Цель: Расширение знаний детей о грибах, отметить их многообразие.
Задачи: Познакомить учащихся со строением гриба, дать понятие съедобный несъедобный. Развивать память, внимание, устную связную речь. Воспитывать бережное отношение к грибам, к природе.
Оборудование: картина леса, грибов, тетради по р./речи, учебники по р./р., календарь погоды, цв. карандаши, сл. слова: грибница, съедобный – несъедобный.
Ход урока
I. Орг. момент
Каждый день – всегда, везде
На занятиях в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
– Назовите сегодняшнее число.
– День недели.
– Месяц.
– Время года.
Дыхательная гимнастика.
Чистоговорка.
У крыльца опять
Пять опят.
Повторение
– Какие изменения произошли в природе за эти дни? (ответы детей)
– А сегодня, какая погода? (ответы детей)
Открыли тетради, и отметила в календаре погоду.
II. Введение в тему
-
Отгадайте загадку.
У него одна нога
Да и та без башмака (Гриб) -
Вводная беседа по картине «Сбор грибов»
– Где растут грибы?
– Какие грибы вы знаете?
– Кто из вас ходил в лес за грибами?
– Какие части гриба вы можете назвать? -
Сообщение темы и целей урока
III. Изучение нового материала
a) Рассказ учителя, демонстрация съедобных и несъедобных грибов.
Грибы расти начинают во 2-ой половине лета. Т.к. к этому времени прогрелась земля и в ней много влаги. Растут грибы до глубокой осени.
Грибы растут около определенных деревьев: белые или боровики около берез, елей, дубов.
Подосиновики – растут рядом с осиной.
Рыжики, волнушки – возле ели, сосны.
Подберезовики – под березой.
Маслята – в молодых сосновых лесах.
Сыроежки – растут поодиночке. Они очень нарядные желтые, зеленые, серые.
Опята на пнях. Лисички растут семейками. Это все съедобные грибы.
(Вывешивается сл. слово)
Среди грибов существуют несъедобные (вывешивается)
Эти грибы нельзя употреблять в пищу людям.
Самый ядовитый гриб – бледная поганка
Мухомор – тоже ядовитый гриб – он с красной шляпкой и белыми пятнами. Растут мухоморы, как на параде строй.
Увидите такой парад, обходите его стороной.
Хоть и ядовит мухомор для человека, но для лесных зверей служит лекарством.
Опасный для людей яд содержится в старых и червивых грибах.
Среди несъедобных грибов есть такие, которые поселяются на деревьях. Эти грибы постепенно разрушают дерево. Оно болеет и может погибнуть.
Большое удовольствие собирать грибы, но собирая грибы, помните:
- Гриб срезай ножом (показ.)
- Не разрывай землю вокруг найденного гриба, присыпь это место листьями, хвоёй.
- Не бери незнакомые грибы, они могут быть ядовитые
- Не собирай старые и червивые грибы, в них тоже может быть яд.
- Ни когда не срывай грибы зря: ими питаются многие животные, а некоторыми ядовитыми, для человека грибами они даже лечатся.
Физминутка
А сейчас мы отдохнем
Собирать грибы пойдем,
Вот мы видим боровик
Шляпкой к дереву приник
Мы сорвем тебя, дружок
И положим в кузовок
А сейчас сорвем другой
И отправим за тобой
Раз, два, три, четыре, пять
Мы пойдем домой опять
Ребята, у всех грибов есть шляпка, ножка, грибница – это корень гриба, подземная часть (показ)
b) Упражнение в запоминании: отгадай загадку и определи съедобный или не съедобный это гриб и положи в корзину.
-
Растут в лесу сестрички
Рыжие… лисички (какой это гриб? Положи в корзину.) -
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною
Меня узнаешь за версту
Зовусь я …подосиновик -
Возле леса на опушке
Украшая темный бор
Вырос пестрый как Петрушка
Ядовитый… мухомор -
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу
Называют их … опята -
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … масленок -
Люблю я в разных шапках быть
То в желтой, то в зеленоватой
То в красной или сероватой
Собирай, не мешкай, это … сыроежка -
У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его не украсил
Ты не трогай этот гриб
Его называют … бледной поганкой -
Серенькие шапочки
Тоненькие ножки
Под березою растут
Как их зовут? …. Подберезовики. -
На толстой бледной ножке
Коричневая шляпа
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … боровик
Да ребята, вы собрали целую корзину грибов. А что же с ними делать?
c) Упражнение в составлении фразы:
– Что можно приготовить из грибов?
Учащимся предлагается ряд слов, из которых они должны выбрать ответы на этот вопрос и составить предложения.
Слова для справок: конфеты, соленые, суп, маринованные, овощи, торт, пирог, сухие грибы, салат.
Ребенок составляет предложения.
Из грибов можно приготовить … (салат из грибов – это грибной салат)
Грибы можно – солить (это – соленые грибы) и т. д.
IV. Закрепление
a) Составление рассказа о грибах (демонстрируются опорные картинки)
- Грибы растут в лесу.
- Грибы бывают съедобные и несъедобные.
- У всех грибов есть шляпка, ножка, грибница.
- Нельзя собирать незнакомые, старые или червивые грибы.
- Зря рвать грибы не нужно, ими питаются животные, а мухоморами лечатся.
- Грибы нужно срезать ножом.
b) Работа с учебником с.13 з.№1,2.
Пальчиковая гимнастика.
c) Работа с тетрадью
Пишем число, тему урока.
Нарисовать гриб, подписать части гриба раскрасить.
Итог.
Какие грибы растут в нашей местности? (съедобные и несъедобные)
Из каких частей состоит гриб?
Каждый гриб растет в определенном месте.
Оценки.