Цель работы: освоение современных образовательных технологий определение своего отношения к рассматриваемой технологии; осмысление типологий учебных занятий, овладение методикой конструирования личностно – ориентированного учебного занятия с применение интерактивных пособий и ИД.
“Учитель всегда невольно стремиться к
тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ
преподавания.
Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем
он не удобнее для учеников.
Только тот способ преподавания верен, которым
довольны ученики” /Л.Н.Толстой/
Сегодня новый образовательный стандарт нового поколения ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционные методы обучения направлены на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, они не дают возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационно – рецептурный подход, адресованный к памяти ученика, и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.
А для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда мы видим, что интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, мы делаем для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.
Быть учителем в наше время – значит владеть искусством создания личности средствами своего предмета. Задача учителя географии, в этих условиях – формирование у школьников географической культуры как части общей культуры человека.
Именно сейчас важен в работе учителя географии творческий подход к организации учебной деятельности. Именно сейчас цели изменились, и мы обязана готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями.
Однако творчество, которому ныне уделяется так много внимания, невозможно без глубоких и прочных знаний методики своего предмета и вместе с тем большого искусства в организации деятельности школьников.
Как же добиться того, чтобы наши дети, наши дорогие дети хотели учиться, стремились к знаниям , накапливали знания.
Как увлечь детей?
Как учительское надо превратить в ученическое хочу?
1. Описание технологии использования интерактивных, информационно-коммуникативных средств обучения учащихся.
Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности.
Современные интерактивные, информационно коммуникативные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых. Работа с компьютером охватывает все новые сферы деятельности: игра, обучение, общение и т.п. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Появление компьютеров произвело революцию в технологии работы с информацией. Достоинства ИТ в процессе обучения:
- экономия места;
- экономия времени;
- оперативность информации;
- повышение мотивации обучения.
Большинство людей являются визуалами, поэтому для объяснения нового материала наряду со словесной формой использую мультимедийные презентации, новизна подачи материала активизирует познавательную деятельность учащихся. Современные электронные учебные пособия, которые обладают способностью взаимодействия с учеником, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере целесообразности и месте компьютерных технологий в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен. Он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные интерактивные элементы можно в любые уроки. У учителя географии в современных условиях имеются очень большие возможности использования интерактивных и информационно коммуникативных технологий обучения.
Современная школа обеспечена материально-технической базой для применения ИТ. Учителю необходимо овладевать навыками работы с интерактивными средствами обучения и уметь их применять. Использование современных технологий на уроке способствует повышению качества знаний по предмету и познавательной мотивации. Использование ИТ облегчает самостоятельный поиск детьми и подростками ответов на возникающие вопросы.
Новые технологии пришли в школу. На уроках географии они служат для визуализации материала, внесение в работу необходимого разнообразия.
Изучение педагогических программных средств по географии, оценка их достоинств и недостатков.
В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:
- Учебные программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.
- Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
- Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.
- Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера разнообразных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.
- Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
- Мультимедиа – учебники – компактные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Использование компьютера позволяет значительно экономить время, эффективно осуществлять контроль знаний, результаты объективны, повышается мотивация учения за счет новизны деятельности. Применение компьютера на уроке, позволило делать его более интересным, наглядным, динамичным. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает учеником лучше запомнить материал. Мой опыт по использованию информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам. В связи с тем, что у нас в школе нет возможности систематически проводить уроки географии в компьютерном классе, я использую мультимедийный проектор и компьютеры, интерактивную доску. В кабинете географии создана богатая библиотека мультимедийных ресурсов.
Это, прежде всего, набор интерактивных наглядных пособий:
– электронных карт;
– мультимедийные учебники по географии для учащихся 6-11-х классов;
– коллекция интерактивных пособий “Готовимся к ЕГЭ;
– серия электронных учебных пособий “Электронные уроки и тесты”;
– демонстрационный материал по географии – интерактивные наглядные пособия;
– материалы серии: Классика энциклопедий (энциклопедия по географии РОССИИ;
– Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки географии” 6-10-й класс;
– ЦОР из сети и созданные учащимися и учителем;
– тренажеры и программы тестирования;
– материалы для дистанционного обучения,
– научно-исследовательские работы и проекты;
– образовательные ресурсы Интернета,
– DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
– видео коллекция “Золотой глобус”; “Великие чудеса природы”; “Планета Земля”.
Возможности интерактивных ресурсов огромны, что и определяет их место в учебном процессе. Их можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, однажды подготовив мультимедийный урок, уже никогда не сможет отказаться от этих возможностей, осознавая достоинства таких уроков:
– обогащение обратной связи между всеми участниками образовательного процесса;
– дифференциация и индивидуализация обучения;
– мотивация учебной деятельности;
– освобождение от субъективных оценок;
– развитие самообразования;
– доступность учебного материала;
– облегчение решения многих дидактических задач;
– формирование чувственных образов предметов и явлений действительности;
– формирование географической картины мира;
– развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу.
Особое место среди интерактивных ресурсов занимает интерактивная доска. ИД предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность обучающихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия. Интерактивные средства, в том числе доски очень сильно повышают мотивацию учащихся, ведь с каким энтузиазмом дети подходят к доске, тянут руки! Им сразу хочется высказаться. Кроме того, в большой степени улучшается эффективность обучения. А это крайне важно особенно для детей с особыми образовательными потребностями. Да и вполне успешные школьники не остаются в стороне от таких интересных заданий.
Использование ИД на уроке географии, несомненно, положительно влияет на познавательную активность обучающихся, повышает мотивацию к изучению предмета (особенно когда они сами участвуют в подборе информации, разработке и оформлении того или иного материала: например создание электронных ресурсов в виде – презентаций). Все дети, без исключения, проявляют желание выйти к доске и выполнить предложенные учителем задания, а, значит, становятся более уверенными в себе. Учителю легче удерживать внимание и активность обучающихся на уроках, а, значит, легче достигать главную цель образования XXI века – развитие личности ребенка, его социализация.
Способы использования ИД на уроках географии:
1. Изучение нового материала, где можно использовать огромные возможности доски:
- Можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к тексту, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, запускать флеш-анимации, не отвлекаясь на компьютер.
- Тексты, рисунки или схемы можно скрывать (шторкой, непрозрачными или полупрозрачными фигурами), а затем показывать в ключевые моменты урока – делается это все перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Инструмент “прожектор” позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана.
- Заранее подготовленные тексты, таблицы и графики, рисунки, гиперссылки к мультимедийным файлам, видеосюжетам и Интернет-ресурсам экономят на уроке время.
- Создание различных образов, путем “собирания” схем, создание и демонстрация готовых трехмерных моделей средствами доски.
- К файлам и страницам, пройденным на прошлом уроке или предыдущем этапе урока можно, всегда можно вернуться и повторить ключевые моменты занятия. Рисунки и тексты можно перетаскивать с одной страницы на другую. Это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
2. Представление обучающимися домашних заданий, выполненных на домашних ПК (70% имеют дома) или в кабинете информатики, защита рефератов и исследовательских работ по предмету.
3. Проведение самостоятельных, проверочных письменных работ (диктанты, тестовые задания, задачи и др.) с использованием таймера, что позволяет обучающимся контролировать время выполнения заданий, без напоминаний учителя, что немаловажно при контроле знаний. Самопроверка работ обучающимися с помощью ИД.
4. Выполнение заданий на установку соответствующих терминов (определения беру из разных словарей и прошу выделить полупрозрачным маркером ключевые слова, обобщить и записать обобщенное определение в тетради), понятий и многое другое.
5. ИД позволяет организовать лабораторную работу в виртуальной лаборатории при отсутствии натуральных объектов.
Возможности ПО ИД огромны, но их необходимо использовать правильно.
Преимущества использования ИД для учителя:
6. ИД позволяет учителю импровизировать, проявлять гибкость, реализовать его творческие способности;
7. Позволяет сохраненный материал использовать вновь, делиться наработками с коллегами;
8. Вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует его профессиональный рост.
Конечно, важно понимать то, что использование ИД не может решить всех учебных проблем и то, что никто не обязан работать с ИД постоянно на каждом уроке, а это может быть фрагмент урока, урок в теме, внеклассное занятие. ИД, по моему мнению, может стать хорошим современным помощником только в том случае если урок имеет четкий план и структуру, направлен на достижение четко поставленных целей и реально достигаемых результатов, и все задания помогают обучающимся лучше усвоить материал
Современные информационные технологии, помогают решать следующие учебные и познавательные задачи:
– формировать мотивацию к предмету,
– активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке,
– способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
На уроках мне помогают не только мультимедийные учебники, энциклопедии, но и созданные мною презентации уроков. Для их создания использую программу Microsoft Office Power Point. Программа позволяет создавать слайды, на которых можно показать диаграммы, схемы, фотографии, удобно выводить на экран планы практических работ, описаний и т.п. Презентации удобны тем, что учитель может сама отбирать материал, который нужен именно для данного урока и в нужной последовательности. Компьютерную презентацию можно использовать как в течение всего урока, так и на отдельном этапе. Использование мультимедийных технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным. Использование интерактивных технологий это развитие новых форм мышления, это развитие детей. Зачастую, дети сегодня лучше разбираются в информационных технологиях, нежели учителя. Знание информационных технологий поможет учителю еще лучше понимать своих учеников.
Новизна подачи нового материала помогли быстро установить контакт с учащимися и вовлечь их в работу. Применение компьютерных технологий решает проблему развития междисциплинарного мышления школьников, легче создается целостный образ территории, что очень важно при изучении страноведения и краеведения. При выполнении работы с использованием компьютерных технологий, проявляются творческие качества ребят: умение оформить свою работу, фантазия ребенка. Т.е. программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности.
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.
В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений.
Применение интерактивных, информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе. Сколько раз ребенок за время своей учебы в школе слышит от учителей и родителей фразу: " Нужно хорошо учиться, потому что ...". А дальше – очень убедительные, по мнению взрослых, доказательства. Убедительные для взрослых, но не для детей. Использование же ИКТ расставит все точки над і, потому что ученик будет четко представлять, зачем ему действительно нужно учиться. Он будет видеть реальную перспективу учебы, и готовиться к новому контенту общества третьего тысячелетия.
Использование на уроках географии интерактивных, информационных технологий позволяет вести, преподавание предмета ориентировано на личностно-ориентированное обучение, которое является основой учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет вести обучение в сотрудничестве, создавать ситуацию успеха каждому ученику и на каждом уроке, получать дополнительные знания, обеспечивать публичные выступления, возможность исправлять ошибки, повышать свой познавательный уровень.
Заключение
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.
Различия между “дать знания” и “достичь понимания” огромно. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. В своей работе я придерживаюсь мнения, что только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными.
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.
На уроках географии я выстраиваю обучение так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение. Мне оно помогает поддерживать хороших результатов учеников в учебной и внеурочной деятельности, личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, обеспечивая снижение нагрузки учащихся и повышения качества знания. Результатом успешности работы является то, что уровень облученности по географии составляет 100%, качество знаний выросло в 6-х классах на 7-9%, в 11-х классах на 13-15% и составляет 60% – 90%.
За интерактивными информационными технологиями в обучении – будущее нашей школы.
Используемая литература:
- Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.
- Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. Дис.доктора пед.наук. М. 2007.
- Образовательный информационный портал ХМАО-Югра.
- Компьюторизация учебного процесса: Межвуз. Сб.науч. тр. / Под ред.проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск.1999.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 1999.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1999.
- Суворов Н. “Интерактивное обучение: Новые подходы” М. 2005.
- Журнал “География в школе”, № 4,5,6,/2004.