Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из актуальных проблем является проблема развития сотрудничества детей с задержкой психического развития. Опыт работы показывает, что особенности детей с ЗПР требуют от педагога-психолога тщательного подбора коррекционно-развивающего материала, отвечающего возможностям детей.

Как правило, многие дети с ЗПР имеют и нарушения речевой функции, которые проявляются в том, что у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств. Многим детям присущи дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания обращенной речи. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что у данной категории детей нарушено речевое общение. Нарушения коммуникации приводят к трудностям взаимодействия детей между собой – не возможность договориться о распределение обязанностей, трудности в выполнении совместных действий, в конструктивном разрешении конфликтов и т.д.

Принимая во внимание совокупность имеющихся нарушений у детей, была составлена коррекционно-развивающая программа по развитию навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеющие речевые нарушения.

Вашему вниманию предлагаются конспект трех занятий, направленных на развитие навыков сотрудничества.

Возраст – 4-5 лет.

Количество детей – 6 человек.

Занятие 1.

“Вместе весело шагать”

Задачи: способствовать формированию дружеских отношений, взаимопонимания, доброжелательных отношений в группе, навыков совместной деятельности.

Материалы и оборудование: обручи, препятствия (мягкие модули, стулья, перекладины и т.д.), заранее подготовленная рамка для “Волшебного рисунка”, цветные ниточки (мулине) по количеству человек.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия. Упражнение “Доброе животное”.

Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Мы делаем шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох! Молодцы!”. Дети выполняют упражнение вместе с психологом.

“Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Шаг вперед – стук, шаг назад – стук!”.

2. Игра “Найди друга”.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он произносит слова “Я хочу с тобой подружиться…”, а дальше описывает одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

3. Создание проблемной ситуации.

Каждому ребенку дается картинка “Найди отличия”. Сначала задание выполняется индивидуально. Затем дети делятся по парам. Каждой паре дается картинка, на которой надо найти отличия.

После выполнения задания психолог спрашивает детей: “Как легче искать отличия: одному или вместе?”, “Что помогало вам выполнять задания? А что мешало?”

Задача психолога подвести детей к пониманию того, что вместе легче выполнять задания, так как всегда можно обратиться за помощью к товарищу.

4. Упражнение “Крутящиеся обручи”

Дети делятся на пары, каждая пара получает по обручу.

Дети становятся напротив друг друга, берутся за руку. Обруч надевают на соединенные руки. Задача детей постараться, чтобы обруч начал крутиться – сначала на руке одного ребенка, затем на руке другого. Задание можно усложнить – во время кручения обруча, поднять одну ногу, потом другую, покружиться и т.д.

5. Упражнение “Волшебные ножки”.

По кабинету расставляются препятствия. Дети делятся на пары.

Вариант 1. Двое детей в паре, держась за руки, должны пройти препятствия, не задевая их и не расцепляя руки. Необходимо так сделать препятствия, чтобы детям была возможность под чем-то пролезть, что-то переступить и т.д.

Вариант 2. Одному ребенку из пары завязывают глаза. Второй ребенок должен его провести по кабинету так, чтобы он не задел препятствий.

6. “Волшебный рисунок”.

Подготовка: рамочку для рисунка можно сделать, используя самокляющуюся бумагу и картон. Из картона вырезается рамочка и приклеивается к бумаге. С бумаги убирается защитный слой и остается клеящаяся поверхность, к которой легко приклеиваются ниточки.

Каждому ребенку раздается цветная ниточка. Психолог показывает детям пустую рамочку и говорит: “Мы с вами сейчас превратимся в художников. Но художниками мы будем не обычными, а волшебными. И рисовать мы будем волшебными ниточками”.

Психолог показывает детям своей ниточкой, как можно рисовать узоры. После этого, каждый ребенок по очереди подходит к рамочке и выкладывает свой узор. В заключении можно придумать название картины, обсудить, на что похожи узоры.

Рисунок 1. “Волшебный рисунок”

Занятие 2.

“Совместные дела”

Задачи: способствовать формированию дружеских отношений, взаимопонимания, доброжелательных отношений в группе, навыков совместной деятельности.

Материалы и оборудование: карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, обручи (по количеству детей), музыка.

Ход занятияa

1. Ритуал начала занятия. Упражнение “Доброе животное”.

Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Мы делаем шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох! Молодцы!”. Дети выполняют упражнение вместе с психологом.

“Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Шаг вперед – стук, шаг назад – стук!”.

2. Разминка “Карандаш”.

Дети делятся на пары. Каждой паре дается один карандаш (лучше, если он будет не поточен). Задача детей удержать карандаш указательными пальцами на вытянутой руке. Как только это получилось, задание можно усложнить. Удерживая карандаш нужно присесть, повернуться, попрыгать та, чтобы карандаш не упал.

Рисунок 2. Разминка “карандаш”

3. Игра “Автомойка”.

Психолог рассказывает детям, что такое автомойка и предлагает по очереди превратиться в машины. Также важно обратить внимание детей на то, что роль “автомойки” очень ответственная, так как очень важно не сделать больно “машинам”.

Дети встают в колонну по одному, друг за другом. Ноги шире плеч так, чтобы между ними можно было пролезть ребенку.

Один из детей начинает: он встает на четвереньки – это машина в автомойке. Все остальные – часть большого аппарата, который моет автомобиль.

“Когда машина проходит под вашими ногами, вы можете аккуратно ручками погладить спинку нашей “машины””

Рисунок 3. Игра “Автомойка”

4. Упражнение “Повтори узор”.

Дети делятся на пары. Каждой паре дается образец узора из геометрических фигур. С помощью цветной бумаги, ножниц и клея детям вместе необходимо сделать такой же узор.

5. Игра “Острова”.

Каждому ребенку выдается остров (лучше использовать обруч).

Психолог: “Пока будет играть музыка, вы можете танцевать вокруг “островов”, но при этом вы не должны наступать на них. Можно двигаться по всему кабинету. Когда музыка остановится, вы должны забраться на свой “остров”.

Постепенно задание усложняется.

“Теперь постарайтесь всякий раз прыгать на новый “остров””.

Затем постепенно по одному обручу убирается, акцентирую внимание детей на то, что надо поделиться друг с другом “островами”.

Занятие 3.

“Волшебный город”

Задачи: развитие творческих способностей, развитие навыков совместной деятельности.

Материал и оборудование: выполнение творческого задания требует предварительной подготовки. Дети с задержкой психического развития, как правило, в возрасте 4-5 лет имеют трудности с графомоторными навыками, поэтому для достижения целей данного задания психологу необходимо подготовить достаточное количество изображений различных предметов (дома, деревья, люди, животные, машины, цветы и т.д.) Чем разнообразнее будут картинки, тем больше возможностей будет у детей.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия. Упражнение “Доброе животное”.

Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! Мы делаем шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох! Молодцы!”. Дети выполняют упражнение вместе с психологом.

“Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Шаг вперед – стук, шаг назад – стук!”.

2. Творческое задание “Волшебный город”.

Психолог:

– Сегодня ребята к нам в гости пришла Чита (любая мягкая игрушка).

– Давайте с ней поздороваемся (дети пожимают Чите ручку и называют свои имена).

– Ребята, посмотрите, наша Чита очень грустная, у нее нет друзей, ей не с кем поиграть, ей негде жить. Она пришла попросить нас о помощи. Ей очень хочется, чтобы у нее был свой волшебный город, с красивыми домами, лесами, где будут жить ее друзья.

– Ребята, давайте поможем Чите!!!

Детям дается ватман, цветные карандаши, заранее подготовленные картинки. Задача детей вместе создать на ватмане волшебный город.

Подготовленные картинки можно приклеивать к ватману, какие-то детали дети могут подрисовывать карандашами. Главная задача, чтобы в создании города участвовали все дети.

– Молодцы, ребята! Посмотрите, какой замечательный город у нас получился. Но мы же с вами строили волшебный город. Чита оставила нам волшебный мешочек в котором оставила вам сюрприз, за то, что вы смогли все вместе, дружно выполнить такое нелегкое задание (в мешочек можно положить небольшие подарочки для детей – конфеты, наклейки и т.д.).

Список литературы:

  1. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008.
  2. Фопель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем.-М.:генезис, 2005.
  3. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – 2-е изд.-М.:Генезис, 2010.
  4. Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008.