«Перед задачами воспитания должны отступить все другие задачи»
Святой Иоанн Златоуст
XXI век характеризуется не только прогрессивными сдвигами в сторону позитивных изменений. Российское общество еще преодолевает духовно-нравственный кризис. Решение основных проблем современного российского общества невозможно без придания первостепенного значения проблемам образования. В соответствии с приказом министра образования РФ воспитательная деятельность образовательного учреждения является одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением.
На сегодняшний день существует немало преград в реализации духовно-нравственного воспитания. На мой взгляд, это:
- Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования (хотя на данную проблему обратил внимание в своем Послании президент Медведев).
- Разрушение традиционного уклада жизни, основанного на восприятии обычаев, традиций, отношений между людьми, СМИ ориентируют нас на западную модель культуры.
- Проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры. В нашей полиэтнической республике это особенно важно.
- Неподготовленность (эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.
- Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Так, у нас в школе – 6 обучающихся состоят на профилактическом учете в ПДН. Неблагополучных семей -23, в основном это семьи, где пьют родители.
- Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных инструментов: семьи, образовательного учреждения, государственных и общественных структур.
- Кадровая проблема: недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
- Только теперь, в послании Президента, прозвучала Программа по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны. Сформулированы четкие цели и задачи, обозначены приоритеты, прозвучал призыв соответствующим органам управления складываются организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.
В основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника духовно-нравственного роста. В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть возвышенного в человеке.
Введение в России НСОТ, которое коснулось главным образом бюджетных организаций, а в большей мере – школы, повлекло за собой сокращения учителей, что негативно сказывается на микроклимате коллективов. Конкуренция среди учителей, которая может привести к социальному взрыву, это безнравственно, при такой постановке вопроса о каком духовно-нравственном воспитании может идти речь?
Каковы же пути решения вышеперечисленных проблем? На мой взгляд, главный путь решения – обеспечение системного подхода. Воспитание начинается в семье. Начинать нужно с интегрирования традиционной духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания. Данный процесс включает в себя следующие этапы:
- просвещение родителей,
- организацию совместной деятельности семей.
С воспитательной точки зрения уклад школьной жизни приближается к семейному укладу. Многолетнее знакомство и сотрудничество с родителями, а у нас обучаются 2-3 поколения учеников, помогает учителям опираться на семейные традиции. Просвещение родительской общественности в нашей школе включает в себя: лектории, общешкольные родительские собрания, где представляется лучший опыт семейного воспитания, смотры лучших родительских комитетов классов, рекомендуется специальная литература по данному вопросу. Дать школьникам систематические знания о духовной культуре и этических традициях своего народа, его религии, причем в согласии с тем вероучением или убеждением, которого придерживаются в семье, – это задача, которую призвана решать современная российская школа, откликаясь на запрос российской семьи, граждан России.
Попытки создать некий единый для всех школьников курс духовно-нравственной культуры на размытой мировоззренческой основе – это путь в никуда. Общие гражданские ценности, российский патриотизм у детей можно воспитать только на основе идеалов, как это было в СССР, разрушив эти идеалы (октябрята, пионеры, комсомол), ничего не дав взамен, мы получили современную ситуацию. В настоящее время делаются попытки создания в школе различных движений, но, к сожалению, часто эти попытки терпят неудачи. Компьютеризация, показ фильмов западного производства, увы, неблагоприятно действуют на подрастающее поколение и отнюдь не способствуют укреплению духовно-нравственных устоев. В основе образования и воспитания нашей школы лежит любовь к России, а, значит, как принято говорить, патриотическое воспитание.
С 2005 года для обучающихся старших классов работает клуб «Рекс», который тесно сотрудничает с МЧС, воинской частью, МВД республики, подростки участвуют в соревнованиях по спасательному делу, занимают призовые места, чем сильно гордятся.
МОУ СОШ № 3 работает над темой: «Процесс формирования конкурентоспособности выпускника современной школы, как основа организационно-педагогической деятельности учителя». Коллектив обеспечивает изучение основ наук в гуманитарной и естественнонаучной сфере, дает возможность выпускникам свободно определяться в дальнейшей жизни. Во внеклассной работе мы стараемся воспитывать такие качества, как демократичность и толерантность: большая работа ведется по линии патриотического воспитания – это формирование любви к своей стране и своему городу, мы гордимся нашим выпускником Владиславом Фелькером, который погиб, спасая жизнь товарищей во время боевых действий в Чечне. В области духовно-нравственного формирования социально-значимых систем личных ценностей – ежегодно проводим мониторинг, по результатам которого проводится корректировка воспитательного плана.
Особо следует подчеркнуть, что положительный результат в учебно-воспитательном процессе может быть достигнут только при последовательном подходе, поэтому коллектив учителей, родителей, а так же самих учащихся должен стать творческим и сплоченным, ориентированным на решение вышеперечисленных задач. Ведь семья, школа, общество должны тесно взаимодействовать, чтобы возродить духовно-нравственные ценности.