Орган слуха

Разделы: Биология


Ход урока

Сегодня будет необычный урок – урок теории и практики, размышлений и экспериментов.

У вас на столах у каждого лежит рабочий лист, с которым вы будете работать на протяжении всего урока. Также на нём записано домашнее задание: параграф 51, кроссворд.

Начать урок хочу с небольшого стихотворения:

Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благословит!

Какому органу чувств повещено это стихотворение? Органу слуха!

А какова его функция? Улавливать и проводить звуки.

Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д.), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное - общение с окружающими людьми. Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью строения нашего уха, а также исследуем факторы, влияющие на остроту слуха. Тема сегодняшнего урока “Орган слуха” (записываем в рабочие листы).

Из чего он состоит?

Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренний.

Наружный отдел: ушная раковина, слуховой проход.

Начальным органом является ушная раковина.

Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и почему? (Учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные “уши”: одно- свёрнутое воронкой, другое- трубочкой). Воронкообразной, т.к. площадь улавливания звуков больше. Чем же ещё особенна наша ушная раковина? В ушной раковине происходит “скопление главных линий”, при помощи которых наружное ухо связано с другими органами - акупунктурные точки. Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на работу наших органов. Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы получили положительный заряд.

Средний отдел: барабанная перепонка, Евстахиева труба, молоточек, наковальня, стремечко.

Барабанная перепонка: проводится опыт с двумя пяльцами (на одном туго натянута плёнка, на другом- слабо). Какая модель перепонки будет лучше проводить звук? Туго натянутая. Обязательное функционирование барабанной перепонки- одинаковое давление воздуха в наружном и среднем отделе органа слуха(вот почему при взлёте необходимо открыть рот, т.к. через Евстахиеву трубу, соединённой с носоглоткой, поступает воздух с тем же давлением что и в наружном отделе и перепонка выравнивается). Три косточки - молоточек, наковальня и стремечко (самые маленькие в нашем организме). Колебания барабанной перепонки сообщаются молоточку, рукоятка которого в полтора раза длиннее отростка наковальни; благодаря этому создается рычаг, повышающий силу колебаний стремечка. Увеличение силы колебаний необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха.

Как вы думаете, влияет ли сила звука на остроту слуха? Давайте проведём опыт “Измерение остроты слуха”. Приглашается один ученик. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируем расстояние, на котором тиканье часов услышано. (Нормальным считается расстояние 10–15 см.). Аналогично проводим с левым ухом. Повторяем опыт после прослушивания громкой музыки в течение 5 минут. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Какой вывод можно сформулировать? Вывод: Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность (записываем в рабочий лист). Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов.

Внутренний отдел: колебание косточек через овальное окно попадает в жидкую среду внутреннего уха. Оно представлено: улиткой - костная трубка, закрученная в спираль 0,5-0,75 оборота, заполненная эндолимфой, Кортиевым органом - расположен внутри улитки и представлен мембраной с расположенными на ней волоконцами разной длины (сравнить с арфой и выявить, почему волоконца разной длины; короткие- воспринимают высокий звук, длинные- низкий). От чувствительных волосков механические колебания переходят на рецепторы слухового нерва и преобразуются в нервные импульсы, идущие в головной мозг, где анализируются. Кроме улитки во внутреннем ухе есть три полукружных канала - орган равновесия (изучаются на следующем уроке).

Ребята, вы никогда не задумывались, как действует слуховой аппарат у слабослышащих? Вибрацию волоконец можно произвести на прямую, если воздействовать звуком на сосцевидный отросток височной кости (именно так происходит восприятие информации у людей со слуховым аппаратом).

Опыт на передачу звука на внутреннее ухо (работа в парах: приставить к сосцевидной кости карандаш, а другим стучать по нему. Какой вывод можно сформулировать? Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость (записать в рабочий лист). Именно так было написано самое известное музыкальное произведение (отрывок прослушаем в конце урока), созданное великим немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. Как он смог, будучи глухим, услышать звуки фортепиано и преобразовать их в целую симфонию? (С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – он чувствовал звуковые волны).

Давайте ещё раз вспомним из чего состоит наше ухо. В рабочих листах заполните таблицу: необходимо дописать недостающую информацию колонок. Проверка таблицы. За правильность заполнения таблицы-оценка.

Наша способность воспринимать звуки - ценный дар, которым следует дорожить.

Как уберечь своё ухо для полноценного функционирования?

Предложите три рекомендации по гигиене слуха (записать в рабочий лист).

  1. Исключить громкие звуки.
  2. Не пользоваться острыми предметами для чистки ушей от серы.
  3. Воспалительные процессы, отиты, необходимо долечивать.

Сегодняшний урок хочу закончить небольшим отрывком знаменитой симфонии Бетховена – “Лунная соната”.

Спасибо за работу. Здоровья всем!

Рабочий лист

Тема урока: ____________

Цель: познакомиться со строением и функциями органа слуха, выявить условия его нормального функционирования

Ход урока

Строение органа слуха

Отдел cлухового органа

Чем заполнен отдел

Органы, образующие отдел

Функция отдела

Наружный отдел   Ушная раковина.

Слуховой проход

 
  Воздух 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Усиливание и проведение механических колебаний
Внутренний отдел   Улитка.

Кортиев орган.

Три полукружных канала

Опыт №1

Метод измерения остроты слуха называют - аудиометрией.

Вывод: ___________________________________ .

Опыт №2

Вывод: ___________________________________ .

Рекомендации по гигиене слуха:

1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

Анализатор слуха и равновесия

1. Ухо, включающее ушную раковину и наружный слуховой проход.

2. Орган, образованный преддверием и тремя полукружными клапанами.

3. Перепонка, преобразующая звуковые волны и механические колебания.

4. Труба, открывающая в глотку.

5. Жидкость, находящаяся в щелевидном пространстве между стенками костного лабиринта и поверхностью перепончатого лабиринта.

6. Колебания воздуха.

7. Одна из трех слуховых косточек.

8. Одна из трех слуховых косточек.

9. Жидкость находящаяся внутри перепончатого лабиринта.

10. Ухо, находящееся в толще височной кости представляющее собой узкую полость, в которой располагаются три слуховые косточки.

11. Самые маленькие косточки нашего тела.

12. Одна из самых маленьких слуховых косточек.

13. Ухо, представляющее собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей.

14. Орган слуха.

15. Спирально закрученный костный канал.

16. Ухо.

Домашнее задание: п. 51, кроссворд.

Приложение