Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • формировать знания о неспецифических методах коррекции нарушения поведения; повторять изученный материал о специфических методах коррекции поведения;
  • развивать умения понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждения своим предположениям, аргументировать свою точку зрения;
  • повышать уровень подготовленности студентов к образовательно-воспитательной работе с детьми с нарушениями поведения;
  • воспитывать гуманное отношение к людям, толерантность.

Оборудование: конспект урока; таблички; выставка книг; листы оценивания дискуссии; фрагменты видеоматериалов; выставка рисунков; поделки детей; аудиозапись.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Вступительное слово учителя.

Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России.

Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищённости и здоровья детей. Это приводит, в частности, к тому, что при поступлении в школу, и в условиях школьного обучения всё большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально – педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии значимых для обучения функций. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни.

В связи с этой ситуацией в педагогику вошло понятие – «дети риска».

Отклоняющееся поведение большинства детей – вызов нашего времени. Но что же делать, если число детей тревожных, эмоционально неустойчивых, неуравновешенных и агрессивных растёт. Каждый день школьные учителя озабочены вопросом, как поступать с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм.

Коллегия Министерства образования РФ, рассмотрев проблемы школьной дезадаптации, воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, констатировала:

  • от 20 до 50 % здоровых детей испытывают различные трудности в школе;
  • 40 % детей подвергаются насилию в семьях и столько же – в школах;
  • 95% социально дезадаптированных детей имеют психические отклонения;
  • лишь 10 % детей, нуждающихся в психокоррекционной помощи, могут её получить.

Нельзя не согласиться с тем, что не дети виноваты, а несовершенная, неоперативная образовательная система, которая неспособна помочь им преодолеть эти трудности. Школа зачастую не только не может помочь ребёнку выйти из тупика тревожного, эмоционально неустойчивого состояния, но иногда даже усугубляет его душевный дискомфорт, подталкивает его к отклоняющемуся поведению.

Педагог должен усвоить, что главная ценность школы – дети, их жизнь. Ребёнок не средство, а цель воспитания, поэтому не ребёнка следует приспосабливать к школе, а наоборот – школа, учителя должны приспосабливаться к нему, чтобы не ломая природу ребёнка, поднимать его на максимально доступный для него уровень.

- Л.С. Выготский говорил: «Воспитывать – значит правильно организовать жизнь ребёнка. В правильной жизни правильно растут дети».

2. Постановка целей и задач урока.

- Дискуссия о методах, используемых для коррекции нарушений поведения, о видах деятельности, которые применяются для этих целей. Для дискуссии определена следующая общая проблема:

«При помощи каких методов возможна коррекция нарушения поведения?»

- В рамках данной общей проблемы анализ частных проблем, относящихся к неспецифическим методам коррекции нарушения поведения:

а) группа методов изменения деятельности детей:

  • музыка, музыкотерапия;
  • рисование, рисуночная терапия;
  • игра, игротерапия.

б) группа методов – изменение компонентов образовательно –

  • воспитательной системы : режим школьной жизнедеятельности
  • детей и личность учителя.

- Рассуждать, аргументировать свою точку зрения предлагается в соответствии с данной моделью анализа проблемы.

Модель анализа проблемы:

  • выработка гипотезы по решению проблемы;
  • исторический анализ проблемы;
  • выявление трудностей, связанных с исследованием проблемы;
  • разделение проблемы на отдельные вопросы;
  • поиск и разработка частных задач решения проблемы.

- В работе принимают участие 4 группы, которые углубленно изучали вопросы:

  • 1 группа - «музыка, музыкотерапия»
  • 2 группа - «рисование, рисуночная терапия»
  • 3 группа - «игра, игротерапия»
  • 4 группа – «режим школьной жизнедеятельности детей, личность учителя»
  • и наблюдатели, которые внимательно следят за каждым высказыванием и проявлением активности всех участников дискуссии, делают отметки в соответствующих графах листа оценивания дискуссии.

Наблюдатели также могут участвовать в дискуссии. Когда будут выслушаны выступления всех групп, наблюдатели анализируют их работу, подсчитывают общее количество баллов для каждой группы и объявляют оценки на основании соответствия баллов и оценки.

3. Актуализация знаний по вопросам темы урока.

  • а) Что такое метод?
  • б) Что такое поведение?
  • в) Какие выделяют группы методов для коррекции нарушения поведения?
  • г) Объясните, что значит «специфические» методы? «неспецифические»?
  • д) Какие методы относятся к «специфическим»?
  • е) В чём заключаются особенности применения метода «упражнения» для коррекции поведения?

- В подтверждение сказанного слова А.С. Макаренко:

«Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки… Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.

… Наш путь единственный - упражнение в поведении».

- Какие условия необходимо соблюдать при «наказании» для коррекции нарушения поведения?

- По этому вопросу А.С.Макаренко советовал помнить правило:

«Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему. Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может многое сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний наносит вред ребёнку, всей работе».

4. Изучение нового учебного материала.

- Неспецифические методы коррекции поведения, и первая группа – методы изменения деятельности детей – музыка, музыкотерапия; рисование, рисуночная терапия; игра, игротерапия.

- Объясните, что значит название «методы изменения деятельности детей?»

- В подтверждение этому слова С.Т. Шацкого:

«Искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развивать эмоции и чувства ребёнка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменить его поведение».

По мере выступления групп, студенты в тетрадях коротко, тезисно помечают содержание изложенного группой материала.

Итак, слово группе, которая углубленно изучала такой жанр искусства как музыка, музыкотерапия…

(Проблема: какое влияние оказывает музыка, музыкотерапия на развитие личности ребёнка, его поведение?)

- Вывод: Действительно, музыка, музыкотерапия – эффективное средство развития личности ребёнка, его поведения. Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, а также дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия, например, рисование, для усиления их воздействия.

- Вторая группа изучала использование рисования, рисуночной терапии для коррекции нарушения поведения…

(Проблема: как организовать занятия по изобразительному искусству, чтобы творчество, эмоциональное общение могли вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребёнка, в его поведении?)

Вывод:

- итак, участие ребёнка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недостатки, научиться управлять своим поведением. Поэтому интересны не столько рисунок, его содержание, качество исполнения, сколько особенности поведения ребёнка в процессе рисования.

- Одна из форм организации детской жизни – игра. Этот вид активности логично проецируется на достижении определённых педагогических целей, в том числе связанных с коррекцией поведения детей. Подробнее об игре, игротерапии расскажет группа, которая изучала этот вопрос.

(Проблема: как можно использовать игротерапию, чтобы она служила средством познания и развития потенциальных возможностей ребёнка, инструментом коррекции и позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личности младшего школьника, его психических функций и поведения?)

- Вывод: действительно, нормы человеческих отношений, усвоенные в игре, становятся одним из источников развития поведения ребёнка.

- Вторая группа неспецифических методов коррекции поведения – методы изменения компонентов образовательно – воспитательной системы (режим школьной жизнедеятельности и личность учителя.)

- Объясните, как понимаете: методы изменения компонентов образовательно – воспитательной системы?

- Подробнее о составляющих эту группу расскажут студенты, работавшие по этой теме.

(Проблема: - как грамотно должен быть построен режим дня, чтобы быть одновременно и средством, и условием становления произвольного поведения, коррекции его недостатков?

- каким должен быть учитель, осуществляющий образовательно – воспитательную и коррекционно – развивающую деятельность?)

- Вывод: итак, грамотно продуманный режим дня – это одновременно и средство, и условие становления произвольного поведения, коррекции его недостатков. Но невозможно представить режим дня без значимого для детей взрослого – учителя, который должен быть мастером своего дела.

5. Оценка деятельности студентов.

- Слово предоставляется наблюдателям, которые на протяжении урока внимательно следили за работой групп и теперь готовы дать свою оценку и комментарии.

- Первой выступала группа, изучающая влияние музыки, музыкотерапии на коррекцию поведения детей.

рисование, рисуночная терапия…

...игра, игротерапия…

режим школьной жизнедеятельности детей, личность учителя.

- Подтверждены частные проблемы по каждой группе методов коррекции нарушения поведения и в теоретическом плане, и в практическом.

- Решена общая проблема, доказано тем самым, что с помощью музыки, музыкотерапии; рисования, рисуночной терапии; игры, игротерапии; режима и личности учителя можно корректировать нарушения поведения, вовлекая детей в разнообразные виды деятельности, разумно их планировать соотнося с режимом дня.

- При подготовке к уроку студентами изучено большое количество научно – методической литературы. На стенде представлена её основная часть:

  1. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» под редакцией Медведевой Е.А..
  2. А.Д. Гонеев «Основы коррекционной педагогики».
  3. Г.Ф. Кумарина «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
  4. И.П. Подласый «Курс лекций по коррекционной педагогике».
  5. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» под редакцией И.В. Дубровиной.
  6. О.А. Степанова «Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями».
  7. И.А. Шаповал «Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития».

6. Итог урока.

- Работали по теме: «Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения», рассматривая подробно неспецифические методы. Проделана большая предварительная работа групп, выделена проблема, найдены пути её решения, которые были реализованы на практике».

- Что по-вашему, было наиболее значимым в работе?

В заключении я хотела бы произнести слова создателя системы обучения и воспитания глухих детей Брониславы Давыдовны Корсунской:

«Что бы ни принесло время, как далеко не шагнула бы техника, вы всегда будете чувствовать обращённый на себя взгляд матери и маленькую ладонь человека, которого вы вводите в мир и для которого сейчас, в самом начале, вы сами целый мир. Если вы не ошиблись в выборе дороги, вас ждёт счастье».

Выставление оценок.

Спасибо. Урок окончен.

Используемая литература

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
  2. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2001.
  3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2003.
  4. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями. – М., 2003.