Ход урока
Сегодня будет необычный урок – урок теории и практики, размышлений и экспериментов.
У вас на столах у каждого лежит рабочий лист, с которым вы будете работать на протяжении всего урока. Также на нём записано домашнее задание: параграф 51, кроссворд.
Начать урок хочу с небольшого стихотворения:
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит!
Какому органу чувств повещено это стихотворение? Органу слуха!
А какова его функция? Улавливать и проводить звуки.
Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д.), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное - общение с окружающими людьми. Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью строения нашего уха, а также исследуем факторы, влияющие на остроту слуха. Тема сегодняшнего урока “Орган слуха” (записываем в рабочие листы).
Из чего он состоит?
Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренний.
Наружный отдел: ушная раковина, слуховой проход.
Начальным органом является ушная раковина.
Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и почему? (Учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные “уши”: одно- свёрнутое воронкой, другое- трубочкой). Воронкообразной, т.к. площадь улавливания звуков больше. Чем же ещё особенна наша ушная раковина? В ушной раковине происходит “скопление главных линий”, при помощи которых наружное ухо связано с другими органами - акупунктурные точки. Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на работу наших органов. Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы получили положительный заряд.
Средний отдел: барабанная перепонка, Евстахиева труба, молоточек, наковальня, стремечко.
Барабанная перепонка: проводится опыт с двумя пяльцами (на одном туго натянута плёнка, на другом- слабо). Какая модель перепонки будет лучше проводить звук? Туго натянутая. Обязательное функционирование барабанной перепонки- одинаковое давление воздуха в наружном и среднем отделе органа слуха(вот почему при взлёте необходимо открыть рот, т.к. через Евстахиеву трубу, соединённой с носоглоткой, поступает воздух с тем же давлением что и в наружном отделе и перепонка выравнивается). Три косточки - молоточек, наковальня и стремечко (самые маленькие в нашем организме). Колебания барабанной перепонки сообщаются молоточку, рукоятка которого в полтора раза длиннее отростка наковальни; благодаря этому создается рычаг, повышающий силу колебаний стремечка. Увеличение силы колебаний необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха.
Как вы думаете, влияет ли сила звука на остроту слуха? Давайте проведём опыт “Измерение остроты слуха”. Приглашается один ученик. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируем расстояние, на котором тиканье часов услышано. (Нормальным считается расстояние 10–15 см.). Аналогично проводим с левым ухом. Повторяем опыт после прослушивания громкой музыки в течение 5 минут. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Какой вывод можно сформулировать? Вывод: Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность (записываем в рабочий лист). Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов.
Внутренний отдел: колебание косточек через овальное окно попадает в жидкую среду внутреннего уха. Оно представлено: улиткой - костная трубка, закрученная в спираль 0,5-0,75 оборота, заполненная эндолимфой, Кортиевым органом - расположен внутри улитки и представлен мембраной с расположенными на ней волоконцами разной длины (сравнить с арфой и выявить, почему волоконца разной длины; короткие- воспринимают высокий звук, длинные- низкий). От чувствительных волосков механические колебания переходят на рецепторы слухового нерва и преобразуются в нервные импульсы, идущие в головной мозг, где анализируются. Кроме улитки во внутреннем ухе есть три полукружных канала - орган равновесия (изучаются на следующем уроке).
Ребята, вы никогда не задумывались, как действует слуховой аппарат у слабослышащих? Вибрацию волоконец можно произвести на прямую, если воздействовать звуком на сосцевидный отросток височной кости (именно так происходит восприятие информации у людей со слуховым аппаратом).
Опыт на передачу звука на внутреннее ухо (работа в парах: приставить к сосцевидной кости карандаш, а другим стучать по нему. Какой вывод можно сформулировать? Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость (записать в рабочий лист). Именно так было написано самое известное музыкальное произведение (отрывок прослушаем в конце урока), созданное великим немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. Как он смог, будучи глухим, услышать звуки фортепиано и преобразовать их в целую симфонию? (С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – он чувствовал звуковые волны).
Давайте ещё раз вспомним из чего состоит наше ухо. В рабочих листах заполните таблицу: необходимо дописать недостающую информацию колонок. Проверка таблицы. За правильность заполнения таблицы-оценка.
Наша способность воспринимать звуки - ценный дар, которым следует дорожить.
Как уберечь своё ухо для полноценного функционирования?
Предложите три рекомендации по гигиене слуха (записать в рабочий лист).
- Исключить громкие звуки.
- Не пользоваться острыми предметами для чистки ушей от серы.
- Воспалительные процессы, отиты, необходимо долечивать.
Сегодняшний урок хочу закончить небольшим отрывком знаменитой симфонии Бетховена – “Лунная соната”.
Спасибо за работу. Здоровья всем!
Рабочий лист
Тема урока: ____________
Цель: познакомиться со строением и функциями органа слуха, выявить условия его нормального функционирования
Ход урока
Строение органа слуха
Отдел cлухового органа |
Чем заполнен отдел |
Органы, образующие отдел |
Функция отдела |
Наружный отдел | Ушная раковина. Слуховой проход |
||
Воздух | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Усиливание и проведение механических колебаний | |
Внутренний отдел | Улитка. Кортиев орган. Три полукружных канала |
Опыт №1
Метод измерения остроты слуха называют - аудиометрией.
Вывод: ___________________________________ .
Опыт №2
Вывод: ___________________________________ .
Рекомендации по гигиене слуха:
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
Анализатор слуха и равновесия
1. Ухо, включающее ушную раковину и наружный слуховой проход.
2. Орган, образованный преддверием и тремя полукружными клапанами.
3. Перепонка, преобразующая звуковые волны и механические колебания.
4. Труба, открывающая в глотку.
5. Жидкость, находящаяся в щелевидном пространстве между стенками костного лабиринта и поверхностью перепончатого лабиринта.
6. Колебания воздуха.
7. Одна из трех слуховых косточек.
8. Одна из трех слуховых косточек.
9. Жидкость находящаяся внутри перепончатого лабиринта.
10. Ухо, находящееся в толще височной кости представляющее собой узкую полость, в которой располагаются три слуховые косточки.
11. Самые маленькие косточки нашего тела.
12. Одна из самых маленьких слуховых косточек.
13. Ухо, представляющее собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей.
14. Орган слуха.
15. Спирально закрученный костный канал.
16. Ухо.
Домашнее задание: п. 51, кроссворд.