Урок-праздник в начальной школе с использованием логопедических приемов. "Трудности письма и чтения преодолеваем с увлечением"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса, и внедрение в школы ФГОС этому подтверждение.

Последние данные исследований детей, поступающих в первые классы массовой школы, показывают, что около 50% из них не готовы к освоению программы первого класса. Части детей удается за счет мобилизации резервных возможностей самостоятельно компенсировать отставание в развитии некоторых школьнозначимых психических функций и усвоить программу. Другая часть детей, имеющая дополнительные неблагоприятные факторы (отклонения в развитии речи, нарушения здоровья, отрицательное влияние социума, в котором живут дети), оказывается неуспешной в учебе. И если в первом классе эти дети еще как-то учатся, то с усложнением программы во втором классе они совершенно выпадают из учебного процесса. Подобного положения можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь или устранить их, или корригировать последствия.

Согласно данным, дошкольники 6-7 лет из оздоровительных, логопедических групп, групп для детей с задержкой развития, поступая в массовую школу, представляют «группу риска возникновения трудностей в обучении». Эта категория детей требует особого подхода при обучении, потому что в силу своих физиологических и психических возможностей эти дети часто не способны к быстрой адаптации и успешности в обучении.

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха, негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.

Учителя общеобразовательной школы  не всегда способны  правильно  учесть  возрастные, индивидуальные  и психологические особенности таких детей, для работы с детьми   с «особенностями» в развитии требуются дополнительные знания. Эти дети, как правило,    имеют  не только речевые нарушения,  но у них может  отмечаться слабость мотивации, снижение потребности к  общению, склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному. Они не способны к длительной учебной, игровой деятельности,  упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. 
Развитие и перспективы таких детей  во многом зависят и не только от квалификации узких специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).

Успешность обучения  школьников должна базироваться на командном взаимодействии педагогов. Эта взаимосвязь осуществляется  при чётком разграничении  функций специалистов. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяет друг друга. В выборе и разработке приёмов и методов проведения занятий, каждому  предоставляется свобода творческих поисков, но вся их работа направлена на решение единой задачи.

С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса и эффективности воздействия на ребёнка необходимо постоянно изменять условия организации младших школьников, как на уроках, так и во внешкольной работе, использовать    различные методы, принципы, средства работы, обеспечивающие условия его здорового индивидуального развития, в содержание учебного материала следует больше вносить игровых ситуаций и других приёмов.

Основная цель предлагаемого нами материала – это обмен накопленным опытом в области:

  • организации  процесса  взаимодействия учителей начальной  школы,  учителя – логопеда и психолога  в обучении, развитии, воспитании  школьников, а также  предупреждения трудностей и  коррекции речевых  нарушений  детей; 
  •  решения задачи повышения результативности знаний  и эффективности формирования  учебных навыков младших школьников;
  • повышения  уровня мотивации  детей к обучению  русскому  языку и чтению.

Сценарий праздника «Трудности письма и чтения преодолеваем с увлечением» предполагает  использование  потенциала каждого специалиста, объединение усилий всех субъектов педагогического процесса, организацию комплексного подхода к обучению ребёнка и развитию у него школьнозначимых функций.

При проведении данного мероприятия каждый из педагогов  отвечает за свой этап  и, решая задачи  «своего» предмета работает на единую цель – пробудить  у учащихся интерес к изучению русского языка, воспитать у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помочь устранить речевые трудности.

Представленный нами материал может быть интересен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, а также психологам, дефектологам и  логопедам.

Задачи, поставленные педагогами, участвующих в проведении мероприятия:

Задачи, поставленные учителем начальных классов

  • обобщить и закрепить знания и умения по изученным темам, как по обучению грамоте, так и по обучению письму;
  • формировать умение постановки ударения в словах;
  • развивать  коммуникативные навыки: внимательно слушать и слышать, не переключаясь на посторонние предметы, подчинять свои действия инструкциям; понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • развивать воображение,  музыкальность, ритмичность;
  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • изготовить поделки  из разных  материалов на морскую тематику и украсить ими  актовый зал;
  • познакомить детей с художником и его произведениями  И.К.Айвазовского «Девятый вал», «Спокойное море»;
  • развивать у детей быстроту движений в подвижно-игровой эстафете «Путешествие по дну моря»;
  • научить детей изготавливать  пригласительные билеты.

Задачи, поставленные учителем-логопедом:

  • формировать диалогическую форму общения;
  • дифференцировать оптически сходные буквы; расширять словарный запас учащихся;
  • формировать практические навыки словообразования и словоизменения;
  • развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, зрительно-пространственные ориентировки;
  • автоматизировать  звуки – [ш-ш-ш; с-с-с-],  дифференцировать свистящие и шипящие звуки;
  • закреплять  представления о понятиях: глубина моря, поверхность моря, цвет моря;
  • корригировать  слоговую структуру слова;
  • формировать навык звукового анализа и синтеза;
  • формировать навык  правильного распределения физиологического дыхания: делать глубокий вдох носом и  равномерно распределять воздух при  выходе; отработка длительного плавного выдоха;
  • оздоравливать детский организм с помощью дыхательной и зрительной гимнастики;
  • развивать умение  работать в  команде; общую крупную моторику.

Задачи, поставленные психологом:

  • активизировать  внимание, память, развивать в игре мелкие мышцы рук, формировать произвольную деятельность, самоконтроль и другие школьнозначимые функции;
  • развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие интереса к учению;
  • развивать точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук;
  • научить детей управлять своим телом, контролировать свои действия.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Игровая мотивация:

Учитель-логопед:

– Сегодня у нас незабываемое приключение, которое поможет нам не просто  отдохнуть, но и научит нас не делать ошибок на письме и при чтении. (Приложение 1. Слайд 1)
– Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в «морское» путешествие.  Мы совершим удивительное путешествие по голубым просторам необозримого океана, путешествие далекое и интересное.
– Давайте посмотрим на карту  нашего путешествия и узнаем, какие необыкновенные приключения нас ожидают. Наш путь будет лежать через моря и океаны, мы побываем на  таинственных островах – Озере с гигантскими пузырями, на острове дикарей, острове «Зелёного мыса»  (Приложение 1. Слайд 2)

Капитан: Кто за приключения?

Дети (хором): Все без исключения!

Давай поднимаем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Ещё немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!
Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.

2. Дифференциация звуков [Ш], [С]

Учитель-логопед:

Волны ласкают борт корабля [Ш-ш-ш]
Подул ветерок [с-с-с] 

Юнга:

Я рядом вижу чьи-то спины:
Плывут в волнах ко мне...  дельфины (дети  хором)

3. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Дельфин»

Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините

Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Его каждый  знает? (Кит)

4. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Кит»

Упражнение с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо – влево, вперёд – назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперёд) (Приложение 1. Слайд 3)

5. Формирование  зрительно-пространственных функций

Капитан:

Штурвал повернули вправо, влево,
Корабль накренился вправо, влево, вперед, назад.

Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу –
Влево, вправо, за корму. (Приложение 1. Слайд 4)

Капитан: «Чайки над водой»

Дети выполняют упражнение. Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.

Чайка над волной взмывает,

 Дети (хором):

Чайка чайку догоняет.  (Приложение 1. Слайд 5)

6. Формирование навыков языкового анализа и синтеза

Учитель-логопед:

Наше путешествие мы совершаем на паруснике, но какое у него  название догадайтесь сами.
– Послушайте и «поймайте» звуки в ладошку.

(Учитель-логопед называет звуки, дети озвучивают получившееся слово).

 «ШТОРМОВОЙ». (Приложение 1. Слайд 6)

Звучит музыка «Штормовой».  Исполнение детьми танца «Море».   (Приложение 1. Слайд 7)

7. Развитие словарного запаса, способности ориентироваться в словах одного семантического поля

Учитель начальных классов:

– От какого слова образовалось слово ШТОРМОВОЙ? (Шторм).
– Как вы понимаете это  слово?

Детям объясняется значение слов шторм, маринист.

Картина, изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист – Иван Константинович Айвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть на воду и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия – все это стало главной темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского – одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неиствующему.

8. Анализ картины И.К.Айвазовского «Девятый вал» (Приложение 1. Слайд 9)

ШТОРМ – сильная буря на море.  На своем полотне И. Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища. Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение. И. Айвазовский во многих своих картинах изображал кораблекрушения и людей, борющихся с морской стихией.
В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический характер.

9. Анализ картины И.К. Айвазовского «Спокойное море»

ШТИЛЬ – полное безветрие. (Приложение 1. Слайд 10)

10. Психолог: Организация дидактической игры, направленной  на развитие двигательной памяти, переключаемости с одного движения на другое и  самоконтроля при выполнении движений, произвольного торможения движений, статической и динамической координации, двигательного внимания, темпа, пространственной организации движений
Флажки (Семафорная азбука)
Передача с помощью  флажного семафора состояния  моря. (Приложение 1. Слайд 11)
Дети через использование  движений флажного семафора демонстрируют слова: штиль, бриз, шторм;

11. Организация дидактической игры, направленной на дифференциацию свистящих и шипящих звуков

Учитель начальных классов: Мы с вами попали на «Озеро с гигантскими   пузырями». Такой, кстати, есть на  острове Ява. Это очень интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3 метров. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.
Если в словах, которые я назову, вы услышите свистящие звуки, то хлопните  в ладоши, если – шипящие, то  – по  коленям.

Учитель называет слова, в состав которых входят  шипящие и свистящие звуки. (Приложение 1. Слайд 12)

Учитель начальных классов:

На дне морском, среди кораллов дивных,
Живет прекрасный, удивительный «народ»
Ползает и плавает красиво…
Но вот куда, зачем, никто не разберет.

Перед нами открылась чудесная картина кораллового леса. Мы видим краба. Мимо проплывают осьминоги, кальмары и целая стайка пестрых рыбок.

12. Организация дидактической игры «Водолазы обследуют морское дно» направленной на формирование у детей навыка деления слов на слоги.

Каждая из трёх  команд имеет своё название и в зависимости от него     выполняет то или иное движение: «Команды: краб, осьминог,  кальмар».

У детей  каждой команды на запястье  завязаны атласные ленточки, различающиеся по цвету. Предлагается  ряд слов, состоящих из 1, 2, 3  слогов. Если называется слово с одним слогом, команда «Краб» поднимает руки вверх, т.к. в её названии один слог, произносится слово с 2 – мя слогами, руки вверх поднимает команда «Кальмар».  То же с трёхсложными словами. (Приложение 1. Слайд 13)

13. Проведение дыхательной гимнастики

Учитель-логопед: Перед нами  подводный лабиринт, взгляд ласкают таинственные морские глубины, населенные молчаливыми обитателями призрачного водного королевства.
Тут и устрица, живущая на дне морском, среди обломков древних парусников
Раз, два, три, все замрем. В мир подводный попадем».
Теперь давайте посмотрим в воду и увидим дно. Посмотрите, какие красивые ракушки и камешки. Присмотрели себе красивый камешек. Давайте задержим дыхание и достанем из воды понравившийся камешек или ракушку. (Дети делают вдох через нос и, задерживая дыхание, достают камешек). (Приложение 1. Слайд 14)

14. Артикуляционная гимнастика для подвижности нижней челюсти «Акулы»

Учитель-логопед: На счет «один» челюсть опускается, на «два» – челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» – челюсть опущена на место, на «четыре» – челюсть двигается влево, на «пять» – челюсть опущена, на «шесть» – челюсть выдвигается вперед, на «семь» – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

15. Организация дидактической игры «Спасение от морских хищников», направленной на формирование у детей навыка постановки ударения в словах»

Упражнения с большими мячами

Учитель начальных классов: На наш корабль нападают морские хищники. Впрочем, от врагов можно отбиться, «стреляя» в них жемчужинами (жемчужины – это большие мячи) (Приложение 1. Слайд 15)

Дети разбиваются на команды и, меняя ударение в словах, перекидывают  мяч друг другу, ударяя его об пол.

Слова: кружки – кружки, гвоздики – гвоздики, замок – замок, атлас – атлас и т.д.

16. Организация дидактической игры, направленной предупреждение и устранение оптико-пространственных проблем

Капитан: Ребята, а вон там вдали я вижу краешек Земли! Чтобы высадиться на берег надо преодолеть  препятствие. Из воды торчат буквы-островки. По ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все островки надёжные. Некоторые из них переворачиваются. Если торчащий из воды островок в  его зеркальном отражении образует букву – это надёжный остров, если нет – на него не надо наступать. (Приложение 1. Слайд 16)

(На полу лежат обручи, в них  разные буквы. Ребёнок  находит нужную букву, пролезает через обруч и одевает эту букву на грудь).
(Приложение 1. Слайд 17) (Звучит музыка Дунаевского)

«Остров Зелёного мыса»

Учитель-логопед: Это  профессор Паганель. Он изучает флору и фауну этого острова. Профессор очень рассеянный и потерял свои очки – пенсне. Все его листочки, на которых он оставлял записи для своей будущей книги, разлетелись. Давайте ему поможем их собрать.
Но сделать это можно, если вы найдите те странички, буквы которых будут писаться также как и эти, но отличаться будут  лишь количеством элементов. (Приложение 1. Слайд 18)

17. Обобщение, подведение итога праздника

Учитель начальных классов: Итак, переворачиваем последнюю страницу книги и  читаем …

(Приложение 1. Слайд 19)

Будь смел и отважен –
Прочти много книг,
В большом море знаний,
Плыви, ученик.
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле!