Задачи:
- Коррекционные:
- упражнять учащихся в слоговом и звукобуквенном анализе;
- совершенствовать технику постановки ударения в словах, различать ударные и безударные слоги.
- Образовательные:
- уметь находить и выделять корневую морфему в слове;
- совершенствовать умение выбирать проверочные слова из гнезда родственных слов, опираясь на слоговое деление и ударение в словах;
- уметь подбирать однокоренные родственные слова, объясняя лексическое значение слова;
- упражнять в правописании безударных гласных в корне слова;
- развивать орфографическую зоркость;
- уточнять активный словарь по теме «Лес».
- Оздоровительные:
- упражнять мимическую мускулатуру;
- формировать правильное речевое дыхание.
- Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга;
- развивать способность к самоанализу и самооценке.
Оборудование: зеркала; картина «Лес»; карточки с деформированным словами; карточки с заданиями для работы в группах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Отгадайте загадку:
Весной одевается, а зимой раздевается. (Лес)
На доску вывешивается картина «Лес»
II.Фонетический разбор слова
Лес – 1 слог
Л – [л‘] – согласный, звонкий, мягкий, непарный
Е – [э] – гласный, ударный
С – [с] – согласный, глухой, твердый, парный
3б., 3 зв.
III.Основная часть
– Что такое лес? Как вы понимаете значение этого слова?
Лес – это множество деревьев с сомкнутыми кронами, которые растут на большой территории
Упражнение «Деформированное слово»
Подберите к слову лес однокоренные, родственные, составив их из разных частей слова. Объясните значение слова. Дети составляют слова и записывают их на доске.
Лес-н-ик – лесной сторож
Лес-ок – небольшой лес
Лес-ов-ик – сказочное существо, живущее в лесу.
Лес-нич-ий – человек, ухаживающий за лесом
Лес-н-ой – обитающий в лесу
Лес-ист-ый – покрытый лесом
Под-лес-ок – молодой, низкий лес
Пере-лес-к-и – редкий лес
Лес-о-вод-ств-о – наука о лесе, о том, как его растить, ухаживать за ним
Лес-о-руб – человек, который рубит сухой лес.
– Назовите слова с безударной гласной в корне.
– Назовите слова, которые являются проверочными.
– Назовите слова, которые образованы при помощи
приставок, суффиксов.
– В чем особенность слова лесовод и лесоруб?
– Назовите слова-признаки, слова-предметы, есть
ли среди них слова-действия?
Физминутка
IV. Упражнение в подборе однокоренных родственных слов
– Можно ли сказать, что слово полянка родственник слова поле? Почему?
– Найдите однокоренные, родственные слова, назовите корень.
Травинка – дочка …
Перелесок – дитя …
Подберезовик – сын …
Подснежник – дитя …
Подосиновик – сын …
– Исключи лишнее слово. Объясни свой выбор.
Гнездо, глина, гнездышко, гнездовье
Зверь, зверьки, зорька, зверье
V. Работа в командах
Задание выполняется двумя командами. В словах, написанных на доске
– поставить ударение, отметить опасную гласную;
– выделить корень;
– записать проверочное слово.
1) В каких словах корень выделен неправильно? Исправь ошибки.
1 группа 2 группа
пригор-ок тен-истый
соснов-ый листоч-ки
шип-овник солн-ышко
2) Определи значение корня и подчеркни проверочное слово.
1 группа 2 группа
уд (и/е) влять – диво, дева заскр (и/е) пел – скрип, скрепка
к (о/а) рмушка – карман, корм гр (о/а) за – гроздь, грозы
Мимическая гимнастика «Медведь»
В начале каждой фразы нужно сделать вдох и
произнести ее на выдохе.
Первую строчку стихотворения произносим с
радостью, вторую с огорчением.
Мед в лесу медведь нашел!
Мало меда, много пчел.
VI. Работа с предложением в группах
Прочитай. Выпиши однокоренные родственные слова. Поставь ударение. Разбери по составу. Подчеркни проверочное слово.
1 группа 2 группа
Грибная пора наступила в лесу. Поплясали по снегам
Грибы я из леса в корзинке несу. Снежные метели.
Вот гриб – боровик и другие грибочки. Снегири снеговикам
Мы жарим, и варим, и солим их в бочке. Песню просвистели.
Подведение итогов.
VII. Итог занятия
Отметить, все ли у вас получилось на занятии при
помощи лестницы из трех ступенек.
Самая верхняя ступенька – у меня ошибок не было,
средняя – ошибки были, но я их исправил, нижняя –
ошибок было много, но на следующем занятии я буду
стараться работать лучше.