Цели:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта России, контурные карты, рабочие тетради, подбор научно-популярной литературы, таблички групп, особая расстановка парт (буквой П), компьютеры на столах творческих групп.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
“Единственный путь к познанию – это
деятельность…”.
Бернард Шоу.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как говорил Бернард Шоу - “Единственный путь к познанию – это деятельность…”, поэтому приступим к работе. Сегодня у нас на уроке гости, учителя РТ и мы их попросим поработать экспертами, в конце нашего урока, оценить ваши ответы и заключения.
Это несколько позднее, а сначала немножечко разомнемся.
I этап (подготовительный)
Разминка.
1. Географический диктант. Задание на слайде, внимательно запишите последовательность цифр. Какие водные объекты скрываются под данными цифрами?
Слайд №4
Взаимопроверка работы, ключ на слайде.
Слайд №5
Учитель: Поднимите руки у кого оценки 5,4 3 и меньше, думаю, вы сами сделаете выводы Молодцы! Давайте двигаться дальше по нашей программе.
II этап: Основная часть
Проблемный вопрос: В середине прошлого века, учёные-географыотклонили грандиозный проект по строительству на реке Обь гидроэлектростанции. Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся.
Учитель: Сегодня наш урок и будет посвящен проблеме водохранилищ. Класс наш представлен несколькими группами: историками, сторонниками и противниками водохранилищ.
Учитель: Слово историкам.
Водохранилище — искусственный водоём, образованный, как правило, в долине рекидля регулирования её стока водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.
Водохранилища делятся на 2 типа: озёрные и речные. Для водохранилищ озёрного типа (например, Рыбинского) характерно формирование водных масс, существенно отличных по своим физическим свойствам от свойств вод притоков. Течения в этих водохранилищах связаны больше всего с ветрами.
Водохранилища речного (руслового) типа имеют вытянутую форму, течения в них, обычно, стоковые; водная масса по своим характеристикам близка к речным водам.
Основными параметрами водохранилища являются объём, площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации.
Это сложное гидротехническое сооружение (см. слайд № 7).
Первые водохранилища на Земле созданы в Древнем Египте с целью освоения земель в долине реки Нил (более 3000 лет до н.э.).
Первые водохранилища в России были созданы в 1701—1709 гг. при строительстве Вышневолоцкой водной системы, соединившей Волгу с Балтийским морем. В России немало водохранилищ (всего около 120 тыс. водохранилищ объёмом более 100 млн м3). Крупнейшие по площади водохранилища Европейской части России — Рыбинское и Куйбышевское ("Самарское море").
Учитель: У стен Казанского Кремля плещутся воды Куйбышевского водохранилища. На территории РТ 2 водохранилища: Куйбышевское и Нижнекамское. Историки нам приготовили справку (сообщения учащихся).
1. Куйбышевское водохранилище возникло в 1955-57 гг. после завершения строительства плотины, перегородившей долину Волги в Жигулях у г.Тольятти. Длина 500 км, наибольшая ширина в устье Камы – 32 км. Площадь водного зеркала 6,5 тыс.км2 (среди речных водохранилищ – 1 место, 3 место в мире), полный объем воды 58 км3 из них 34 км3полезный. Подпор уровня воды у плотины – 29 км, он распространяется по Волге до г.Чебоксары, по Каме до г.Н.Челны. Крупные заливы водохранилище образует по долинам Свияги, Казанки и другим рекам.
2. Нижнекамское водохранилище создано плотиной на реке Кама у г.Н.Челны. Оно пока заполнено на 8 метров, хотя по плану подъем воды у плотины должен составить 15 метров. Нижнекамская ГЭС в течение последних 20 лет работает на 62-х метровом уровне, хотя построена была под отметку в 68 м. Сооруженные под данную отметку инженерные сооружения, причалы, пристани, водозаборные сооружения разрушаются и требуют огромных затрат на ремонт. Отчужденные сельскохозяйственные земли деградируют. До сих пор не окуплены затраты на ее строительство, поскольку ГЭС работает на 30% от установленного объема. Поэтому РАО “ЕЭС России”, ПО “Татэнерго” назвали экологические и экономические проблемы эксплуатации Нижнекамского водохранилища на проектной отметке 62 м важнейшими в рамках Камско-Волжского каскада и требующими срочного решения.
Кроме того, в Татарстане есть Заинское водохранилище у г.Заинск р.Ст.Зай), Карабашское на р.Вай.
Учитель: Для строительства ГЭС и соответственно водохранилища необходимо знать понятия “падение” и “уклон реки”. Вспомним… .
Уклон реким — отношение падения реки (или другого водотока) на каком-либо её участке к длине этого участка. Уклон реки выражается в промилле или процентах, а также как величина падения на длину участка.
Падение реки - (рус.) разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки. Падение реки Волги на участке от истоков (высота над уровнем океана 226 м) до Нижнего Новгорода, где урез воды в реке над уровнем моря равен 63 м, равно 226–63 =163 м.
Учитель: Разность высот в истоке и устье называется полным падением реки. Обычно высчитывается падение реки на 1 км русла. Для равнинных рек падение реки составляет несколько см/км, для горных несколько м/км (Терек 5 м/км).
От величины падения реки зависит расчет возводимых плотин (если они необходимы).
Учитель: Попробуем включить логику и решить задачи.
Решим задачи, на столах у вас схемы, вставьте необходимое слово.
(Демонстрация слайдов с фотографиями водохранилищ)
Учитель: Сегодня очень много споров в различных кругах о “надобности” водохранилищ. Попробуем и мы с вами привести свои и аргументы за и против строительства водохранилищ. Время на подготовку 2-3 минуты.
(Ребята совещаются в группах, выдают свои решения, записывая их на листы, затем помещают на доску, где получается таблица: см. ниже по сценарию)
Сторонники водохранилищ:
- Регулирование стока в годы засушливые и наоборот. (Водохранилища продолжает создавать Япония, где каждый клочок земли на вес золота.)
- Уменьшение или полная ликвидация вредных явлений природы: наводнений, маловодия, селей.
- Перераспределение стока между сезонами года и годами различной водности, между днями и часами; в интеграции гидроэнергетики, ирригации, водоснабжения; создание акваторий в некоторых случаях более продуктивной водной среды (для рыболовства и рыбоводства).
- Улучшение природных условий прилегающих территорий.
- Происходит регулированная подача энергии.
- Возможность плавания судов по системе море-река-море. (В случае спуска водохранилищ РТ теряет: порты – В.Услон, Камское Устье, Тетюши, Болгар, Алексеевское, Чистополь; судоремонтные предприятия – г.Зеленодольск, Чистополь.)
- Энергетики заинтересованы в использовании накопленных водохранилищем запасов воды в зимний период, когда дни становятся короче и потребность в электроэнергии резко возрастает. Суточная разница в потреблении электроэнергии вызывает колебания уровня 1,5-2 м.
- Водники заинтересованы в использовании воды в период летней навигации,кроме того, суточные перепады в уровне мешают работе.
Противники:
- Затопление лесов, угодий, населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, линий связи и электропередач.
- Подъем уровня грунтовых вод, приводящий к заболачиванию земель.
- Подтопление грунтовыми водами сооружений, фундаменты которых глубоко заложены.
- Обрушение берегов, поэтому необходимо создание дорогостоящих сооружений.
- Изменение в почвенном покрове, растительном и животном мире – разрушают условия жизни рыб, исчезли богатейшие заливные луга.
- Создание водохранилищ существенно изменяет ландшафт речных долин, а регулирование ими стока преобразует естественный гидрологический режим реки
- Осушение нерестилищ и гибель икры водных (местных) рыб на Куйбышевском водохранилище.
- Особое значение имеет уменьшение половодий, в результате чего ухудшаются условия нереста рыб и произрастания трав на пойменных лугах.
- Уменьшение скорости течения вызывает выпадение наносов и заиление водохранилищ; изменяется температурный и ледовый режим, в нижнем бьефе образуется не замерзающая всю зиму полынья.
- На водохранилищах высота ветровых волн больше, чем на реках (до 3 м и более).
- Гидробиологический режим водохранилищ существенно отличается от режима рек: биомасса в водохранилище образуется интенсивнее, меняется видовой состав флоры и фауны.
Учитель: Оценивая последствия создания водохранилищ, важно разделить их на две группы.
- Естественные, неизбежные, присущие водохранилищам.
- Вызываемые неправильной эксплуатацией водохранилищ.
Учитель: Конечно, однозначного ответа на рассматриваемую проблему нет. Дефицит водных и энергетических ресурсов, разрушили бы хозяйственную и экономическую обстановку не только в РТ, но и в России. Необходима концепция, научное обоснование конструктивного подхода к использованию водохранилищ.
III этап: Рефлексия
Учитель: Наш урок завершен. Скажите, что вы выносите с урока? Я благодарю вас за участие в работе. По количеству жетонов вы получите оценки.
IV. Домашнее задание.
- Подписать и знать крупнейшие водохранилища России.
- Учить карту Воды России.
- Представьте обратный процесс по спуску Куйбышевского водохранилища. Дайте прогноз развития ситуации.
- Пополнить таблицу.