Урок "Водные ресурсы России. Водохранилища: "за" и "против". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели:

  1. Продолжить формирование знаний по теме “Водные ресурсы России”, с особенностями водохранилищ (размещение, значением для хозяйства страны)
  2. Продолжить формирование критического мышления учащихся.
  3. Продолжить формирование ценностного и нравственного отношения к воде.
  4. Развивать умение самостоятельно работать с источниками географической информации, анализировать и синтезировать материал, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта России, контурные карты, рабочие тетради, подбор научно-популярной литературы, таблички групп, особая расстановка парт (буквой П), компьютеры на столах творческих групп.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

“Единственный путь к познанию – это деятельность…”.
Бернард Шоу.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Как говорил Бернард Шоу - “Единственный путь к познанию – это деятельность…”, поэтому приступим к работе. Сегодня у нас на уроке гости, учителя РТ и мы их попросим поработать экспертами, в конце нашего урока, оценить ваши ответы и заключения.

Это несколько позднее, а сначала немножечко разомнемся.

I этап (подготовительный)

Разминка.

1. Географический диктант. Задание на слайде, внимательно запишите последовательность цифр. Какие водные объекты скрываются под данными цифрами?

Слайд №4

Взаимопроверка работы, ключ на слайде.

Слайд №5

Учитель: Поднимите руки у кого оценки 5,4 3 и меньше, думаю, вы сами сделаете выводы Молодцы! Давайте двигаться дальше по нашей программе.

II этап: Основная часть

Проблемный вопрос: В середине прошлого века, учёные-географыотклонили грандиозный проект по строительству на реке Обь гидроэлектростанции. Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Сегодня наш урок и будет посвящен проблеме водохранилищ. Класс наш представлен несколькими группами: историками, сторонниками и противниками водохранилищ.

Учитель: Слово историкам.

Водохранилище — искусственный водоём, образованный, как правило, в долине рекидля регулирования её стока водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве. 

Водохранилища делятся на 2 типа: озёрные и речные. Для водохранилищ озёрного типа (например, Рыбинского) характерно формирование водных масс, существенно отличных по своим физическим свойствам от свойств вод притоков. Течения в этих водохранилищах связаны больше всего с ветрами.

Водохранилища речного (руслового) типа имеют вытянутую форму, течения в них, обычно, стоковые; водная масса по своим характеристикам близка к речным водам. 

Основными параметрами водохранилища являются объём, площадь зеркала и амплитуда колебания уровней воды в условиях его эксплуатации. 

Это сложное гидротехническое сооружение (см. слайд № 7).

Первые водохранилища на Земле созданы в Древнем Египте с целью освоения земель в долине реки Нил (более 3000 лет до н.э.).

Первые водохранилища в России были созданы в 1701—1709 гг. при строительстве  Вышневолоцкой водной системы, соединившей Волгу с Балтийским морем. В России немало водохранилищ (всего около 120 тыс. водохранилищ объёмом более 100 млн м3). Крупнейшие по площади водохранилища Европейской части России — Рыбинское и Куйбышевское ("Самарское море").

Учитель: У стен Казанского Кремля плещутся воды Куйбышевского водохранилища. На территории РТ 2 водохранилища: Куйбышевское и Нижнекамское. Историки нам приготовили справку (сообщения учащихся).

1. Куйбышевское водохранилище возникло в 1955-57 гг. после завершения строительства плотины, перегородившей долину Волги в Жигулях у г.Тольятти. Длина 500 км, наибольшая ширина в устье Камы – 32 км. Площадь водного зеркала 6,5 тыс.км2 (среди речных водохранилищ – 1 место, 3 место в мире), полный объем воды 58 км3 из них 34 км3полезный. Подпор уровня воды у плотины – 29 км, он распространяется по Волге до г.Чебоксары, по Каме до г.Н.Челны. Крупные заливы водохранилище образует по долинам Свияги, Казанки и другим рекам.

2. Нижнекамское водохранилище создано плотиной на реке Кама у г.Н.Челны. Оно пока заполнено на 8 метров, хотя по плану подъем воды у плотины должен составить 15 метров. Нижнекамская ГЭС в течение последних 20 лет работает на 62-х метровом уровне, хотя построена была под отметку в 68 м. Сооруженные под данную отметку инженерные сооружения, причалы, пристани, водозаборные сооружения разрушаются и требуют огромных затрат на ремонт. Отчужденные сельскохозяйственные земли деградируют. До сих пор не окуплены затраты на ее строительство, поскольку ГЭС работает на 30% от установленного объема. Поэтому РАО “ЕЭС России”, ПО “Татэнерго” назвали экологические и экономические проблемы эксплуатации Нижнекамского водохранилища на проектной отметке 62 м важнейшими в рамках Камско-Волжского каскада и требующими срочного решения.

Кроме того, в Татарстане есть Заинское водохранилище у г.Заинск р.Ст.Зай), Карабашское на р.Вай.

Учитель: Для строительства ГЭС и соответственно водохранилища необходимо знать понятия “падение” и “уклон реки”. Вспомним… .

Уклон реким — отношение падения реки (или другого водотока) на каком-либо её участке к длине этого участка. Уклон реки выражается в промилле или процентах, а также как величина падения на длину участка.

Падение реки - (рус.) разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки. Падение реки Волги на участке от истоков (высота над уровнем океана 226 м) до Нижнего Новгорода, где урез воды в реке над уровнем моря равен 63 м, равно 226–63 =163 м.

Учитель: Разность высот в истоке и устье называется полным падением реки. Обычно высчитывается падение реки на 1 км русла. Для равнинных рек падение реки составляет несколько см/км, для горных несколько м/км (Терек 5 м/км).

От величины падения реки зависит расчет возводимых плотин (если они необходимы).

Учитель: Попробуем включить логику и решить задачи.

Решим задачи, на столах у вас схемы, вставьте необходимое слово.

(Демонстрация слайдов с фотографиями водохранилищ)

Учитель: Сегодня очень много споров в различных кругах о “надобности” водохранилищ. Попробуем и мы с вами привести свои и аргументы за и против строительства водохранилищ. Время на подготовку 2-3 минуты.

(Ребята совещаются в группах, выдают свои решения, записывая их на листы, затем помещают на доску, где получается таблица: см. ниже по сценарию)

Сторонники водохранилищ:

  1. Регулирование стока в годы засушливые и наоборот. (Водохранилища продолжает создавать Япония, где каждый клочок земли на вес золота.)
  2. Уменьшение или полная ликвидация вредных явлений природы: наводнений, маловодия, селей.
  3. Перераспределение стока между сезонами года и годами различной водности, между днями и часами; в интеграции гидроэнергетики, ирригации, водоснабжения; создание акваторий в некоторых случаях более продуктивной водной среды (для рыболовства и рыбоводства).
  4. Улучшение природных условий прилегающих территорий.
  5. Происходит регулированная подача энергии.
  6. Возможность плавания судов по системе море-река-море. (В случае спуска водохранилищ РТ теряет: порты – В.Услон, Камское Устье, Тетюши, Болгар, Алексеевское, Чистополь; судоремонтные предприятия – г.Зеленодольск, Чистополь.)
  7. Энергетики заинтересованы в использовании накопленных водохранилищем запасов воды в зимний период, когда дни становятся короче и потребность в электроэнергии резко возрастает. Суточная разница в потреблении электроэнергии вызывает колебания уровня 1,5-2 м.
  8. Водники заинтересованы в использовании воды в период летней навигации,кроме того, суточные перепады в уровне мешают работе.

Противники:

  1. Затопление лесов, угодий, населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, линий связи и электропередач.
  2. Подъем уровня грунтовых вод, приводящий к заболачиванию земель.
  3. Подтопление грунтовыми водами сооружений, фундаменты которых глубоко заложены.
  4. Обрушение берегов, поэтому необходимо создание дорогостоящих сооружений.
  5. Изменение в почвенном покрове, растительном и животном мире – разрушают условия жизни рыб, исчезли богатейшие заливные луга.
  6. Создание водохранилищ существенно изменяет ландшафт речных долин, а регулирование ими стока преобразует естественный гидрологический режим реки
  7. Осушение нерестилищ и гибель икры водных (местных) рыб на Куйбышевском водохранилище.
  8. Особое значение имеет уменьшение половодий, в результате чего ухудшаются условия нереста рыб и произрастания трав на пойменных лугах.
  9. Уменьшение скорости течения вызывает выпадение наносов и заиление водохранилищ; изменяется температурный и ледовый режим, в нижнем бьефе образуется не замерзающая всю зиму полынья. 
  10. На водохранилищах высота ветровых волн больше, чем на реках (до 3 м и более). 
  11. Гидробиологический режим водохранилищ существенно отличается от режима рек: биомасса в водохранилище образуется интенсивнее, меняется видовой состав флоры и фауны.

Учитель: Оценивая последствия создания водохранилищ, важно разделить их на две группы.

  1. Естественные, неизбежные, присущие водохранилищам.
  2. Вызываемые неправильной эксплуатацией водохранилищ.

Учитель: Конечно, однозначного ответа на рассматриваемую проблему нет. Дефицит водных и энергетических ресурсов, разрушили бы хозяйственную и экономическую обстановку не только в РТ, но и в России. Необходима концепция, научное обоснование конструктивного подхода к использованию водохранилищ.

III этап: Рефлексия

Учитель: Наш урок завершен. Скажите, что вы выносите с урока? Я благодарю вас за участие в работе. По количеству жетонов вы получите оценки.

IV. Домашнее задание.

  1. Подписать и знать крупнейшие водохранилища России.
  2. Учить карту Воды России.
  3. Представьте обратный процесс по спуску Куйбышевского водохранилища. Дайте прогноз развития ситуации.
  4. Пополнить таблицу.

Презентация