Класс: 4 (общеобразовательный)
УМК: «Школа России» (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)
Цель урока: учить записывать безударные падежные окончания имен существительных
Задачи:
- Образовательные: закрепление знанийо склонениии падежах имен существительных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существительных.
- Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия учащихся в группах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.
- Развивающие: развитие речи учащихся, логического образного мышления, находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать
- Формирование универсальных учебных действий
Дидактико-методическое обеспечение занятия:
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Презентация, составленная в Microsoft PowerPoint
- Демонстрационные таблицы «Падежи», «Склонение существительных», «Падежные окончания имен существительных»
- Магнитная доска
- Таблички со слова без окончаний + таблички–окончания слов.
- Карточки для групповой работы
- Конверты с разрезными карточками для работы в парах.
- Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобрзоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2010.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1
– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето? (Ребята поднимают руки)
– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы отправиться в путешествие? (Да).
При словах «мы побываем с вами во всех временах года» появляется картинка
При словах «отправляемся в путешествие сегодня» появляется число.
Значение задания. Введение в игровую ситуацию урока.
II. Сообщение темы урока
– Для того, чтобы отравиться в путешествие надо вспомнить, какую тему мы начали изучать. (Правописание падежных окончаний имен существительных).
Значение задания. Постановка учебной задачи урока. Формирование регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание)
Осень
III. Минутка чистописания
– Правильно. Мы отправляемся в путешествие сегодня, 22 ноября. (Записываем в тетради).
– Теперь закройте глазки и догадайтесь, в какое же время года мы попали. (Мы слышим шум дождя. Осень).
Слайд 2
Включается аудиозаписью «Шум дождя», по которой дети должны определить, что это осень.
Затем, открывая глаза, они видят осенний коллаж.
Значение задания. Развитие воображения, слухового и эстетического восприятия.
– Правильно. Осенью часто идет дождь. В каких буквах мы можем встретить элементы, похожие на капельку? (з, д, у)
– Как называется этот элемент буквы? (петелька)
– Как правильно записать петлю? (до середины строки и пересекается на линии)
– Молодцы, запишите буквы, записанные на доске. Не забывайте о наклоне тетрадки и правиле посадки при письме (Дети записывают).
Слайд 3
На слайде изображено окно, тетрадь и ручка.
При словах «элементы, похожие на капельку» появляется капелька.
Проверка: учитель следит за ходом чистописания, индивидуальный контроль.
Значение задания. Формирование каллиграфического почерка, правильной посадки при письме, формирование регулятивных универсальных учебных действий (самоконтроль), формирование познавательных универсальных учебных действий (анализ элементов букв)
IV. Словарная работа
Слайд 4-13
– Осенью созревает урожай на грядках. Давайте соберем его в корзину. С новой строки записываем слово «словарь».
– Овощи выращивать – это большая работа. Вот нам надо сначала разгадать ребусы.
После разгаданного ребуса на слайде появляется корзинка, которую помещается соответствующий овощ. Ребята записывают слова с устным комментированием в тетрадь, сверяют с соответствующим слайдом.
Слова под картинками появляется уже после того, как ребята разгадали ребус.
Ученик по слогам произносит, как он запишет слово и на экране появляется корзина, в которую с помощью настроенной анимации помещается овощ и высвечивается словарное слово. Всего словарных слов пять. Работа со словами построена по аналогичному принципу.
Слайд 14
– Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово капуста, т.к. все слова 2 скл, капуста – 1 скл.)
На слайде только список слов.
Проверка по слайду (склонения слов) – комментирует ученик
Слово «капуста» выделятся красным цветом (настройка анимации)
– Для чего нужно знать склонение слов? (Чтобы правильно записывать окончания существительных)
Значение задания. Развитие орфографической зоркости, сообразительности, находчивости, логического образного мышления, умение логично рассуждать и анализировать (познавательные универсальные учебные умения). Формирование умения классифицировать, выделять лишнее по прогнозируемому признаку (связанному с темой урока). Актуализация знаний о склонениях.
– Мы выполнили все задания, собрали урожай, а теперь закройте глазки и мы отправимся дальше в путешествие. Послушайте, в каком времени года мы оказались? (Хруст снега. Это зима)
Значение задания. Развитие воображения, слухового и эстетического восприятия.
Слайд 15
Данный слад сопровождается аудиозаписью «Хруст снега», по которой дети должны определить, что это зима.
Затем, открывая глаза, они видят зимний коллаж.
Зима
V. Актуализация знаний
Слайд 16
– Время зимних забав…поиграем в игру «Снежки». Приготовьте два карандаша: красный и зеленый. Если вы согласны с утверждением – поднимайте зеленый карандаш, если нет – красный. Кто ответит неправильно – в того и попадет снежок. Посмотрим, кто самый внимательный.
(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)
- В русском языке пять падежей. (нет)
- В русском языке пять косвенных падежей. (да)
- Винительный падеж является в предложении подлежащим. (нет)
- Предлог «к» является предлогом дательного падежа. (да)
- Предложный падеж всегда употребляется без предлога. (нет)
- Именительный падеж всегда употребляется без предлога. (да)
- Вопросы родительного падежа: кому? чему? (нет)
- Вопросы родительного падежа: кого? чего? (да)
Проверка: дети обосновывают правильный ответ
Значение задания. Актуализация знаний о падежах, развития внимательности.
VI. Работа по теме урока
Слайд 17
– Молодцы. Что еще любят делать дети зимой? (Лепить снеговиков)
– Давайте и мы слепим снеговика. Сколько снежных комов обычно требуется для снеговика? (Три)
– Мы построим снеговика из трех падежей. Перед вами слова, у которых нет окончаний.
– Как правильно записать падежное окончание? (Определить склонение и падеж слова. В Р.п. 1 скл. и в 3 скл. запишем букву «и»)
На доске учитель прикрепляет карточки с названиями падежей.
Ученик выходит к доске берет карточку-слово (синего цвета) и прикрепляет в нужный столбик, определяя падеж, затем доказывая какую букву надо записать прикрепляет окончание (красного цвета)
Дети распределяют слова по трем столбикам в тетради.
Слова предлагаются в следующем порядке: на елке, к горке, у горки, к зиме, в сугробе, без метели, к ели, о подарке, от вьюги
Сначала слайд пустой.
С каждым правильным ответом собирается или украшается соответствующий ком.
Слайд с настройками анимации
Слово | На слайде |
на елке | Появляется нижний ком |
к горке | Появляется средний ком |
у горки | Появляется верхний ком |
к зиме | Средний ком украшается двумя руками-веточками и пуговицами |
в сугробе | Нижний ком украшается пуговицей |
без метели | Верхний ком украшается носом - морковкой |
к ели | Средний ком украшается шарфом |
о подарке | Нижний ком украшается двумя пуговицами |
от вьюги | Верхний ком украшается шляпой |
Проверка: ученик выходит к доске прикрепляет на магнит слово в нужный столбик и комментирует свой ответ.
Значение задания. Формирование умения определять падежные окончания имен существительных, формирование коммуникативных универсальных учебных действий (аргументирование ответа), формирование познавательных универсальных учебных действий (работа с таблицей – классификация)
VII. Физкультминутка + гимнастика для глаз
Слайд 18
Гимнастика для глаз
– Нас снежинка приглашает поиграть.
Следите глазами за снежинкой.
Ребята следят за движением снежинки, которая движется по кругу, звездочке, квадрату, крест на крест.
Значение задания. Снятие напряжения с глаз, сохранение зрения
Слайд 19
Физкультминутка. (Слайд используется для введения в игровую ситуацию)
– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.
Я буду называть имена существительные.
Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.
Слова для физкультминутки: Снежинка, снег, каток, зима, свежесть, шапка, пальто, шарф, изморозь, снеговик, вьюга, метель
Значение задания. Активный отдых с опорой на имеющиеся знания и восстановление работоспособности.
– Мы выполнили все задания, поиграли в снежки, слепили снеговика, а теперь закройте глазки и мы отправимся дальше в путешествие. Послушайте, в каком времени года мы оказались? (Пение птиц. Весна)
Значение задания. Развитие воображения, слухового и эстетического восприятия.
Слайд 20
Данный слад сопровождается аудиозаписью «Весеннее пение птиц», по которой дети должны определить, что это весна.
Затем, открывая глаза, они видят весенний коллаж.
VIII. Работа в группе
Весна
Слайд 21
– Весной принято наводить порядок. Вот и в наших словах во время зимней вьюги некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить порядок веселее. Работаете в группе на карточках.
(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)
Деление на группы происходит по рядам (ребята с первых парт поворачиваются к ребятам второй парты, с третьих парт – подходят ко вторым партам).
Уровень знаний детей в группах примерно одинаковый.
Проверка: Взаимопроверка карточек в соседней группе (учитель контролирует). Ребята находят ошибки и исправляют, объясняя свое мнение.
Значение задания. Воспитание дружеского взаимодействия учащихся в группах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству (коммуникативные универсальные учебные действия). Формирование умения записывать падежные окончания имен существительных Формирование орфографической зоркости, умения находить ошибки. Формирование регулятивных универсальных учебных действий (взаимопроверка – контроль)
IX. Работа с учебником
Слайд 22
– Мы потренировались в написании падежных окончаний существительных, работая в группе, а теперь поработайте самостоятельно по учебнику.
– Откройте учебник на стр. 116 упр. 96.
– Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы.
Окончания, (выделенные красным цветом на слайде), появляются при проверке (ученик объясняет какое окончание надо записать – появляется соответствующая буква)
Проверка: фронтальный опрос + самоконтроль с помощью слайда.
Значение задания. Формирование умения записывать падежные окончания имен существительных. Развитие навыков самоконтроля (регулятивных универсальных учебных действий)
X. Работа в парах
Лето
– Молодцы. Трудные были задания, но мы с ними справились. Закрываем глазки и отправляемся дальше. Послушайте, в каком времени года мы оказались? (Стрекочут кузнечики, цикады. Лето.)
Значение задания. Развитие воображения, слухового и эстетического восприятия.
Слайд 23
Данный слайд сопровождается аудиозаписью «Кузнечики, цикады стрекочут», по которой дети должны определить, что это лето.
Затем, открывая глаза, они видят летний коллаж.
– Лето!!! Пора каникул, отдыха, веселья и игр.
– Вот мы сейчас и поиграем. Устроим заплыв.
Слайд 24
Игра называется «Кто первый?» Играете вдвоём. Каждая пара получает 7 карточек с именами существительными в разных падежах. Доплывает первый тот, кто первый наберёт 3 карточки с существительными в одном и том же падеже.
Каждое слово напечатано на отдельной карточке. Наборы карточек сложены в конверты. (Слайд используется для введения в игровую ситуацию)
Проверка. Проверяем вслух. Подведение итогов «заплыва».
Значение задания. Воспитание дружеского взаимодействия учащихся в парах; умения доказывать свою точку зрения. Формирование умения определять падежные окончания имен существительных. Формирование орфографической зоркости, умения находить ошибки, аргументировать свою точку зрения. Формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
XI. Закрепление материала
Слайд 25
– Пока мы с вами плавали наперегонки, волнами смыло несколько слов из письма. Их надо восстановить (задание выполняется устно). Дополните предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.
Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Он ловко работал ______. На воде тихо качались белые __________, желтые _________.Берега реки утопают в __________. Хорошо летом на реке!
Проверка: ученик называет слово, которое надо вставить и какое окончание надо записать. Остальные ребята контролируют.
Значение задания. Развитие речи и формирование умения правильно записывать падежные окончания. Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
XII. Итоги урока
Слайд 26
Закончите фразу:
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…
А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …
XIII. Домашнее задание
Слайд 27
– Откройте учебники на странице 120 упражнение 106.
– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать текст. Поставить слова в скобках в нужный падеж и правильно писать окончание. Над словом надписать склонение и падеж. Выделить окончание)
XIV. Завершение урока
Слайд 28
– Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да)
– Поднимите руку, кто запомнил правила правописания падежных окончаний.
Подведение итогов урока
– Спасибо за урок.