Урок математики в 3-м классе составлен по программе “Математика” автор А.Л. Чекин проект “Перспективная начальная школа” руководитель Р.Г.Чуракова.
Тип урока – урок закрепления и повторения изученного материала раздел “Элементы геометрии Арифметические сюжетные задачи”, тема урока “Решение задач на все действия”.
Урок выстроен таким образом, что повторяются сразу две темы: “Виды треугольников” и “Решение задач”. Для активизации учащихся в начале урока учитель читает стихотворение. Тема урока выводится самими учащимися после разгадывания кроссворда, “выполняющего” роль устного счета.
В конце урока учащиеся работают по карточкам “Блиц-турнир”, а затем проверяют работы под руководством учителя и выставляют баллы за работу.
Чтобы определить рефлексию учащихся на уроке, учитель дает задание построить ломаную линию цветным карандашом.
Использование ресурса на этапе введения темы, а также повторения видов треугольников, различных способов работы на уроке с задачами позволяют разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся на уроке, воспитывать самостоятельность, развивать внимание и память.
Урок построен с учетом рационального использования рабочего времени: устный счет – не менее 10 мин, самостоятельная работа – 15 минут, использование ТСО – 10 минут, количество задач, решенных на уроке самостоятельно, – 7. На уроке использован материал для аудиовизуалов и кинестетиков.
Как работать с ресурсом
Презентация используется в начале урока: кроссворд – устный счет – введение темы, а также на этапе повторения ранее изученного материала. Переход слайдов осуществляется по щелчку. На слайдах эффекты настроены так, чтобы было удобно при монологе учителя и при проверке выполненного задания. Последний слайд “Молодцы!”.
Цели урока: *учить анализировать условия задач, выбирать правильное решение задачи, тренировать в составлении краткой записи, повторить изученный материал по теме “ Треугольники”;
*развивать логическое мышление, умение рассуждать, творчески мыслить;
*воспитывать интерес к математике.
Учебный материал: карточки с задачами, карточки с краткой записью задач, презентация к уроку.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учащихся учителем.
Без математики, друзья,
Прожить на свете просто нельзя.
Без нее ты совсем пропадешь.
Даже номера дома не найдешь,
И хлеба не купишь,
Ведь рубля не сочтешь,
Что почем не узнаешь,
А, узнав, не поймешь.
Введение темы урока.
У: Чтобы узнать тему нашего урока, надо разгадать кроссворд. Приложение№1. Слайд № 2.
Вопросы к слайду:
- Прямоугольник, у которого все стороны равны. ( квадрат).
- 36:9 (четыре).
- 48:8 (шесть).
- Во сколько раз 100 больше? 10 (десять).
- У квадрата все стороны …(равны).
- Греческий философ, его именем названа таблица умножения. (Пифагор).
- Чтобы узнать, на сколько больше или меньше одно число другого, надо….(вычесть).
- Прямая, ограниченная с двух концов точками. (отрезок).
- В выражениях, имеющих скобки, сначала выполняем действия … (скобках).
- Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо…(разделить).
- Во сколько раз 50 больше 25?(два)
- Сколько углов у прямоугольника? (четыре)
После разгадывания кроссворда учащиеся называют тему урока: “Решение задач”.
Основная часть урока.
1.Подготовленный ученик читает стихотворение:
Интересно задачи решать,
Из решений можно много узнать:
Сколько ниток пойдет на берет,
Расход ткани на модный жакет,
Сколько стоит билет на балет.
Массу предметов и общий расход,
Сколько ребят ушли в поход,
И сколько остались полоть огород.
У каждой задачи свой сюжет,
И надо найти на вопрос ответ.
2. Устное решение задач.
У: Чтобы задачи хорошо решать, надо ум свой тренировать.
Задача 1
У: Коли в сумке 3кг конфет, а у его друга 3кг ваты. У кого груз тяжелее?
Д: Вес одинаковый.
У: Задача 2.
После тренировки по фигурному катанию спортсмены переоделись и оставили в раздевалке 10 коньков. Сколько фигуристов тренировалось на катке?
Д: 5 фигуристов.
3. Работа в тетрадях и ученики у доски (карточки).
У: Открываем тетради, записываем число, классная работа и решаем задачи, составляя краткую запись к ним.. Приложение №2.
Задача-карточка (ученик).
За 4 кг яблок заплатили 200рублей. Сколько рублей будут стоить 10 кг яблок?
Задача-карточка (ученик).
За 3 кг груш заплатили 180 рублей. Сколько кг груш можно купить на 300 рублей?
Задача (класс)– в тетрадь.
За 5 кг муки заплатили 100 рублей. Сколько рублей будут стоить 12 кг муки?
4. Проверка решения задач.
У: Посмотрим, как решили свои задачи на доске ученики. А теперь проверяем решение задачи в тетради.
5.Выбор правильной краткой записи к условию задачи (краткая запись на доске).
У: Слушаем задачу, выбираем правильную краткую запись, записываем в тетрадь краткую запись и решение задачи. Приложение №2.
Задача
В одной школе 1138 учеников, а в другой на 124 ученика меньше, чем в первой. Сколько всего учеников в 2 школах?
Д: Первая краткая запись правильная.
У: Слушаем задачу, решаем устно с выбором краткой записи. Приложение №2.
Задача
Петя прочитал 81 страницу сказки, а Миша 9 страниц. Во сколько раз Петя прочитал больше Миши.
Д: Вторая краткая запись правильная.
Д: Ответ в 9 раз больше прочитал Петя, чем Миша.
6.Физминутка.
У:
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над рекою покружилась.
7. Повторение. Работа с геометрическим материалом. Приложение №1. Слайд № 3.
У: Сколько треугольников на чертеже?
Д: 8 треугольников.
У: Сколько прямоугольных треугольников на чертеже?
Д: Четыре прямоугольных треугольника.
Работа со слайдом №4.
У: Какие виды треугольников вы знаете?
Д: Остроугольные треугольники, тупоугольные треугольники прямоугольные.
Д: Разносторонние треугольники, равносторонние треугольники и равнобедренные треугольники.
У: Назовите номера остроугольных треугольников.
Д: Треугольники№5, №7, №1 – остроугольные.
У: Назовите номера тупоугольных треугольников.
Д: Треугольники№3, №6, №2 – тупоугольные.
У: Что можете сказать о треугольнике № 4?
Д: Треугольник №4 – прямоугольный.
У: Хороший результат. Молодцы! Слайд №5.
8. Закрепление. Решение задачи по готовой краткой записи по вариантам.
У: Сейчас вы получите краткую запись к задаче и должны будете решить задачу, переписав краткую запись в тетрадь. Приложение № 2.
Задача. 1 вариант
В саду собрали 238 кг яблок и 450 кг груш. На сколько кг груш собрали больше, чем яблок?
Задача. 2 вариант
Максим идет до школы 640 м, а Коля 80 м. Во сколько раз Коля живет ближе к школе, чем Максим?
9.Самостоятельная работа по вариантам “Блиц-турнир”.
У: Проверим, кто внимательно работал на уроке. Вы получаете карточки с задачами, выбираете правильное решение, выделяете его, считаете и записываете ответ.
Блиц-турнир “Решай-ка”
Выбери правильное решение к задаче, вычисли.
Вариант 1.
Задача 1.
Коля подтянулся 14 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша?
14 : 2; 14+2; 14* 2; 14-2.
Ответ: раз подтянулся Саша.
Задача 2.
Вася отжался 14 раз, а Миша на 2 раза меньше. Сколько раз отжался Миша?
14 : 2; 14+2; 14-2; 14 * 2.
Ответ: раз отжался Миша.
Задача 3.
Юра собрал 6 ведер картошки, а папа на 3 ведра больше. Сколько ведер картошки собрал папа?
6 : 3; 6+3; 6-3; 6 * 3.
Ответ: ведер картошки собрал папа.
4.Начерти остроугольный треугольник с углом 60 и сторонами 3см и 2см.
Вариант 2.
Выбери правильное решение к задаче, вычисли.
Задача 1.
Маша идёт до школы 15 минут, а Вера добегает за 5 минут. На сколько минут дольше идет до школы Маша, чем Вера?
15 : 5; 15+5; 15-5; 15 * 5.
Ответ: на минут дольше идет до школы Маша, чем Вера.
Задача 2.
Маша идет до школы 15 минут, а Вера добегает за 5 минут. Во сколько раз быстрее добегает до школы Вера, чем Маша?
15 : 5; 15+5; 15-5; 15 * 5.
Ответ: в раз быстрее добегает до школы Вера, чем Маша.
Задача 3
Таня съела 12 слив, а Оля на 3 больше, чем Таня. Сколько слив съела Оля?
12 : 3; 12+3; 12-3; 12 * 3.
Ответ: слив съела Оля.
4. Начерти остроугольный треугольник со сторонами 4 см и 2см и углом 70.
10. Проверка решений.
У: Теперь меняемся карточками и проверяем работу соседа под моим руководством.
Заключительная часть урока.
*Рефлексия (выбор цвета по настроению).
Начерти цветным карандашом ломаную линию, состоящую из трех одинаковых звеньев. Длина ломаной линии 12см.
*Домашнее задание: индивидуально.