зоне?
- Какой вред наносит человек своей деятельностью?
- Какие меры принимает человек для сохранения природы?
- На столах у вас сигнальные карточки. Какую карточку вы поднимите, если готовы (зелёного цвета), если возникнут трудности (красного цвета).
2. - Дети работают в группах.
3. - От каждой группы к доске выходит представитель или несколько, и рассказывают своё задание.
Рефлексия.
Проверка первичного усвоения материала.
У учащихся карточки с таблицей, которую нужно заполнить.
Какие растения встречаются в тайге? | |
Почему в тайге нет кустарников? | |
Перечислите животных тайги. | |
Какой вред наносит человек этой зоне своей деятельностью? |
- По окончании работы ответы собираются учителем.
Итог урока.
- Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало?
Домашнее задание.
- Изучить материал учебника.
- Написать «Синквейн» по теме «Тайга».