Введение
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения.
Большинство дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание, ориентирует на “условного” ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения.
На протяжении последних нескольких лет педагоги дошкольных учреждений ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Это и послужило основанием учитывать в процессе занятий физической культурой половые особенности детей и осуществлять формирование полоролевого поведения у мальчиков и девочек.
Я убеждена, что занятия физическими упражнениями в двигательной активности дошкольника и имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. А учет полоролевых особенностей дошкольника позволяет педагогу, организующему эту деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Разделы данной программы включают: основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы, разнообразные варианты проведения физкультурных занятий, нормы физической подготовленности детей, а так же особенности взаимодействия с родителями воспитанников.
Материал программы построен в соответствии с выдвинутыми принципами и диктует логическое конструирование модели построения и внесения программы в жизнь дошкольного учреждения.
Определяя основное содержание и направление развития детей, оставляю за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий.
Цель программы: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации в физическом воспитании старших дошкольников.
Задачи:
Основные принципы программы
Принцип гуманистической направленности: признание каждого ребенка как неповторимой индивидуальности, учет специфики психофизиологического развития мальчика и девочки; содействие овладению ребенком на уровне самостоятельности, разнообразными видами деятельности, как средством самовоспитания, самообразования и саморазвития, создание благоприятных условий для развития творчества.
Принцип природосообразности оздоровительной направленности воспитания. Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, учет развития способностей и интересов каждого ребенка.
Принцип безоценочности. Не должно звучать никаких отрицательных оценок ни со стороны участников группы, ни со стороны педагога.
Принцип добровольной активности. Детей не нужно принуждать к деятельности, а поощрять стремление к ней.
Принцип самораскрытия. Дать право каждому из членов группы выражать свои мысли, чувства, эмоции.
Принцип последовательности. Содержательные задачи решаются методом усвоения материала “от простого к сложному” в соответствии с возрастными познавательными возможностями ребенка.
Принцип научности и доступности. Работа основывается на научных трудах, первоисточниках, на достоверной и проверенной информации. Доступна в простоте изложения и понимания материала.
Принцип результативности и гарантированности. Соответствие целей образования и возможностей их достижения. Гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принцип наглядности. Использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.
Принцип межпредметности. Связь с другими областями деятельности и знаний.
Принцип гармонии трех начал: физического, духовного, интеллектуального.
Принцип сотрудничества воспитания в детском саду и семье по законам содружества.
Условия реализации программы. Предметно-развивающая среда
Для успешной реализации данной программы в детском саду необходимы определенные условия
- физкультурный зал, который оснащен необходимым спортивным оборудованием: баскетбольные кольца, сетка для волейбола и ручного мяча, скалодром, шведская стенка, щиты для метания на дальность и меткость, мячи разных размеров, скакалки, обручи, гимнастические ленты, гантели разного размера и веса, скамейки, горки, детские велосипеды, санки, лыжи, клюшки и др.
- тренажерный зал с современным оснащением: велотренажеры, беговые массажеры, мягкие спортивные модули, сухой бассейн, балансиры, батуты, рукоход, кольца, канат, веревочная лестница, бревно, ходули и др.
Особенности организации взаимодействия инструктора физической культуры со специалистами ДОУ и семьями воспитанников
Педагоги должны способствовать формированию у воспитанников ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности. На физкультурных занятиях внимание детей обращать на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц.
Педагогам рекомендуется знакомить детей с тем, как устроено тело человека, с его основными системами, используя иллюстрированный материал. Цель такого познания – не только ознакомление, но и формирование у детей умения чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему работать.
Для формирования ценностей здорового образа жизни педагоги должны рассказывать детям о значении профилактики заболеваний: закаливании, дыхательной гимнастике, массаже, физио- и витаминотерапии, корригирующей гимнастике.
Музыкальный руководитель привлекается для музыкального сопровождения физкультурных занятий, чтобы они не были однообразными. При этом обращается внимание детей на красоту, грациозность и гибкость девочек, силу, ловкость и выносливость у мальчиков.
Педагог-психолог способствует формированию положительных эмоций при общении мальчиков и девочек. А с детьми имеющими неадекватное полоролевое поведение, организует специальную работу. На физкультурных занятиях для них разработаны индивидуальные задания и проводится работа с родителями и беседы с детьми группы.
Медицинский контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает: динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма (ответственный врач-педиатр); медицинские наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий и их воздействие на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания; контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования.
Структурно-содержательная характеристика программы
Программа состоит из четырех разделов.
В первом разделе представлен план совместных физкультурных занятий детей дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей. Занятия проводятся два раза в месяц, но часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Такой вариант проведения имеет две разновидности. Первый вариант: в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.
Второй вариант: на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях – исходные положения, в полосе препятствий – условия их преодоления: мальчики перелезают, девочки – подлезают, в метании – расстояние до цели и т.д.)
Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности – “Я – девочка”, “Я – мальчик”, развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщин и мужчин. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких занятиях используются следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
- Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).
- Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики – 10).
- Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики – 1,5 минуты).
- Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими ,например, метание на дальность легче дается мальчикам и, наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от инструктора по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.
- Различие в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
- Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, так как для них характерно дальнее зрение, а для девочек – ближнее).
- Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
- Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчика мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – большей пластичности, выразительности, грациозности)
- Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
- Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово “молодец” - эмоционально значимо, а для девочек – следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом “ты лучшая в этом движении”, “ты была похожа на балерину”, “у тебя самое бесшумное приземление”, “у тебя очень пластичные движения рукой, кистью”.
- Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при “шлифовке” отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
- В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
- Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчика – на седьмом году жизни.
- Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек.
- Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Во втором разделе раскрывается организация планирования раздельных физкультурных занятий у мальчиков и девочек, которые проводятся 1 раз в две недели. На этих занятиях дети обучаются упражнениям, требующим разных методических подходов и занимаются теми видами деятельности, которые вызывают интерес у данной группы детей (с мальчиками – футболом, хоккеем и т.п., с девочками – упражнениями с обручами и лентами). Занятия для девочек строятся в основном на методике игрового стретчинга, фитболгимнастики, игроритмики и игропластики.
У мальчиков же преобладаю силовые упражнения, спортивные игры.
В третьем разделе – планирование физкультурных досугов, эстафет, сюжетных и тематических игр, проводимых 1 раз в месяц. При проведении физкультурных досугов учитывается разница (описанная выше) между мальчиками и девочками, формируются различные по сложности задания, игры и эстафеты.
На физкультурных мероприятиях закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается ловкость, воображение, творческое мышление. Воспитывается у дошкольников выносливость, поощряются проявления взаимопомощи у мальчиков к девочкам.
В четвертом разделе описываются особенности совместной деятельности инструктора физической культуры и семьи по данной теме. Занятия детей с родителями проводятся 1 раз в два месяца.
Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной, лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Перед педагогом стоит задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Проводимые занятия помогают родителям ощутить радость от совместной двигательной деятельности и понять полезность гимнастики вдвоем и сформировать у родителей и детей умение выполнять движения в детско-родительской паре.
Привлечение родителей к проведению совместных групповых походов, соревнований, развлечений так же стимулирует к активному участию в совместных физкультурных занятиях.
Прогнозируемый результат
Критерии оценки результатов.
К концу года дети могут:
- выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание и лазанье);
- метать предметы на расстояние и в цель, владеть школой мяча;
- выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
- сохранять правильную осанку;
- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- активно участвовать в играх с элементами спорта (бадминтон, баскетбол, ручной мяч, футбол, хоккей);
- владеть элементами стретчинг –гимнастики, танцевально – игровой гимнастики Са-Фи-Дансе (игроритмика, игрогимнастика, игротанцы, танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика), фитболгимнастики;
- проявлять творчество в двигательной деятельности, уметь варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения;
- проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность и пластичность движений.
Результативность
Проводимая в детском саду работа, основанная на гендерных особенностях детей, дает положительные результаты: большинство детей справляются с критериями данной программы, у детей повысился интерес к физкультурным занятиям, они раскрепощаются, освобождаются от чувства тревожности, осознают важность “специальных” занятий для мальчиков и девочек.
Литература
- Анохина И.А. Система оздоровительной работы в ДОУ, Ульяновск, 2005.
- Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Д/в, №12, 1997.
- Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 2005.
- Гришанина С.Э., Занозина А.Е. Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. М., Линка-Пресс, 2008.
- Добронравов А.В. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей. Ленинград, 1988.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Прес, 2009.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. “Учить по-разному, любить по-разному”. М.: Учебная литература. 2007.
- Иванова И. Гендер в сети. Обруч, №3, 2009.
- Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. Волгоград: Издательство “Учитель”. 2007.
- Овчинникова О.О. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях. Детский сад от “А” до “Я”, №3, 2004.
- Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, №6, 1998.
- Рунова М.А. Движение день за днем. М.: Линка-Пресс, 2007.
- Степанова О. Гендерное воспитание дошкольников. Ребенок в д/с, №5, 2009.
- Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. М.: Просвещение. 2007.
- Стерлова М. Раздельное воспитание: за и против. Д/в №7, 2000.
- Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001.
- Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. “Са-Фи-Дансе”. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учеб.-метод. Пособие для педагогических детских и школьных учреждений. С-Пб., 2000.
- Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду. М.: изд-во Института психотерапии, 2003.