Цель: продолжать развивать диалогическую речь, учить составлять рассказ по картинке; упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарный запас; учить четко произносить звуки «ф», «ш», «с», произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки с изображением оседлых и перелетных птиц, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.
Обогащение словаря: оседлые, перелетные. Варакушка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель читает детям стихотворение А.Кондратьева:
Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Дети стоят в кругу. Педагог предлагает сказать друг другу «Доброе утро!»
– Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, весело). Почему?
Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу. Педагог еще раз читает это стихотворение, а потом спрашивает:
– Скажите ребята, какое сейчас время года? (Осень). В стихотворение есть фраза: Птицы запели! Для осени подходит эта фраза? Почему? (Осенью птицы не поют). Почему? (Они улетаю в теплые края). Зачем? (Скоро наступит холодное время года – зима). Все ли птицы улетают? Птицы, которые улетают, как называют? (Перелетные). А те птицы, которые остаются? (Оседлые)
– Что значит «перелетные»?
– Что значит «оседлые»?
Игра: «Деревья»
К нам пришел волшебник злой.
Он руками замахал,
Всех детей заколдовал.
Дети руки вверх подняли.
И деревьями вдруг стали.
(Дети поднимают руки вверх и каждый представляет, каким деревом он стал)
– Так много деревьев – мы попали в лес. Шумит
лес от ветра: фу-фу-фу, (дети повторяют)
качаются деревья, шелестят осенними листьями и
шуршат ветками. Как деревья шуршат, шелестят?
Ш-ш-ш, с-с-с, су-су-су – красиво осенью в лесу. (Произносят
тихо, громче, громче.)
– В лесу осеннем не слышно пения птиц? Почему? (Птицы
улетели).
На доске или на столе, иллюстрации с
изображением птиц городских, лесных. Дети
рассматривают их и называют.
– Улетают ласточки, стрижи, скворцы, галки, дикие
гуси и утки, чибисы, пеночки, кукушки, соловьи,
варакушки и многие другие.
– А кто же остается? (Дети поясняют).
Городские птицы – воробьи, вороны, голуби,
синицы; лесные птицы – поползень, свиристель,
прилетят снегири, клесты.
Перед детьми картинка птицы «Варакушки»
– А сегодня давайте вспомним и поговорим, вот об
этой птичке. Кто это? (Варакушка)
Варакушка – близкий родственник соловья. Живет в
кустах, по берегам рек всей России. Варакушка
птица перелетная, зимует в Южной Азии. Это одна из
самых красивых птичек наших краев. У самцов
верхняя часть золотисто-бурого цвета, нижняя
грязновато-белая, по бокам оперение с
золотисто-бурым налетом, на шее черный ошейник.
Глаза темно- красные. Над ними беловатые полоски.
Клюв черный. Ноги спереди зеленые, сзади
желтовато-серые. Самка окрашена подобно самцу.
Длина птички – 15 см.
Воспитатель рассказывает о варакушке, дети повторяют рассказ 2-3 раза.
Воспитатель предлагает поиграть: дидактическая игра «Что за птица?»
Дети делятся на ведущих и отгадывающих.
Ведущие выбирают иллюстрации с изображением
птиц.
Ведущие по очереди (кто готов), не называя птиц,
рассказывают о ней (величина, окраска, среда
обитания, чем питается). Отгадывающие должны
назвать. Затем дети меняются ролями (можно
добавить других птиц). Игра повторяется.
В конце занятия можно предложить нарисовать перелетных птиц. Организовать выставку работ.