I. Паспорт программы
Название программы: "Будь здоров, сибирячек!""
Нормативно-правовая база программы:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
- Закон РФ "Об образовании" (Принят 10 июля 1992 года № 3266-1 в ред. от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.);
- "Типовое положениео дошкольном образовательном учреждении"
(утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666);
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003 г.);
- Устав МБДОУ № 9.
Сроки реализации программы: 2011-2014 годы
Руководители:
- Федоренко О.Л. - заведующая МБДОУ № 9,
- Обухович З.В. - старший воспитатель.
Участники реализации данной программы:
- администрация ДОУ (заведующая, старший воспитатель);
- медсестра ДОУ;
- психолог;
- инструктор по физическому воспитанию;
- рабочая группа, состоящая из воспитателей, имеющих высшую и первую квалификационную категорию;
- воспитатели;
- педагог дополнительного образования детей.
II. Пояснительная записка
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента практически здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения - нарушение экологии, общее состояние социальной среды, развитие информационных технологий.Дети часами сидят за компьютером дома, много времени проводят возле телевизора. Ухудшается зрение, дети жалуются на головные боли, усталость. Статичность позы приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.Многие дети увлечены компьютерными играми, пропагандирующими насилие, жестокость. Эти игры травмируют психику ребенка.
В МБДОУ № 9 функционирует 13 групп. Из них 2 группы оздоровительной направленности. В них воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с туберкулёзной интоксикацией). Важнейшей задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. Увеличение числа детей в ДОУ с различными отклонениями в состоянии здоровья делает эту задачу приоритетной,требует совместных усилий и координации деятельности педагогов, медицинского работника, психолога, родителей.
Медсестра, педагоги ДОУ провели мониторинг состояния здоровья воспитанников, выявили основные группы заболеваний: ОРВИ в 2009г. - 53%, в 2010г. - 72%; острый фарингит в 2009г. - 5%, в 2010г. -18%. Это послужило основанием дляразработки системы оздоровительной работы в ДОУ.
Целеполагание: Целью данной программы является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья (физического, психического, духовного) детей, оздоровление воспитанников, формирование у дошкольников положительного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для роста и развития ребёнка.
- Снизить уровень заболеваемости.
- Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
- Сформировать представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности.
- Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.
- Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
- Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
- Привлечь родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- Создана комфортная здоровьесберегающая среда в ДОУ.
- Качественно улучшится физическое состояние, развитие и здоровье ребёнка.
- Сформируется осознанное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни у детей и родителей.
- Повысится уровень санитарно-гигиенической культуры у детей и родителей.
- Снизится уровень заболеваемости.
Принципы и подходы к формированию программы:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
- Принцип научности. Подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип комплексности и интегративности. Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
- Принцип активности, сознательности. Участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
- Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.
III. Система оздоровительной работы
№ п/п | Форма работы. Направление | Периодичность выполнения | Ответственные | Сроки |
1. | Оптимизация режима | |||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима | Ежедневно | Воспитатели,психолог,медсестра | В течение года | |
Определение оптимальной нагрузки на ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей | - | Психолог, медсестра | В течение года | |
Организация вторых завтраков (соки или фрукты) | Ежедневно | Мл.воспитатели, воспитатели | В течение года | |
2. | Организация двигательного режима | |||
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | Инструктор по физ. воспитанию | В течение года | |
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна | Ежедневно | Воспитатели, контроль медсестры | В течение года | |
Прогулки с включением подвижных игр, игровых упражнений | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Музыкально-ритмические занятия | 2 раза в неделю | Музыкальный руководитель, педагог доп. образования, воспитатели | В течение года | |
Спортивные праздники, досуги, спортивные игры, походы, экскурсии | - | Инструктор по физ. воспитанию, воспитатели | В течение года | |
Здоровьесберегающие занятия | 1 раз в месяц | Воспитатели | В течение года | |
Гимнастика для глаз | Во время занятий, на физ. минутках | Воспитатели | В течение года | |
Пальчиковая гимнастика | 3, 4 раза в день | Воспитатели, логопед | В течение года | |
Музыкальные праздники | 1 раз в квартал | Музыкальный руководитель, педагог доп. образования, воспитатели | В течение года | |
Оздоровительный бег | Ежедневно | Воспитатели | С апреля по октябрь на улице, с ноября по март в помещении | |
3. | Охрана психического здоровья | |||
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, муз.паузы | Несколько раз в день | Воспитатели, психолог | В течение года | |
Использование приёмов сказкотерапии, смехотерапии | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
4. | Лечебно-оздоровительная работа, профилактика заболеваемости | |||
Проветривание помещений | 3 раза в день | Воспитатели, контрольмедсестры | В течение года | |
Дыхательная гимнастика | 3 раза в день: во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Воспитатели, контроль медсестры | В течение года | |
Постоянный контроль осанки | Ежедневно, во время занятий | Воспитатели | В течение года | |
Подбор мебели в соответствии с ростом детей | 2 раза в год | Медсестра, воспитатели | Август, январь | |
Витаминотерапия, "Ревит", поливитамины | По 1 разу в течение 10 дней | Медсестра | Декабрь, февраль | |
Витаминизация третьего блюда | Ежедневно | Медсестра | В течение года | |
Вакцинация против гриппа по согласию родителей | 1 раз в год | Врач, медсестра | В октябре | |
Кварцевание | В неблагоприятные периоды (осень-весна) возникновения инфекции | Медсестра, воспитатели | В течение года | |
5. | Оздоровление фитонцидами | |||
Употребление свежего чеснока и лука | Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания | Медсестра,мл.воспит. | С октября по апрель | |
Чесночно-луковая ароматерапия | Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания | Медсестра,мл.воспит. | С октября по апрель | |
6. | Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка | |||
Воздушное закаливание (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года) | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Прогулки на воздухе | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Ходьба босиком по траве | Ежедневно | Воспитатели | Июнь- август | |
Ходьба босиком по "дорожке здоровья" | Ежедневно, после дневного сна | Воспитатели | В течение года | |
Водное закаливание (игры с водой) | Во время прогулки в летний период, во время занятий | Воспитатели | В течение года | |
Полоскание горла и рта кипячёной, охлаждённой водой после еды | После каждого приёма пищи | Воспитатели, мл.воспитатели | В течение года | |
7. | Мониторинг | |||
Определение уровня физического
развития. Определение уровня физической подготовленности детей |
2 раза в год | Медсестра, инструктор по физической культуре, воспитатели | Сентябрь и май | |
Диспансеризация Осмотр детей врачами, специалистами в возрастных группах |
По плану поликлиники | Специалисты детской поликлиники, медсестра, врач |
1 раз в год | |
Организация диспансерного наблюдения за детьми в санаторных группах | По назначению врача | Медсестра | В течение года | |
8. | Консультативно-информационная работа с родителями | |||
Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана | - | Воспитатели | В течение года | |
Анкетирование родителей | - | Инструктор по физ.воспитанию, медсестра, воспитатели | Сентябрь, май | |
Информирование родителей о характере и объёме планируемых в течение года оздоровительных процедур | - | Медсестра, воспитатели | В течение года | |
Получение письменного согласия родителей на проведение оздоровительных процедур | По мере необходимости | Воспитатели, медсестра | В течение года | |
Консультации, лекции, родительские собрания по вопросам ЗОЖ для родителей | 1 раз в квартал | Воспитатели, медсестра | 1 раз в квартал | |
Информация для родителей по результатам мед.осмотра детей | По мере необходимости | Воспитатели, медсестра | В течение года | |
Оформление в групповых помещениях стендов, включающих информацию по оздоровительным методикам | 1 раз в квартал | Воспитатели, медсестра | В течение года |