Тип урока: Освоение новых знаний.
Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
4 класс «Б»
Коммуникативная задача: по предлагаемой информации догадаться о ситуации общения.
Форма взаимодействия: учитель-класс (работа учащихся по собственной инициативе)
Цели:
Деятельностные:
- формировать способности к построению алгоритма сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
- сформировать способность к умению применять правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
- сформировать способность к творческому умению находить способы вычисления значений выражений.
Предметные: обучение умению применять новый алгоритм при решении задач.
Личностные: формировать систему ценностей направленную на максимальный вклад каждого учащегося в коллективное взаимодействие.
Используемые технологии: технология коммуникативного обучения, технология сотрудничества, технология деятельностного метода обучения.
Оборудование: Мультимедийный проектор, смарт-доска, материал для работы в группах.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности.
На перемене за три минуты до звонка учитель включает видеоролик «Математика и природа» (с целью привлечь внимание детей).
Ребята, какие числа вам встретились в видеоролике? (Кто был внимательным называет.)
Назовите! Запишите!
Что можно сказать о числах? Дайте характеристику одного выбранного учителем числа.
Слайд №1
Как вы понимаете смысл высказывания Д.Пойа «Лучший способ изучить что-либо это открыть самому». (Ребята высказывают своё мнение.)
А как мы обычно открываем новое?
- Сначала повторяем, то что нам понадобится на уроке.
- Затем пробуем выполнить пробное задание, чтобы узнать чего мы не знаем.
- Потом сами ищем способ, составляем правило и алгоритм.
Почему важно, чтобы мы сами находили новый способ?
Напомните, что мы изучали на предыдущих уроках? (Ребята называют темы «Дроби», «Сравнение дробей», «Нахождение части от числа» и т.д.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Слайд №2 Карточки с числами.
30 31 3/8 32 34 2/8
Предложите задание. (Ученики предлагают различные задания.)
Учитель выбирает разбить на группы.
Разбейте на группы. Обоснуйте своё действие? (Натуральные числа и дробные.)
Для чего нужны натуральные числа? (Для счёта.)
А дробные? (Для выражения частей.)
Отметьте на графической модели дробные числа. (2 человека работают на смарт-доске)
Из чего состоит дробь?
Что показывают числа в записи дроби? (Знаменатель - на сколько частей поделили, а числитель – сколько таких частей взяли.)
Обратите внимание на натуральные числа.
Можно ли их назвать отрезком натурального ряда чисел? (Нет, потому что не хватает числа 33.)
Добавьте число 33 и найдите сумму всех чисел удобным способом.
Что значит сложить? (Найти целое, объединить.)
Я предлагаю сложить дроби 2/8 + 3/8.
Пробуйте!
Покажите результаты. (5/8, 5/20, ?)
Кто же прав? Кто сможет доказать свой ответ? (Дети доказать не могут.)
Что нужно сделать?
3. Выявление причины затруднения.
Какое задание вы выполняли? (Сложение дроби.)
Что особенного в записи этих дробей? (Одинаковые знаменатели.)
Учитель вывешивает на доску опорный конспект.
Какова же цель нашего урока? (Научиться складывать дробные числа с одинаковым знаменателем.)
Сформулируйте тему урока. (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте составим план действий.
Что делаем сначала? (При помощи моделей выделяем дроби.)
Что потом? (Выполняем действие и результат анализируем.)
Что нужно делать дальше? (Сформулировать вывод и оформить алгоритм.)
Слайд № План действий.
- Отметить на графической модели дроби.
- Выполнить сложение.
- Проанализировать результат.
- Сформулировать вывод. Записать опорный конспект.
- Оформить алгоритм
5. Реализация построенного проекта.
Сейчас вы будете работать в группах. (Дети разбиваются на группы.)
С чего начинаем работу в группе. (С повторения правил работы в группе).
Повторите их. (Каждый ребёнок повторяет правила, которые наклеены, как подсказка, на форзаце учебника.)
Ребята, у вас есть все необходимые блоки для составления алгоритма, часть опорного конспекта, графические модели. На реализацию плана вам отводится 5 минут. (План реализации проекта проектируется на доску.)
Если у какой-либо группы не получается, то учитель наводящими вопросами помогает ребятам.
Проверяем. (От каждой группы выходит по одному представителю и вывешивают свои результаты на магнитную доску.)
Анализируем результаты.
Можно ли данный способ применить для выполнения пробного задания? (Да.)
2/8 +3/8 = 5/8.
Где можно проверить правильность результатов? (В учебнике.)
Откройте учебники на стр.7 и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.
Как закрепить наши новые знания? ( потренироваться в решении примеров и задач)
6. Первичное закрепление.
С.7 №2 фронтально
№ 3 работа в паре
7. Самостоятельная работа.
№ 4 самостоятельно (с самопроверкой)
Слайд
8. Включение в систему знаний.
Где можно применять новые знания? (При решении примеров, задач.)
Если останется время решить задачу № 6 с эталоном для самопроверки.
9. Рефлексия.
Какова была цель урока?
Достигли мы её?
У кого были трудности при открытии новых знаний?
Справились вы с ними?
Оцените свою работу.