Методическая карта урока.
- Самоопределение к деятельности.
- Актуализация знаний.
- Минутка чистописания.
- Создание проблемной ситуации.
- «Открытие» детьми нового знания.
- Физминутка.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Рефлексия деятельности.
- Домашнее задание.
Цели и задачи:
- Актуализировать знание склонений местоимений 1 и 2 лица, развивать умение различать местоимения в тексте и определять падежи.
- Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать.
- Развивать элементы творческой деятельности, орфографическую зоркость.
Тип урока: урок открытий новых знаний.
Оборудование:
- Учебник Н.В. Нечаева «Русский язык 4 класс (1–4)».
- Мультимедиа проектор.
- Музыкальное сопровождение физминутки.
Ход урока
Деятельность учителя
К одному прибавь один, дружок,
И получишь чудо, да какое -
Одинокий стал не одинок,
Подружились на планете двое.
Деятельность учащихся
Руки дружбы протяните
В глаза друг другу посмотрите.
Пусть любовь в сердцах всегда звучит,
А дружбы всех объединит
Учитель: Вот уже нас двое, а если каждый следующий присоединится к нам и мы все вместе возьмемся за руки, то получится круг дружбы.
1. Настрой на урок
Приветствие.
Дети рассказывают стих о дружбе.
Шкала настроения
Дети показывают свое настроение.
Учитель: Мы сегодня начали урок словами о дружбе. Дружба поможет нам справится со всеми заданиями. (на доске выходят слова)
«Дружба - соучастие в благих делах и в испытаниях». Платон
(Объяснение смысла пословицы.)
2. Актуализация опорных знаний, работа со словарными словами.
(На доске слова с пропущенными буквами.)
Учитель: Предложите задание.
Дети: Вставить пропущенную букву, это словарные слова.
- Вар.жка
- х.к.ей
- х.л.дный
- .ди.надцать
- зам.р.зить
- ин.й
- Что общего у этих слов ? (слова словарные)
- Определите части речи.
- Какие еще части речи вы знаете? (местоимение)
3. Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Но сначала выясним что мы знаем об этой части речи.
(- Местоимение - часть речи; само слово подсказывает, что ставится вместо имен существительных. Прилагательных, числительных.)
На доске текст
Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.
- Вам понравился текст? (нет)
- Почему? (много повторов)
Как украсить текст?
Что мы можем сделать с этим текстом? (Заметить повторяющиеся выделенные сущ. местоимениями.)
- Запишите текст в тетрадь.
Минутка тишины: (звучит нежная музыка)
- А вы слышали музыку? Какая она? Как вы думаете о каком времени года звучало?
Работа в парах.
Подчеркнуть местоимения, определить лицо.
Назови местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
- Вместо какого имени употребляются личные местоимения? (вместо существительного)
(Проверка.)
- Давайте, сравним две эти части речи. (на слайде)
- А теперь внимательно посмотрите и найдите сходства и отличия между ними.
(1) Имя сущ. Обозначает предмет. Местоимение указывает на предмет, не называя его.2) Все имена сущ.имеют род. Местоимение только в 3 лице ед.ч.)
- Роль местоимения в предложении?
4. Мобилизующий этап.
- Идем дальше…Теперь на пути нам встретились маленькие слова: она, в.на, а, под, он, я, да, они, и, но, перед. Оно. Они заблудились. Поможем вернуться им домой? Маленьким всегда нужно помогать! На какие группы можно их разделить?
- Предлоги, союзы, местоимения.
- Словечки наши устали и ушли отдыхать, остались только местоимения,т.к. мы у них в гостях. Если вы сможете выделить из этой группы 2 лишних местоимения, то узнаете. У каких, именно, местоимений мы будем в гостях.
- Назовите лексическое и грамматическое значения этих слов.
- Лексическое значение: "Я” – говорящий указывает на самого себя, "ТЫ” – говорящий обращается к собеседнику.
Грамматические значения: "Я” – 1 лицо, ед. ч., в предложении является подлежащим, "ТЫ” – 2 лицо, ед. ч., в предложении является подлежащим.
5. Открытие детьми новых знаний
- Вот сидим в гостях у местоимений. Почтальон принес им письмо от девочки Насти, которая провела каникулы в деревне, но девочка так торопилась, что пропустила некоторые местоимения. (Слайд 3)
- От кого пришло письмо? (от девочки)
- Кто писал письмо? (девочка)
- Письмо написано от какого лица? (от 1-го лица)
- Назовите местоимение 1 лица. (я, ты)
- Вставьте нужные местоимения в текст.
Работа в группе.
На каникулах(кто?) … жила в деревне. Там (у кого?) … было много подруг. (Кому?) … жилось очень хорошо. Подруги (кого?) … любили. Только один раз (с кем?) … поссорилась Лена Огонькова.
.
- У кого как получилось? (2 ученика зачитывают)
- НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ ЭТИ МЕСТОИМЕНИЯ?
- Сделайте вывод.
6. Вывод.
Местоимение изменяются по падежам.
7. Игра.
Если я называю личное местоимение, то вы топаете, а если нет – хлопаете.
Я, весь, всякий, мы, ты, каждый, вы, самый, он, красивый, она, иной, оно, они.
8.Первичное закрепление.
- Просклоняйте местоимения. Работа в группах.
И.п. кто? Я ты мы вы
Р.п. кого? меня тебя нас вас
Д.п. кому? Мне тебе нам вам
В.п. кого? Меня тебя нас вас
Т.п. кем? Мной тобой нами вами
П.п. о ком? Обо мне о тебе о нас о вас
Сравнение с эталоном.
9.Самостоятельная работа. (работа на листочках)
1 уровень.
Вставьте местоимения в нужном падеже, определи число.
Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они)
2 уровень.
Исправьте ошибки.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раз дался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.
3 уровень.
Составьте и запишите с каждым местоимением словосочетание.
Его, него, ему, нему, им, ним, её, неё.
Сдача работ.
10. Физкультминутка про дружбу.
11. Работа по учебнику.
Стр.142 № 244
Слайд с заданиями. (Грамматические признаки уже готовы.) (Отработка по родам просклонять)
12. Рефлексия.
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Что нового узнали на уроке?.
- Кому было трудно? С этими трудностями? (да)
- Справились ли мы
13. Домашнее задание
Упр.143 №246.
14. Подведение итогов. (самооценка)
Оцени свою работу.
Утверждения.
Поставь знак «+» или «?»
- Тема урока мне понятна.
- Я достиг цели урока.
- Я умею склонять местоимения.
- Мне необходимо поработать над…
(Перечисли темы для доработки….)