В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативную направленность. Учащиеся младших классов получают представление о культуре речевого поведения, о видах речи и её значении в жизни человека, овладевают умениями построения связного текста в различных стилях; у детей развивается чувство уместности высказывания, формируются навыки речевого этикета. С учётом этого формирование культуры речи в начальной школе должно включать в себя работу над:
- ударением и произношением;
- значением слов и выражений;
- грамматическими нормами;
- словосочетанием, предложением, текстом.
При работе над акцентологическими нормами я использую следующие виды упражнений.
1) Узнай слово по его значению, запиши и поставь ударение.
- Водитель автомобиля.
- Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса.
2) Запиши слова в столбики по месту ударения в слове.
Случай, балованный, диалог, жалюзи, каталог и т.д.
3) Поставь ударение в словах в зависимости от их значения.
Атлас (материал; сборник карт), пропасть (углубление; исчезнуть), вести (сообщение; сопровождать идущего).
Работа над значением слов и выражений должна быть направлена, прежде всего
на предупреждение лексических ошибок, которые вызваны в основном незнанием значений и правил их смысловой и стилистической сочетаемости. Чаще всего такие ошибки в речи младших школьников возникают при употреблении слов в несвойственных им значениях, иноязычных слов; при неумении использовать синонимы, антонимы, омонимы; при нарушении лексической сочетаемости. Для профилактики таких нарушений целесообразно предложить следующие виды упражнений:
1) Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слов.
представить | продукт | |
натуральный | друг | |
настоящий | возможность | |
карий | костюм | |
коричневый | отчёт | |
предоставить | глаза |
2) Замени просторечные слова литературными.
Гляделки - …, шибко - …, теперича - … и др.
3) Соедини близкие по значению слова.
сандвич | подарок | |
хобби | бутерброд | |
презент | увлечение |
Работа над словосочетанием и предложение – один из самых сложных видов работы в начальной школе. Наиболее типичные нарушения синтаксических норм появляются при разных видах согласования, управления, изменении порядка слов. Для предотвращения таких ошибок я предлагаю следующие задания:
1) Составь словосочетание, правильно выбери предлог.
идут на работа
с (со) завод
в (во) школа
из фабрика
магазин
2) Спиши вставляя нужный предлог.
Сойти … поезда, уезжать … Украины, прийти … школы и др.
3) Закончи предложения.
4) Найди в тексте речевые ошибки.
Сегодня Витя рано пришёл со школы и решил сразу сделать уроки. Вите задали написать сочинение про солдатов, которые сражались за Родину во время войны. Их объединяла вера в победе.
Так же я использую на уроках различные речевые игры. Вот некоторые из них.
1) “Сочиняем сказку”
Дети берут любую игрушку, передают её друг другу, добавляя каждый по предложению, так чтобы получился связный рассказ или сказка.
2) “Узнай меня”
Нескольким ученикам раздаю карточки с изображением предметов. Они должны указать признаки предмета и дать его описание, остальные ученики угадывают, о чём шла речь, дополняют при необходимости сказанное.
3) “Что такое хорошо и что такое плохо?”
Класс делится на две команды. Я показываю любой предмет, например стакан. Одна группа ищет достоинства: “Стакан красивый, на нём яркая картинка – это хорошо”. А другие утверждают: “ Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо”.
4) “Фантазёры”
Нужно придумать 10 новых применений лопнувшему шарику, пустому стержню, обёртке от шоколадки, пустой консервной банке и т.д.
Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.