Цель: cоздавать условия для развития исследовательских способностей младших школьников.
Задачи:
- развивать познавательные способности детей;
- обучать специальным умениям, необходимым для проведения самостоятельного исследования;
- развивать навыки исследовательского поиска, умения работать в группе;
УУД:
личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения;
регулятивные: в сотрудничестве с учителем планировать необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения;
познавательные: готовность осуществлять направленный поиск, обрабатывать и использовать информацию;
коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, слушать задаваемые вопросы, высказывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, умение работать в группе.
Ход занятия
1. Вступление
Тема закрыта на доске.
Ребята, сегодня у нас очень интересная тема. Догадайтесь, какая…
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (Воды)
Да, мы сегодня поговорим о воде. Наша тема “Вода. Знакомая незнакомка”.Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Давайте поставим учебную задачу на наше занятие. (Узнать, какая бывает вода, для чего она нужна)
2. Давайте посмотрим на доску. У меня здесь методы исследования, которые мы будем использовать на нашем занятии.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Методы закрыты и открываются по мере необходимости.
Итак, первый метод. Назовите его (подумать самому).
Все, что мы узнаем, мы будем записывать на листочках с табличкой. Каждое высказывание в отдельную графу таблицы. (Приложение 1)
Я вам немного помогу. Посмотрите, что у меня в руках(глобус).
Какого цвета на нем больше всего?
Почему вы так думаете?
А какая это вода? Можно ли ее пить?
Ну, а теперь послушаем, что вы знаете о воде.
(Все ответы детей фиксируются в таблице (приложение 1) в виде записей или рисунков, если дети еще не умеют писать)
В ходе ответов детей можно задавать направляющие вопросы, вида:
- где встречается вода?
- кому она необходима?
- для чего нужна вода?
- кто живет в воде?
Можно использовать картинки:
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Посмотрите на рисунки, что можете сказать о воде, глядя на них?
В зависимости от высказываний детей, учитель делает промежуточное обобщение.
3. Физминутка.
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
4. Следующий метод исследования (спросить у других людей).
У кого мы можем поинтересоваться нашей проблемой на данный момент?
У учителя (нужно заранее приготовить интересные факты о воде).
Позвонить по телефону родителям и зафиксировать их ответы в таблице. (Приложение 1)
5. Следующие методы исследования: провести опыты и понаблюдать.
Сейчас проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства. (Дети работают в группах по 2 человека)
- У воды нет формы (дети наливают воду в баночки разной формы).
- У воды нет цвета (дети сравнивают воду с полосками разных цветов).
- У воды нет вкуса (дети пробуют воду).
- У воды нет запаха (дети нюхают воду).
- Вода прозрачная (дети опускают в воду ложку).
- Вода растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет (соль, сахар, крахмал, речной песок).
- Ну что ж ребята, пришла пора сделать вывод по тому материалу, который мы узнали на нашем занятии. Вывод мы сделаем по плану, который я приготовила.
План ответа.
- Что такое вода?
- Где встречается вода? В каком виде встречается вода в природе?
- Свойства воды.
- Кому вода необходима?
- Самое интересное, что тебе запомнилось о воде с занятия.
Каждая группа составляет небольшое сообщение о воде, руководствуясь планом и пользуясь своими записями в таблице.