Свои способности человек может узнать, только
попытавшись применить их на деле. Сенека –
младший ( римский философ и писатель)
На нынешнем этапе выпускник школы должен стать
социально и профессионально активной личностью,
обладающей высокой компетентностью,
мобильностью и профессионализмом. В России
компетентностный подход, определен одним из
оснований «Стратегии модернизации содержания
общего образования» и «Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года» и
переориентировал оценку результата образования
с понятий «подготовленность», «образованность»,
«общая культура», «воспитанность», на понятия
«компетенция», «компетентность» обучающихся.
Так что же такое компетентностный подход в образовании?
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся.
- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определённом этапе обучения.
Как отмечает М.В.Рыжков, быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетентность ученика – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. В процессе обучения ученик не может приобрести компетентность, так как у него ощущается недостаток в опыте деятельности. Относительно ученика мы будем говорить об образовательных компетенциях. Образовательные компетенции – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. С позиций компетентностного подхода, цели системы образования представлены, как ожидаемые результаты в виде следующих ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция
2. Общекультурная компетенция
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция
5. Коммуникативная компетенция
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного
самосовершенствования
8. Природоведческая и здоровьесберегающая
компетенция
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Следовательно, обучение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности. Активность обучающихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. Большим потенциалом для формирования ключевых компетенций обладает игровая технология. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность обучающихся. В решении проблемы развития учебно-познавательной компетенции необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления обучающегося. Значит, необходимы группы игр и приемы, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой.
При проведении уроков физики часто используется игровая технология, в ее основе преобладает деятельностное содержание.
В ней дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Дидактические игры позволяют обучающимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать общеучебные и трудовые навыки. «Игровые коллизии вызывают у школьников стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать и применять их на практики для решения проблем». Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Нетрадиционный урок – урок творчества
Как наиболее эффективно организовать процесс обучения? Как сделать, чтобы ученики не только получили знания, но и научились действовать самостоятельно? Как заинтересовать предметом? Эти вопросы всегда остаются актуальными, несмотря на то, что разрабатываются новые педагогические технологии, появляются новые формы и методы обучения. На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Формирование этих качеств возможно при широком внедрении игровой технологии в образования. Она основывается на методологическом принципе, согласно которому ученик должен стать и объектом и субъектом обучения. Дидактические игры позволяют обучающимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать общеучебные и трудовые навыки. «Игровые коллизии вызывают у школьников стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности.
Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать и применять их на практики для решения проблем». Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового материала. Это значит надо учитывать, прежде всего, его потребности, мотивы, цели, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности. Хорошо известно, что учащийся эффективно овладевает только тем, что для него интересно и актуально, что соответствует его потребностям и запросам, т. е. в процессе обучения он выступает как личность со своими собственными потребностями и интересами. Искорка искренней и бескорыстной любознательности при правильном организованном обучении может перерасти в устойчивый познавательный интерес. Учителю необходимо преобразовывать учебный процесс – из скучного однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является нетрадиционный урок.
С помощью дидактических методов и технологических средств, на уроке происходит приоритетное развитие личностно-смысловой сферы учащихся в атмосферу интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования возможных решений познавательных и практических задач. Учебно-познавательная деятельность решается через организацию фронтальной, коллективной и индивидуальной формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения. Нетрадиционный урок – отличается от классического образца и тем способствует совершенствованию процесса обучения. Приближая школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.
Нетрадиционные уроки очень привлекают учащихся тем, что вносят в их школьные будни разнообразие, создают атмосферу праздника, способствуют развитию коммуникативных навыков, оживляют атмосферу, учащийся максимально раскрывается, показывает все свои возможности и способности, чувствует свою значимость и осознает, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое, разрешать проблемы самостоятельно.
Хотелось бы отметить, что в выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Если отказаться от традиционных уроков, общая картина учебного процесса будет неблагоприятной. В общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала и конкретных условий проведения.
С помощью проведения урока-спектакля «В гостях у госпожи Электризации», урока-соревнования «Электрические и тепловые явления», урока-экскурсии «Экскурсия в мир физики», урока-конкурса «Гордиев – узел», уроков в форме устного журнала: «Законы Ньютона», «Следствие ведут знатоки», уроков-конкурсов: «Устами младенца», «Интеллектуальный марафон», урока-викторины «Путешествие на необитаемый остров к Робинзону Крузо», урока-путешествия «Мир световых явлений», в которых задействовано общение, особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемого результата.
Литература:
1. Браверман Э.М. Методический
фестиваль. « Урок физики». Физика в школе – М.: 1992.
№ 5-6.
2. ДанюшкоВ.С., Коршунова О.В.Эмоциональные
ситуации как средство реализации
индивидуально-ориентированного обучения физике.
Физика в школе. – М.; 2003, № 7.
3. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в
средней школе. – М: Педагогика, 1981.
4. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки,
внеурочные мероприятия по физике. – М; Вако, 2006.
5. Макаренко А.С. Игра Соч. – М; 1957 г. стр. 97.
6. Румбешта А.Е., Альникова Т.В. Теория и
методика обучения физики – Т.; ТГПУ 2008.
7. Семененко Н.М. Игровые технологии.
Материалы международной научно- практической
конференции « Преподавание естественных наук,
математики и информатики в вузе и в школе» – Т;
2008.
8. Семененко Н.М. Нетрадиционный урок – урок
творчества. Предпрофильная подготовка и
профильное обучение – Т; ГНМЦ 2008.
9. Интернет-ресурсы.