Цели и задачи данного урока полностью совпадают с традиционным уроком по географическому положению материка, а вот форма подачи материала совершенно иная.
Ход урока
Урок начинается с песни А. Волкова «Африка». Параллельно идет видеоряд с африканскими сюжетами. (Приложение 1)
С детства снилась Африка, Африка, Африка
С детства снилась Африка, Африка мне,
Будто я по джунглям, по джунглям, по джунглям
Еду на широкой слона спине
А вокруг бананы жуют обезьяны
А вокруг бананы и хочется мне
Хочется бананов, бананов, бананов,
Но нельзя наесться бананов во сне
Мимо бегемот осторожно шагает,
Сбоку крокодил незаметно плывет
А вокруг удавы, удавы, удавы,
Вот ко мне удав под подушку ползет
А однажды ночью такой сон приснился
Что в нем и к чему – до сих пор не пойму,
Будто я по Конго, по Конго, по Конго
Сидя на подушке по Конго плыву
Говорят, что ночью кричу я истошно,
Говорят: «слона он все время зовет».
А мне без бегемота жить невозможно,
Буду-ка я спать день и ночь напролет
С детства снилась Африка, Африка, Африка,
С детства снилась Африка, Африка мне…
Для вас прозвучала веселая песня,
Она приглашает в мир добрый, чудесный,
Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но как объяснить это странное имя?
Откуда название «Африка» взято?
Найдите ответ в своих книжках, ребята.
Откуда название «Африка» взято?
Учебник, стр. 110.
Еще перевод есть довольно серьезный:
С латинского «африа» – безморозный.
Путевой лист, задание 1
- берберское племя афригии
- африа – безморозный (лат.)
Корабль нам поможет добраться до цели.
Готовимся к плаванью. Правильно сели.
Короток путь до нее, иль велик?
Ждет замечательный нас материк!
Короток путь до нее, иль велик?
Путевой лист, задание 2
Определить расстояние от Москвы до Африки по меридиану в градусах и км, сделать запись в тетради (карта мира)
Москва | Африка | |
56° С.Ш. | 23° С.Ш. | |
56 – 23 = 33° * 111 ≈3663 км |
А на пути возникает проблема:
Ну почему такова наша тема?
Мы все в Евразии с вами живем,
Но Африку раньше других узнаем
Карты смешались в этих конвертах.
Разные, но одного континента.
Надо сложить, обозначить названье.
Кто выполнить хочет это заданье?
(Раздать конверты с разрезанными картами Африки: физической, политической, комплексной))
Пусть разберутся с мозаикой этой,
А мы познакомимся с книгою, дети.
Книгой, которую Африка гордо
Нам открывает – «книга рекордов»
«Книга рекордов»
Найдите в учебнике нужные строчки,
Чтобы заполнить эти листочкиАфрика – самый … материк
Африка – самый жаркий материк
Африка – континент преобладания равнин
Африка – континент контрастных ПК
В Африке находятся:
- величайшая пустыня мира
- крупный массив экваториальных лесов
- самая длинная река Земли
- самая полноводная река восточного полушария
- самые крупные млекопитающие суши
Вот на доске этой маленькой дан
Из перепутанных пунктов план.
Слушайте новый вопрос: для чего
Нам упорядочить надо его?
(Пункты плана в произвольном порядке прикреплены кнопками к пробковому стенду. Поменять их местами и расставить в соответствии с планом изучения материка – задача учеников. Затем этот стенд до конца года не меняется и помогает при изучении каждого материка)
Кто по-порядку все пункты расставит?
Может, Алеша? А может, Виталик?
Я вызываю группу ребят
Пункты расставить в логический ряд.
Путевой лист, задание 3
Проверка мозаики
- название карты
- по охвату территории
- по масштабу
- по содержанию
Проверка плана
Все молодцы, поработали славно.
Пока хорошо идет в Африку плаванье.
Ну а сейчас у меня предложенье –
Поговорить о ее положении.
Чтобы был точным этот рассказ,
Ищем в учебнике нужный абзац
Вы по порядку все расскажите
С помощью карты слова докажите.
Путевой лист, задание 4
Учебник стр. 110-111
Надо, чтобы вы сейчас по своим вопросам
Отвечали правильно – это очень просто.
Если вызвали тебя, то бери указку,
Покажи на карте все верно, без подсказки.
Проверка задания 4
Кто внимательно все слушал
И в окошко не смотрел,
Тот понять параграф новый
Быстро, правильно успел
А проверкою для вас
Будет упражнение
Видно, выполним его
За одно мгновение
Кто руку первый поднимает,
Тот нам его и прочитает.
Путевой лист, задание 5
(Если класс слабый, это задание не умещается в рамках урока. Его можно задать в качестве домашнего, а на следующем уроке проварить)
Проверка задания 5
К карте обращаемся с вами каждый день,
И учить названия нам опять не лень.
Покажу я вам сейчас острова, заливы,
Тот, кто знает их уже – человек счастливый
Чтобы трудностей название у вас не вызывало,
Я заливы и проливы все зарифмовала.
Вы сидите – не скучайте, хором дружно отвечайте.
На физическую карту Африки я заранее вешаю цифры, чтобы учащимся удобно было сопоставить стенную карту с картой атласа
-
В этом море пираты
Ходили когда-то,
А сейчас многих стран корабли.
Расположено море
Не на просторе,
А в тисках подступившей земли.
Море чудное, море древнее
Под названием Средиземное. -
Не русский, английский
И не татарский,
Этот пролив навсегда Гибралтарский. -
На карте ищет ученик
Огромный в Африке пролив.
Все океаны он прошел,
А вот залива не нашел.
Скользит указка по стене.
А может, кто подскажет мне?
Проехал остров Пиренейский,
А не нашел залив Гвинейский. -
Чутко горы спят,
Южный крест полез на небо,
Спустились вниз в долину облака
Осторожней, друг,
Ведь никто из нас здесь не был
На острове большом Мадагаскар. -
Отделил пролив широкий
Остров от материка.
Вы названье назовете,
Только рифмы нет пока. Мозамбикский -
Есть, ребята, полуостров
В Африке здесь – край земли.
А названье – догадались?
Полуостров Сомали. -
Есть город Баден-Баден,
есть город просто Аден
залив не Баден-Баденский
залив, запомним – Аденский. -
Соединяет он залив и море
Он узенький – 5 км шириною.
Пролив с названьем не советским
Зовется он Баб-эль-Мандебским. -
Море здесь соленое,
Море здесь прекрасное,
Вовсе не зеленое,
Это море Красное. -
Что отделяет Африку от Азии,
Соединив соседние моря,
В стране Египет, в веке 19-ом,
Построен он, наверное, не зря.
Вопрос-то, в сущности, простецкий
Канал с названием Суэцкий.
Кто не все запомнил – пусть не огорчается,
Ведь знакомство с Африкой только начинается.
Практическая работа
Атлас стр. 26 к/к стр. 4
Знаньям своим примененья найдете
В новой практической, дети, работе.
Контурных карт открываем страницы,
Атлас нам тоже сейчас пригодится.
Чтоб отвести от вас двоек угрозу,
Перехожу я, ребята на прозу.
Практическая работа
- подписать названия крайних точек Африки, в условные знаки – их координаты.
- подписать названия океанов, морей, омывающих Африку, а так же острова, полуострова, заливы, проливы.
Спасибо, ребята, вам за урок,
Пусть все эти знания будут вам впрок.
Д./З. § 24.