Цель урока: углубление знаний учащихся о морях и океанах
Задачи урока:
- Дать понятие и представление о морях и океанах.
- Развитие динамичности восприятия через разнообразную структуру урока, предполагающую смену видов деятельности во время урока.
- Развитие мотивации к учению посредством интереса к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель:
Тему нашего урока вы узнаете, разгадав ребусы:
Рисунок: окна ,, еаны (океаны)
Рисунок: моста ,,, ря (моря)
Тема нашего урока: Океаны и моря.
– Что вам известно об океанах и морях?
– Хотите узнать больше?
– Для того чтобы углубить ваши знания,
отправимся в плавание по морям и океанам.
III. Сообщение цели урока
Учитель: В пути мы будем выполнять различные задания. Итак, мы отправляемся в плавание по океанам.
IV. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.
1. Океаны
– Что такое океан? Океаны – огромные пространства воды. Они так велики, что на теплоходе надо плыть несколько дней, чтобы добраться до другого берега. Океанов четыре (показ на карте, перечисление океанов)
– Сформулируйте определение: океан – это …
– Покажите океаны на карте (учащиеся формулируют определение и находят океаны на карте).
2. Моря
Рассказ учителя: Дальше мы продолжаем
наше путешествие по морям. Что такое море?
Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Одни
моря холодные и покрыты льдом, другие тёплые и
никогда не замерзают. Глубина морей и океанов
достигает нескольких километров.
– Ребята, повторите определение про
себя.
– Сформулируйте определение, моря – это ...
Покажите на карте
Рассказ учителя:
– Моря бывают окраинные и внутренние.
Окраинные моря – это моря, которые неглубоко
вдаются в сушу.
– Посмотрите на карту. Откройте атлас
«Физическая карта России» на странице 14, 15,
найдите моря, покажите друг другу.
– Внутренние моря – это моря, которые далеко
вдаются в сушу.
– Найдите внутренние моря на своей карте,
покажите друг другу.
– На карте вы видите, что нашу страну
омывают воды многих морей. С северной и восточной
стороны омывают окраинные моря, с западной –
внутренние.
Работа с картой
– Ребята, сформулируйте определение окраинные
моря…
– Сформулируйте определение, внутренние
моря…
– Покажите на карте окраинные и внутренние моря .
(Учащиеся формулируют определение, показывают
на карте)
– Ребята, скажите, что больше, океан или море?
3. Проверка знаний (было дано домашнее задание по вопросам)
Класс делится на две команды: «Земля» и «Вода», а также болельщиков и жюри.
1 задание:
- Изобразить пантомиму на морскую тематику
- Исполнить песню о море
2 задание:
- Какое море России в древности называли Янтарным? (Балтийское – по причине огромных запасов янтаря)
- Море России, называемое «ледяным погребом» (Карское, 9 месяцев в году оно покрыто льдами)
- Самое большое море Земли. (Филиппинское)
- Самое малое море. (Мраморное)
- Какое море древние греки называли «внутренним»? (Средиземное)
- Самое мелководное море? (Азовское)
- Самое пресноводное? (Балтийское)
- Самое теплое? (Красное)
- Самое соленое? (Мертвое море)
- Какие вы знаете «цветные моря»? (Желтое, Красное, Белое, Черное)
5. Богатства морей и океанов
Учитель: Ребята, а хотите поплавать
под водой, посмотреть на богатства морей и
океанов? Только запоминайте всё, что вы увидите.
Обратите внимание на растительный и животный
мир. (Видеослайды)
– Красиво? Понравилось?
– Чем богаты океаны и моря?
– Каких ещё морских животных вы знаете?
– Как человек использует богатства морей и
океанов?
– Что нужно сделать людям, чтобы не иссякли
богатства морей и океанов?
6. Морской транспорт
Учитель: В морях и океанах мы можем увидеть различный морской транспорт. Назовите морской транспорт. Морской транспорт перевозит грузы и людей.
V. Итоговое закрепление
Учитель: А теперь расскажите о том, что
вы увидели в плавании, дополнив предложения.
Океаны – это... , а моря – это ...
При подготовке можете воспользоваться текстом учебника, стр. 43-44
– Давайте проверим, как вы усвоили знания, полученные за время путешествия. Перед вами тест из 3 вопросов. К каждому вопросу даны 3 ответа, Нужно выбрать правильный.
(Задание учащиеся выполняют на карточках).
1. Что такое море?
А) часть океана, вдающаяся в сушу
Б) огромные пространства воды
В) большие участки суши
2. Вода в океанах и морях …
А) пресная
Б) горько-солёная
В) сладкая
3. В морях и океанах водятся:
А) водоросли
Б) морские волки
В) рыбы
Самопроверка.
VII. Подведение итогов
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
На выбор:
- Пересказ, стр. 43-44
- «Рабочая тетрадь», стр.48 № 2
- «Рабочая тетрадь», стр. 49 № 5
Используемая литература:
Торопова Т. К. География. Тесты. Викторины. – Волгоград, изд. «Учитель», 2009