Урок математики в 3-м классе. Тема: "Решение задач" по программе "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Урок математики в 3-м классе составлен по программе “Математика” автор А.Л. Чекин проект “Перспективная начальная школа” руководитель Р.Г.Чуракова.

Тип урока – урок закрепления и повторения изученного материала раздел “Элементы геометрии Арифметические сюжетные задачи”, тема урока “Решение задач на все действия”.

Урок выстроен таким образом, что повторяются сразу две темы: “Виды треугольников” и “Решение задач”. Для активизации учащихся в начале урока учитель читает стихотворение. Тема урока выводится самими учащимися после разгадывания кроссворда, “выполняющего” роль устного счета.

В конце урока учащиеся работают по карточкам “Блиц-турнир”, а затем проверяют работы под руководством учителя и выставляют баллы за работу.

Чтобы определить рефлексию учащихся на уроке, учитель дает задание построить ломаную линию цветным карандашом.

Использование ресурса на этапе введения темы, а также повторения видов треугольников, различных способов работы на уроке с задачами позволяют разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся на уроке, воспитывать самостоятельность, развивать внимание и память.

Урок построен с учетом рационального использования рабочего времени: устный счет – не менее 10 мин, самостоятельная работа – 15 минут, использование ТСО – 10 минут, количество задач, решенных на уроке самостоятельно, – 7. На уроке использован материал для аудиовизуалов и кинестетиков.

Как работать с ресурсом

Презентация используется в начале урока: кроссворд – устный счет – введение темы, а также на этапе повторения ранее изученного материала. Переход слайдов осуществляется по щелчку. На слайдах эффекты настроены так, чтобы было удобно при монологе учителя и при проверке выполненного задания. Последний слайд “Молодцы!”.

Цели урока: *учить анализировать условия задач, выбирать правильное решение задачи, тренировать в составлении краткой записи, повторить изученный материал  по теме “ Треугольники”;

*развивать логическое мышление, умение рассуждать, творчески мыслить;

*воспитывать интерес к математике.

Учебный материал: карточки с задачами, карточки с краткой записью задач, презентация к уроку.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация учащихся учителем.

Без математики, друзья,
Прожить на свете просто нельзя.
Без нее ты совсем пропадешь.
Даже номера дома не найдешь,
И хлеба не купишь,
Ведь рубля не сочтешь,
Что почем не узнаешь,
А, узнав, не поймешь.

Введение темы урока.

У: Чтобы узнать тему нашего урока, надо разгадать кроссворд. Приложение№1. Слайд № 2.

Вопросы к слайду:

  1. Прямоугольник, у которого все стороны равны. ( квадрат).
  2. 36:9 (четыре).
  3. 48:8 (шесть).
  4. Во сколько раз 100 больше? 10 (десять).
  5. У квадрата все стороны …(равны).
  6. Греческий философ, его именем названа таблица умножения. (Пифагор).
  7. Чтобы узнать, на сколько больше или меньше одно число другого, надо….(вычесть).
  8. Прямая, ограниченная с двух концов точками. (отрезок).
  9. В выражениях, имеющих скобки, сначала выполняем действия … (скобках).
  10. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо…(разделить).
  11. Во сколько раз 50 больше 25?(два)
  12. Сколько углов у прямоугольника? (четыре)

После разгадывания кроссворда учащиеся называют тему урока: “Решение задач”.

Основная часть урока.

1.Подготовленный ученик читает стихотворение:

Интересно задачи решать,
Из решений можно много узнать:
Сколько ниток пойдет на берет,
Расход ткани на модный жакет,
Сколько стоит билет на балет.
Массу предметов и общий расход,
Сколько ребят ушли в поход,
И сколько остались полоть огород.
У каждой задачи свой сюжет,
И надо найти на вопрос ответ.

2. Устное решение задач.

У: Чтобы задачи хорошо решать, надо ум свой тренировать.

Задача 1

У: Коли в сумке 3кг конфет, а у его друга 3кг ваты. У кого груз тяжелее?

Д: Вес одинаковый.

У: Задача 2.

После тренировки по фигурному катанию спортсмены переоделись и оставили в раздевалке 10 коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке?

Д: 5 фигуристов.

3. Работа в тетрадях и ученики у доски (карточки).

У: Открываем тетради, записываем число, классная работа и решаем задачи, составляя краткую запись к ним.. Приложение №2.

Задача-карточка (ученик).

За 4 кг яблок заплатили 200рублей. Сколько рублей будут стоить 10 кг яблок?

Задача-карточка (ученик).

За 3 кг груш заплатили 180 рублей. Сколько кг груш можно купить на 300 рублей?

Задача (класс)– в тетрадь.

За 5 кг муки заплатили 100 рублей. Сколько рублей будут стоить 12 кг муки?

4. Проверка решения задач.

У: Посмотрим, как решили свои задачи на доске ученики. А теперь проверяем решение задачи в тетради.

5.Выбор правильной краткой записи к условию задачи (краткая запись на доске).

У: Слушаем задачу, выбираем правильную краткую запись, записываем в тетрадь краткую запись и решение задачи. Приложение №2.

Задача

В одной школе 1138 учеников, а в другой на 124 ученика меньше, чем в первой. Сколько всего учеников в 2 школах?

Д: Первая краткая запись правильная.

У: Слушаем задачу, решаем устно с выбором краткой записи. Приложение №2.

Задача

Петя прочитал 81 страницу сказки, а Миша 9 страниц. Во сколько раз Петя прочитал больше Миши.

Д: Вторая краткая запись правильная.

Д: Ответ в 9 раз больше прочитал Петя, чем Миша.

6.Физминутка.

У:

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над рекою покружилась.

7. Повторение. Работа с геометрическим материалом. Приложение №1. Слайд № 3.

У: Сколько треугольников на чертеже?

Д: 8 треугольников.

У: Сколько прямоугольных треугольников на чертеже?

Д: Четыре прямоугольных треугольника.

Работа со слайдом №4.

У: Какие виды треугольников вы знаете?

Д: Остроугольные треугольники, тупоугольные треугольники прямоугольные.

Д: Разносторонние треугольники, равносторонние треугольники и равнобедренные треугольники.

У: Назовите номера остроугольных треугольников.

Д: Треугольники№5, №7, №1 – остроугольные.

У: Назовите номера тупоугольных треугольников.

Д: Треугольники№3, №6, №2 – тупоугольные.

У: Что можете сказать о треугольнике № 4?

Д: Треугольник №4 – прямоугольный.

У: Хороший результат. Молодцы! Слайд №5.

8. Закрепление. Решение задачи по готовой краткой записи по вариантам.

У: Сейчас вы получите краткую запись к задаче и должны будете решить задачу, переписав краткую запись в тетрадь. Приложение № 2.

Задача. 1 вариант

В саду собрали 238 кг яблок и 450 кг груш. На сколько кг груш собрали больше, чем яблок?

Задача. 2 вариант

Максим идет до школы 640 м, а Коля 80 м. Во сколько раз Коля живет ближе к школе, чем Максим?

 

9.Самостоятельная работа по вариантам “Блиц-турнир”.

У: Проверим, кто внимательно работал на уроке. Вы получаете карточки с задачами, выбираете правильное решение, выделяете его, считаете и записываете ответ.

Приложение№3.

Блиц-турнир “Решай-ка”

Выбери правильное решение к задаче, вычисли.

Вариант 1.

Задача 1.

Коля подтянулся 14 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша?

14 : 2; 14+2; 14* 2; 14-2.

Ответ: раз подтянулся Саша.

Задача 2.

Вася отжался 14 раз, а Миша на 2 раза меньше. Сколько раз отжался Миша?

14 : 2; 14+2; 14-2; 14 * 2.

Ответ: раз отжался Миша.

Задача 3.

Юра собрал 6 ведер картошки, а папа на 3 ведра больше. Сколько ведер картошки собрал папа?

6 : 3; 6+3; 6-3; 6 * 3.

Ответ: ведер картошки собрал папа.

4.Начерти остроугольный треугольник с углом 60 и сторонами 3см и 2см.

Вариант 2.

Выбери правильное решение к задаче, вычисли.

Задача 1.

Маша идёт до школы 15 минут, а Вера добегает за 5 минут. На сколько минут дольше идет до школы Маша, чем Вера?

15 : 5; 15+5; 15-5; 15 * 5.

Ответ: на минут дольше идет до школы Маша, чем Вера.

Задача 2.

Маша идет до школы 15 минут, а Вера добегает за 5 минут. Во сколько раз быстрее добегает до школы Вера, чем Маша?

15 : 5; 15+5; 15-5; 15 * 5.

Ответ: в раз быстрее добегает до школы Вера, чем Маша.

Задача 3

Таня съела 12 слив, а Оля на 3 больше, чем Таня. Сколько слив съела Оля?

12 : 3; 12+3; 12-3; 12 * 3.

Ответ: слив съела Оля.

4. Начерти остроугольный треугольник со сторонами 4 см и 2см и углом 70.

10. Проверка решений.

У: Теперь меняемся карточками и проверяем работу соседа под моим руководством.

Заключительная часть урока.

*Рефлексия (выбор цвета по настроению).

Начерти цветным карандашом ломаную линию, состоящую из трех одинаковых звеньев. Длина ломаной линии 12см.

*Домашнее задание: индивидуально.

Презентация