Урок-игра "Океаны и моря"

Разделы: География


Цель урока: углубление знаний учащихся о морях и океанах

Задачи урока:

  • Дать понятие и представление о морях и океанах.
  • Развитие динамичности восприятия через разнообразную структуру урока, предполагающую смену видов деятельности во время урока.
  • Развитие мотивации к учению посредством интереса к уроку.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель:

Тему нашего урока вы узнаете, разгадав ребусы:

Рисунок:  окна ,, еаны (океаны)
Рисунок:  моста ,,, ря (моря)

Тема нашего урока: Океаны и моря.   

– Что вам известно об океанах и морях?
– Хотите узнать больше?
– Для того чтобы углубить ваши знания, отправимся в  плавание по морям и океанам.

III. Сообщение цели урока

Учитель: В пути мы будем выполнять различные задания.  Итак, мы отправляемся в плавание по океанам.

IV. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

1.  Океаны

Что такое океан? Океаны – огромные пространства воды. Они так велики, что на теплоходе надо плыть несколько дней, чтобы добраться до другого берега. Океанов четыре (показ на карте, перечисление океанов)

Сформулируйте определение: океан – это …

– Покажите океаны на карте (учащиеся  формулируют определение и находят океаны на карте).

2.  Моря

Рассказ учителя: Дальше мы продолжаем наше путешествие по морям. Что такое море?
Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Одни моря холодные и покрыты льдом, другие тёплые и никогда не замерзают. Глубина морей и океанов достигает нескольких километров.
Ребята,  повторите определение про себя.
– Сформулируйте определение, моря – это ... Покажите на карте 

Рассказ учителя:

Моря бывают окраинные и внутренние. Окраинные моря – это моря, которые неглубоко вдаются в сушу.
– Посмотрите на карту. Откройте атлас «Физическая карта России» на странице 14, 15, найдите моря, покажите друг другу.
– Внутренние моря – это моря, которые далеко вдаются в сушу. 
– Найдите внутренние моря на своей карте, покажите друг другу.
На карте вы видите, что нашу страну омывают воды многих морей. С северной и восточной стороны омывают окраинные моря, с западной – внутренние.

Работа с картой

– Ребята, сформулируйте определение окраинные моря…
– Сформулируйте определение, внутренние моря…  
– Покажите на карте окраинные и внутренние моря . (Учащиеся формулируют определение, показывают на карте)
– Ребята, скажите, что больше, океан или море?

3. Проверка знаний (было дано домашнее задание по вопросам)

 Класс делится на две команды: «Земля» и «Вода», а также болельщиков и жюри.

1 задание:

  • Изобразить пантомиму на морскую тематику
  • Исполнить песню о море

2 задание:

  • Какое море России в древности называли Янтарным? (Балтийское – по причине огромных запасов янтаря)
  • Море России, называемое «ледяным погребом» (Карское, 9 месяцев в году оно покрыто льдами)
  • Самое большое море Земли.  (Филиппинское)
  • Самое малое море.  (Мраморное)
  • Какое море древние греки называли «внутренним»? (Средиземное)
  • Самое мелководное море?  (Азовское)
  • Самое пресноводное? (Балтийское)
  • Самое теплое?  (Красное)
  • Самое соленое? (Мертвое море)
  • Какие вы знаете «цветные моря»? (Желтое, Красное, Белое, Черное)

5. Богатства морей и океанов

Учитель: Ребята, а хотите поплавать под водой, посмотреть на богатства морей и океанов? Только запоминайте всё, что вы увидите. Обратите внимание на растительный и животный мир.  (Видеослайды)
– Красиво? Понравилось?
– Чем богаты океаны и моря?
– Каких ещё морских животных вы знаете?
– Как человек использует богатства морей и океанов?
– Что нужно сделать людям, чтобы не иссякли богатства морей и океанов?

6. Морской транспорт

Учитель: В морях и океанах мы можем увидеть различный морской транспорт. Назовите морской транспорт.  Морской транспорт перевозит грузы и людей.

V.  Итоговое закрепление

Учитель: А теперь расскажите о том, что вы увидели в плавании, дополнив предложения.
Океаны – это... , а моря – это ...

При подготовке можете воспользоваться текстом учебника, стр. 43-44

– Давайте проверим, как вы усвоили знания, полученные за время путешествия. Перед вами тест из 3 вопросов. К каждому вопросу даны 3 ответа, Нужно выбрать правильный.

(Задание учащиеся выполняют на карточках).

1. Что такое море?

А) часть океана, вдающаяся в сушу
Б) огромные пространства воды
В) большие участки суши

2. Вода в океанах и морях …

А) пресная
Б) горько-солёная
В) сладкая

3. В морях и океанах водятся:

А) водоросли
Б) морские волки
В) рыбы

Самопроверка.

VII. Подведение итогов

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание  

На выбор:

  • Пересказ, стр. 43-44
  • «Рабочая тетрадь», стр.48 № 2
  • «Рабочая тетрадь», стр. 49 № 5

Используемая литература:

Торопова Т. К. География. Тесты. Викторины. – Волгоград, изд. «Учитель», 2009