Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

Разделы: Биология

Класс: 10


Цель занятия:

  • сформировать у школьников понятие об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов, их происхождении.
  • развивать у учащихся умение самостоятельного восприятия информации, ее систематизации и графической организации.
  • формирование коммуникативной культуры

Ход урока

1. Организационная часть урока.

Учащиеся рассаживаются для работы в группы по 4-5 человек.

2. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению одних из самых мельчайших организмов на Земле название, которых переводиться как ЯД. Деятельность этих организмов вызывает множество заболеваний и известна уже многие тысячелетия, но открыты были только в 19 столетии. Как вы считаете, что это за организмы?

Оформление тетради. Учитель просит оформить в тетради таблицу.

ЗНАЮ

КАТЕГОРИИ ИНФОРМАЦИИ

УЗНАЛ

  Открытие

Свойства

Строение

Происхождение

Значение

 

Задание классу: Вспомните, обсудите и запишите все, что вы знаете о вирусах в первую графу.

Обобщение информации и заполнение графы ЗНАЮ.

На какие категории можно разделить все полученную информацию?

Желательно выйти на следующие категории: открытие, свойства, строение, происхождение, значение.

Какой информации нам не хватает?

3. Новая тема.

Прочитайте параграф (учебник А.А.Каменского параграф 20) и заполните по категориям информации третью графу таблицы.

КАТЕГОРИИ ИНФОРМАЦИИ

УЗНАЛ

ОТКРЫТИЕ Открыты в1892 г. Д.И. Ивановским
СВОЙСТВА -Малы и проходят через фильтры, задерживающие бактерии

-Не возможно выращивать на искусственных питательных средах.

-Не способны к самостоятельному существованию.

СТРОЕНИЕ Отдельные вирусные частицы - вирионы, симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов. Внутри ДНК или РНК. Есть вирусы, содержащие одну молекулу двухцепочечной ДНК в кольцевой или линейной форме; вирусы с одноцепочечной кольцевой ДНК; одноцепочечной или двухцепочечной РНК; содержащие две идентичные РНК. Белковая оболочка - капсид. Форма разнообразная. Капсид состоит субъединиц белка, расположенных вдоль молекулы нуклеиновой кислоты. Многие вирусы имеют внешнюю оболочку, содержащую липиды. Ретровирус РНК содержащие . Бактериофаги.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ 1. Вирусы - сверхупрощенные организмы, потерявшие клеточное строение.(например черная оспа)

2. Происходят от элементов генетической программы клеток-хозяев, которые приобрели самостоятельность - защитные оболочки и механизмы для проникновения в клетку.

ЗНАЧЕНИЕ -Возбудители заболеваний (СПИД, оспа, грипп энцефалит, корь, свинка, краснуха, гепатит, бешенство, собачья чумка, ящур, ОРЗ и т.д.)

-Бактериофаги или пожиратели бактерий.

Обсуждение результатов работы. Учитель дополняет ответы учащихся.

Дополнительная информация:

Большинство вирионов имеет форму палочек или правильных многогранников.

Первый описанный вирус - вирус табачной мозаики (ВТМ), содержит спиральную молекулу РНК, заключенную в белковый капсид, состоящий из 2130 полипептидных субъединиц.

К ретровирусам относят опухолеродные вирусы, стимулирующие злокачественное размножение клеток (рак), и получивший печальную известность ВИЧ, вызывающий СПИД.

Недавно открыты ВИРОИДЫ - крошечные рибонуклеиновые кислоты, не имеющие оболочки. Это паразиты клеток разнообразных растений, от картофеля до кокосовой пальмы.

Некоторые вирусы образуют вокруг капсида вторую защитную оболочку из мембраны хозяйской клетки. Обычно она изменена специфичными для вируса белками. Таков ,например вирус СПИДа, гриппа, бешенства.

Сейчас вирусы объединяют в отдельное царство VIRA

Как вирус проникает в клетку?

Вирусы растений, клетки которых кроме мембраны защищены прочной оболочкой из клетчатки, могут проникнуть в них лишь в местах механических повреждений. Разносчиками этих вирусов являются насекомые с сосущим ротовым аппаратом (тля, клещи). Они переносят вирионы на своих хоботках. У человека переносчиками вирусных заболеваний могут быть москиты (желтая лихорадка), комары (японский энцефалит) или клещи (таежный энцефалит).Раньше вирусов распространяющих при помощи кровососов объединяли в группу арбовирусов. Это группа сборная.

Безоболочечные клетки животных, защищенных одной мембраной, более уязвимы для вирусов в первую очередь из-за пиноцитоза и фагоцитоза. Захватывая питательные вещества они захватывают и вирионы, которые потом путешествуют по организму.

У некоторых развиваются специальные приспособления для проникновения в клетку. Клетки выстилающие дыхательные пути покрыты слоем слизи, но вирус гриппа разжижает слизь и проникает к мембране (потому-то первый синдром гриппа насморк)

Вирус СПИДА заражает лейкоциты, используя белки, которые торчат из поверхности его оболочки, "украденной" у хозяйской клетки.

Наконец, крупные, так называемые Т-четные фаги, паразитирующие в бактериях, превратились в "живые шприцы" одноразового действия; они разъедают дырку в бактериальной оболочке и, сокращаясь, впрыскивают свою нуклеиновую кислоту в клетку хозяина. Пустая оболочка вириона отбрасывается за ненадобностью.

4. Закрепление.

Задание группам.

Прочитайте текст и найдите ошибки.

В 1872 году Д.И. Ивановский обратил внимание на широко распространенную болезнь табака, при которой листья покрываются россыпью пятен (мозаичная болезнь). Он выжал из листьев сок, профильтровал, но сок не утратил заразных свойств и Д.И. Ивановский назвал болезнетворное начало "фильтрующимся вирусом"

Вирусы (от лат.virus - яд) - клеточные формы жизни, состоящие из генетического аппарата, покрытого оболочкой. Липидная оболочка вируса называется капсидом. Генетический аппарат вирусов состоит из одной нуклеиновой кислоты - РНК или ДНК, но есть вирусы, включающие в себя ДНК и РНК. РНК-содержащие вирусы называют ретровирусами. Вирусы способны к самостоятельному существованию.

Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ , направляя всею ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Вирусы способны воспроизводить себе подобные формы и не обладают наследственностью и изменчивостью.

Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают грипп, оспу, бешенство, спид, ящур и другие заболевания.

5. Домашнее задание.

Напишите эссе 10-15 предложений на тему: "Зачем природе вирусы" или синквейн "Вирусы"

Описание методических приёмов технологии развития критического мышления, используемых в данном уроке.

Критическое мышление - это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений.

Конструктивную основу уроков по данной технологии составляют три основных блока: "вызов - осмысление - рефлексия".

На стадии "вызова" учащиеся диагностируют собственные знания по заданной теме, делают информационный прогноз индивидуально, в парах, в группах, фиксируют это на доске, в тетрадях.

На стадии "осмысления" вступают в контакт с новой информацией, систематизируют её, соотносят новую и старую информацию. Происходит формирование собственной позиции, самостоятельно отслеживается процесс понимания информации.

На стадии "рефлексии" закрепляются полученные знания, включаются новые понятия и образы, формируется собственное новое знание. Анализ собственных мыслительных операций.

Интерактивная стратегия "Таблица Знаем - Хотим узнать - Узнаем" (З-Х-У)

  • З - знаем
  • Х - хотим узнать
  • У - узнаем

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.

Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.

Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.

Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием "Написание эссе"

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю". Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Синквейн

Синквейн происходит от французского - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала.

Правила написания синквейна:

  1. Первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом (существительное)
  2. Вторая строка - описание темы в двух словах (имена прилагательные)
  3. Третья строка - описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме
  5. Пятая строка - одно слово - синоним к первому, которое повторяет суть темы

С помощью можно синтезировать сложную информацию, развивать творческие способности учащихся.