Разработка мультимедийного урока по теме "Круглые черви. Особенности строения и жизнедеятельности"

Разделы: Биология


Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Изучить представителей данного типа.

Эпиграф к уроку: “Кто предупрежден – тот вооружен”.

Задачи обучения.

  1. Раскрыть особенности организации круглых червей, их многообразие.
  2. Рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.

Задачи развития.

Развитие мышления посредством решения проблемных задач; умение сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Задачи воспитания: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в коллективе; прививать правила, навыки гигиены.

Формы работы:

  • общеклассная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Организация деятельности на уроке: повторение, изучение нового материала, закрепление.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 1), задания для работы в группах; тестовые задания; электронное издание “Биология 6-11 класс”. Республиканский мультимедиа центр; учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, М.: “Дрофа”, 2009; книга для чтения по зоологии”. А.С. Молис.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

Ребята, какой тип животных вы изучили на последнем уроке? (Тип плоские черви). Давайте вспомним вместе с вами, что представляют из себя животные этого типа. Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать, вставляя пропущенные слова. (Предполагаемые ответы учащихся выделены курсивом)

Слайд 1

Тип Плоские черви.
Вы уже изучили
И много нового для себя открыли
Симметрия их тела,
Скажите без промедления, имеет:
Двусторонне – симметричное строение.

Слайд 2

На несколько слоев разделено их тело:
Экто-, энто- и мезодерма
Классов немного в типе
Легко их перечесть,
Ведь червей плоских
Всего три класса есть
Первый класс Ресничные

А где они живут? И какой образ жизни эти черви ведут?

(Свободноживущие, хищники)

Слайд 3

Второй класс Сосальщики
Исключительно паразитический весь
У них для прикрепления
Специальные органы есть?
(Присоски, крючья, шипы)

Слайд 4

Третий класс Ленточные
Живут внутри других
Поэтому многие органы отсутствуют у них
Их тело приспособлено к такому существованию
Нет у них кишечника, органов дыхания
Кровеносной системы

Слайд 5

Вот еще хотелось, заметить в заключение
У многих червей – паразитов развитие идет…
С превращением и со сменой хозяина

Подведение итогов.

III. Переход к изучению нового материала.

Какой тип животных в систематике расположен после типа “Плоские черви”? (Круглые черви)

Слайд 6

Эпиграфом к нашему уроку я взяла латинскую пословицу “Кто предупрежден – тот вооружен”. И в конце урока вы сами ответите на вопрос: “Почему к данной теме подходит это высказывание.

IV. Изучение нового материала.

Слайд 7

А как вы думаете, почему их так называют? Круглые? С чем их можно сравнить? (Заслушиваются ответы детей, и подводиться итог: тело в поперечном сечении круглое)

- Что мы должны узнать об этих животных? (Познакомиться с их строением, многообразием, особенностями развития)

С чего начинается изучение любого типа? (С составления общей характеристики). Давайте вместе с вами составим характеристику Круглых червей. А для этого мы разделимся по вариантам. Каждый вариант должен найти в тексте учебника на стр. 119-123, сведения о…

Слайд 8

1 вариант – о среде обитания Круглых червей

2 вариант – о строении нервной системы

3 вариант – об органах чувств

4 вариант – о пищеварительной системе

5 вариант – об органах выделения

6 вариант – о половой системе

(Работа детей с учебником)

Составление общей характеристики круглых червей. (Каждый вариант отвечает на вопросы поставленные учителем)

Слайды 9

1. Численность круглых червей чуть больше? (20.000 видов)

2. Среда обитания? Где они встречаются? (В воде – коловратки, в почве, паразиты в организме животных, растений, грибов)

(В словари учащиеся записывают термин “фитонематоды”)

Обратите внимание на рисунки учебника, где изображены представители круглых червей.

3. Строение. (Работа с учебником)

- Форма тела? (Веретеновидная)

- Рот на переднем конце тела, на брюшной стороне анальное отверстие, половое отверстие у самок.

- Снаружи тело покрыто? (Многослойной кутикулой – плотной оболочкой).

Какова ее роль? (Защита). Особенно она необходима паразитическим формам. Почему? (Чтобы не быть переваренным)

- Под кутикулой расположен слой продольных мышечных волокон. Как вы считаете, как круглые черви будут передвигаться? (Изгибая свое тело, не могут укорачивать и удлинять)

- Под слоем кожно-мускульного мешка у червей располагается полость тела.

Первичная – схизоцель. Она заполнена жидкостью, которая выполняет роль внутренней среды. (учащиеся записывают в словарики новый термин)

4. Строение нервной системы? (Она образованна окологлоточным нервным кольцом и 6 нервными стволами с перемычками, спиной и брюшной стволы – мощнее)

5. Органы чувств. Развиты слабо, есть органы осязания, химического чувства, примитивные глаза.

6. Пищеварительная система: рот – глотка – кищка – анальное отверстие, у некоторых губы, кутикулярные зубы, скелет.

7. Органы выделения. (Одноклеточные кожные железы)

8. Половая система. Раздельнополые, самки крупнее, чем самцы – такое явление называется половым диморфизмом. А как вы думаете, почему самка крупнее самцов? (Так как в теле самки развиваются яйца)

(Запись термина в словари)

Физминутка.

Упражнение на развитие неречевого слуха “Изобразите слова” с помощью мимики, пантомимы (ползать, шуршать, шелестеть, журчать, трещать, скрипеть, булькать).

Внимание вопрос!

В чем проявляется усложнение в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями?

1. Появляется первичная полость тела.

2. Пищеварительная система сложнее, появляется анальное отверстие.

3. Нервная система – окологлоточное нервное кольцо, 6 нервных стволов

4. Раздельнополые.

Запишите эти отличия в рабочей тетради в задании № 74 (кратко).

Просмотр фрагмента “Жизненный цикл паразитических червей (аскариды).

(Диск “Электронное издание. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр”)

- Обратите внимание на развитие аскариды. Есть ли у аскариды промежуточный хозяин?

Обсуждение просмотренного фрагмента.

Такие паразитические черви как аскарида, называются гельминтами. А в народе? (Глистами) Чем опасна аскарида? (Вызывает расстройство пищеварения, отравляет организм, может вызывать разрывы внутренних органов, воспаление легких)

Заболевания вызываемое аскаридами так и называется – аскаридозом. Длина тела самки до 40 см, самцов 15-25 см. Специальных органов прикрепления у аскариды нет. А как же они удерживаются в кишечнике и не выносятся вместе с пищей? (Все время движутся навстречу пище)

Работа с рисунком учебника

Посмотрите на рисунок в учебнике на стр. 123.

Давайте еще раз повторим, как происходит заражение человека аскаридозом. Яйца с находящимися в них личинками попадают в организм человека. Каким образом? (С пищей, водой)

Яйца попадают в кишечник, из них выходит личинка. Куда она попадает? (В кровь – в печень – в сердце – в легкие – в рот – в кишечник)

Развитие идет без смены хозяев.

А сейчас я предлагаю провести ученый совет. Сейчас вы будете работать в группах по 4 -5 человек. Вы получите вопросы, на которые нужно подготовить устный ответ. Для ответа на вопросы воспользуйтесь дополнительной литературой, Интернет-ресурсами (если нет возможности выйти в интернет с помощью компьютера, можно воспользоваться сотовыми телефонами; дополнительную литературу подготовить заранее и раздать их группам). Время работы групп 2-3 минуты.

Каждая группа – это ученые.

1-я группа – математики

2-я группа - врачи

3-я группа - врачи

4-я группа - историки

5-я группа - гигиенисты

Задание для 1 группы (математики)

Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?

Задание для 2 группы (врачи)

Как человек заражается трихинеллой? Какую опасность представляют эти паразитические черви?

Задание для 3 группы (врачи)

Что представляет из себя острица? Почему ими часто болеют дети?

Задание для 4 группы (историки)

Какой вклад в развитие гельминтологии внес Константин Иванович Скрябин?

Задания для 5 группы

Предложите меры предотвращения заражения гельминтами.

После работы группы предоставляют свои выступления.

Примерное содержание выступления

1 группа

(73 млн.) (300 тыс. острица)

Какое значение имеет такая плодовитость? (Возможность продолжить существование)

2 группа

Трихинелла – маленький, но очень опасный паразит.

Длина самки около 3 мм., самцы вдвое меньше. Основным хозяином трихинеллы являются крысы. От крыс могут получить трихинеллу и свиньи (они всеядны и также поедают мертвых крыс).

Если мясо свиньи с заключенными в нем личинками будет съедено человеком в непроваренном или в недожаренном виде, человек заболевает трихинеллезом. Из яиц в кишечнике выходят личинки, через день они становятся половозрелыми и рождают 80-100 тысяч яиц в стенках кишечника. Они попадают в кровь, затем в мышцы, здесь они покрываются капсулой и в таком состоянии могут сохраняться многие годы. (До 14 лет) Во время миграции личинок по организму человеку у заболевшего повышается температура, появляются судороги лица, ног, нередко приводящие к смертельному исходу.

У многих народностей религия запрещает употреблять свиное мясо в пищу, и одна из главных причин, это и есть трихинеллез. Для предупреждения заражения трихинеллезом свиное мясо подвергается особому ветеринарному осмотру в лабораториях.

3 группа

Острицы – мелкие паразиты до 1 см, которые паразитируют в толстой и слепой кишке человека, вызывая заболевание энтеробиоз. По форме тела и по строению острица напоминает аскарид, но в сильно уменьшенном виде. Тело у них заканчивается заостренным хвостиком (отсюда их название). Самки острицы по ночам выходят через анус наружу, и откладывают яйца до 10-12 тысяч, вызывая при этом зуд. У детей (которые часто заражаются этими паразитами) зуд влечет за собой расчесы. Под ногтями остаются яйца, они легко могут попасть в рот ребенка, и поэтому происходит заражение. Яйца остриц могут переносить мухи, тараканы, поэтому чтобы не заразиться необходимо соблюдать правила личной гигиены и вести борьбу с мухами.

4 группа

Константин Иванович Скрябин (1878–1972 г.р.). Выдающийся советский гельминтолог (ученый, изучавший паразитических червей). Изучению он посвятил всю свою жизнь. Написал более 600 научных работ. Организовал около 200 экспедиций, по выявлению очагов червей – паразитов. Открыл и описал 180 новых видов паразитических червей. Разработал методы борьбы и предохранения от заражения.

5 группа

1. Сырые овощи перед едой обдавать кипятком.

2. Не пить воду из рек, озер.

3. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, не грызть ногти.

4. Вести борьбу с мухами.

V. Закрепление и применение знаний.

Выполнение тестовой работы по вариантам.

Проверка выполнения работы (учащиеся проверяют свои ответы с эталоном)

Если ваши ответы полностью совпадают с ответами на доске, значит, вы набрали 5 баллов, и тему урока усвоили прекрасно. Можете смело поставить себе “отлично”. Если есть расхождения в 1 балл – “хорошо”. Если ваши ответы не совпадают с ответами на доске на 2-3 балла, значит, вам нужно еще раз внимательно прочитать дома параграф.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем новом вы сегодня узнали на уроке, на заседании ученого совета. (О строении, многообразии, размножении паразитических червей. О мерах по предупреждению заражения гельминтами). Вспомните наш эпиграф урока и поясните его. “Кто предупрежден – тот вооружен” Почему? (Нужно знать о паразитических червях, чтобы не заразиться ими)

VII. Домашнее задание: статья в учебнике по изученной теме, дополнительно

1. Нарисуйте схему заражения человека аскаридозом.

2. В словариках запишите объяснения к терминам.

3. Составьте кроссворд на тему "Тип круглые черви”.

Дополнительная литература: “Книга для чтения по зоологии” А.С. Молис.

Тип “Круглые черви”

Вариант 1

Выберите номера правильных утверждений.

1 .В пищеварительной системе круглых червей имеется анальное отверстие.

2. Дыхание круглых червей осуществляется через жабры.

3. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека.

4. Мухи не способствуют распространению и заражению аскаридами.

5. Аскариды гермафродиты.

6. Плотная оболочка на теле аскариды выполняет защитную функцию.

7. Все круглые черви - паразиты.

8. Личинки аскариды внедряются в стенки кишечника и проникают в кровь.

9. Под кутикулой у круглых червей располагаются кольцевые и продольные мышцы.

10. Болезни, вызываемые паразитическими червями, называются гельминтозами.

Вариант 2

Выберите номера правильных утверждений.

1. Заразиться аскаридозом можно употребив в пищу мясо свинины или говядины.

2. Аскариды раздельнополые животные.

3. Внутри кожно - мускульного мешка у нематод находится обширная полость тела.

4. Все нематоды имеют кровеносную систему.

5. Органы чувств у круглых червей развиты слабо.

6. Аскариды не имеют пищеварительной системы.

7. Встречаются нематоды - паразиты растений.

8. Аскариды имеют основного и промежуточного хозяина.

9. У аскариды есть специальные органы прикрепления.

10. Внешние различия между особями разного пола называются половым диморфизмом.