Некоторые проблемы в процессе духовно-нравственного воспитания и образования

Разделы: Администрирование школы


«Перед задачами воспитания должны отступить все другие задачи»
Святой Иоанн Златоуст

XXI век характеризуется не только прогрессивными сдвигами в сторону позитивных изменений. Российское общество еще преодолевает духовно-нравственный кризис. Решение основных проблем современного российского общества невозможно без придания первостепенного значения проблемам образования. В соответствии с приказом министра образования РФ воспитательная деятельность образовательного учреждения является одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением.

На сегодняшний день существует немало преград в реализации духовно-нравственного воспитания. На мой взгляд, это:

  1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования (хотя на данную проблему обратил внимание в своем Послании президент Медведев).
  2. Разрушение традиционного уклада жизни, основанного на восприятии обычаев, традиций, отношений между людьми, СМИ ориентируют нас на западную модель культуры.
  3. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры. В нашей полиэтнической республике это особенно важно.
  4. Неподготовленность (эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.
  5. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Так, у нас в школе – 6 обучающихся состоят на профилактическом учете в ПДН. Неблагополучных семей -23, в основном это семьи, где пьют родители.
  6. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных инструментов: семьи, образовательного учреждения, государственных и общественных структур.
  7. Кадровая проблема: недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
  8. Только теперь, в послании Президента, прозвучала Программа по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны. Сформулированы четкие цели и задачи, обозначены приоритеты, прозвучал призыв соответствующим органам управления складываются организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.

В основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника духовно-нравственного роста. В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть возвышенного в человеке.

Введение в России НСОТ, которое коснулось главным образом бюджетных организаций, а в большей мере – школы, повлекло за собой сокращения учителей, что негативно сказывается на микроклимате коллективов. Конкуренция среди учителей, которая может привести к социальному взрыву, это безнравственно, при такой постановке вопроса о каком духовно-нравственном воспитании может идти речь?

Каковы же пути решения вышеперечисленных проблем? На мой взгляд, главный путь решения – обеспечение системного подхода. Воспитание начинается в семье. Начинать нужно с интегрирования традиционной духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания. Данный процесс включает в себя следующие этапы:

  1. просвещение родителей,
  2. организацию совместной деятельности семей.

С воспитательной точки зрения уклад школьной жизни приближается к семейному укладу. Многолетнее знакомство и сотрудничество с родителями, а у нас обучаются 2-3 поколения учеников, помогает учителям опираться на семейные традиции. Просвещение родительской общественности в нашей школе включает в себя: лектории, общешкольные родительские собрания, где представляется лучший опыт семейного воспитания, смотры лучших родительских комитетов классов, рекомендуется специальная литература по данному вопросу. Дать школьникам систематические знания о духовной культуре и этических традициях своего народа, его религии, причем в согласии с тем вероучением или убеждением, которого придерживаются в семье, – это задача, которую призвана решать современная российская школа, откликаясь на запрос российской семьи, граждан России.

Попытки создать некий единый для всех школьников курс духовно-нравственной культуры на размытой мировоззренческой основе – это путь в никуда. Общие гражданские ценности, российский патриотизм у детей можно воспитать только на основе идеалов, как это было в СССР, разрушив эти идеалы (октябрята, пионеры, комсомол), ничего не дав взамен, мы получили современную ситуацию. В настоящее время делаются попытки создания в школе различных движений, но, к сожалению, часто эти попытки терпят неудачи. Компьютеризация, показ фильмов западного производства, увы, неблагоприятно действуют на подрастающее поколение и отнюдь не способствуют укреплению духовно-нравственных устоев. В основе образования и воспитания нашей школы лежит любовь к России, а, значит, как принято говорить, патриотическое воспитание.

С 2005 года для обучающихся старших классов работает клуб «Рекс», который тесно сотрудничает с МЧС, воинской частью, МВД республики, подростки участвуют в соревнованиях по спасательному делу, занимают призовые места, чем сильно гордятся.

МОУ СОШ № 3 работает над темой: «Процесс формирования конкурентоспособности выпускника современной школы, как основа организационно-педагогической деятельности учителя». Коллектив обеспечивает изучение основ наук в гуманитарной и естественнонаучной сфере, дает возможность выпускникам свободно определяться в дальнейшей жизни. Во внеклассной работе мы стараемся воспитывать такие качества, как демократичность и толерантность: большая работа ведется по линии патриотического воспитания – это формирование любви к своей стране и своему городу, мы гордимся нашим выпускником Владиславом Фелькером, который погиб, спасая жизнь товарищей во время боевых действий в Чечне. В области духовно-нравственного формирования социально-значимых систем личных ценностей – ежегодно проводим мониторинг, по результатам которого проводится корректировка воспитательного плана.

Особо следует подчеркнуть, что положительный результат в учебно-воспитательном процессе может быть достигнут только при последовательном подходе, поэтому коллектив учителей, родителей, а так же самих учащихся должен стать творческим и сплоченным, ориентированным на решение вышеперечисленных задач. Ведь семья, школа, общество должны тесно взаимодействовать, чтобы возродить духовно-нравственные ценности.