Цель: формирование у учащихся правосознания; воспитание гражданской ответственности, правовой культуры.
Задачи:
- воспитание моральных и правовых ориентиров поведения, нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям, уважение к закону;
- формирование уважительного и заботливого отношения к правам и свободам личности;
- формирование необходимых знаний и умений для адаптации воспитанников в социуме;
- коррекция негативных представлений о жизни, обществе;
- коррекция высших психических функций, эмоционально-волевой сферы;
- расширение кругозора, активного словаря, активизация познавательной деятельности.
Оборудование:
- телевизор, DVD-плеер, диски с фрагментами мультфильмов, диск с музыкальной композицией из альбома “Oxygene” (“Кислород”), французского композитора Жан- Мишеля Жарра;
- плакаты по теме;
- слова-опоры по теме (для словарной работы);
- книга В.В.Антонова “Изучаем права человека”;
- набор сказок по теме занятия (для игры);
- статья из районной газеты “Знамя труда”;
- жетоны;
- призы.
I. Организационно-психологический момент.
а) Представить присутствующих гостей (старший инспектор по делам несовершеннолетних из Ребрихинского РОВД, заместитель директора по воспитательной работе, учителя, воспитатели школы).
б) Настроить воспитанников на продуктивную работу.
в) Звучит музыка - композиция “Кислород” (на её фоне воспитатель начинает рассказ, затем музыка постепенно стихает):
Давным-давно, тысячи лет тому назад на Земле появились люди. Они охотились, ели, спали, растили детей, работали. Проходило время, люди умнели и у них стали появляться вопросы:
- Что могут делать люди и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти главные вопросы жизнь людей превращалась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...
В конце концов, людям удалось решить главные вопросы и они придумали определённые правила поведения человека в обществе, которые должны соблюдать все люди и назвали эти правила кон, что означало ряд правил, порядок, стержень, на котором держится всё общество. Отсюда и произошло слово закон (вывешивается слово — опора на доску), то есть люди за порядок, за правила, которые надо соблюдать.
В нашем современном мире тоже существуют правила поведения человека в обществе, закреплённые высшим государственным органом и эти правила называются законом.
Закон обязаны выполнять все граждане России, то есть и мы с вами.
Сегодня на занятии я прошу вас соблюдать правила поведения, правила, которые должны соблюдать ученики, то есть я прошу вас быть законопослушными.
II. Введение в тему.
Игра “Угадай-ка!”
Объяснить правила игры, это слово даётся для примера:
Какое слово здесь зашифровано:
(весна)
За правильный ответ даётся жетон (в течение всего занятия).
А теперь, угадайте название нашего мероприятия, которое здесь зашифровано и вы узнаете, о чём мы будем говорить с вами сегодня.
(права и ответственность)
Молодцы! Тема нашего занятия (плакат с названием темы вывешивается на доску, читает воспитанник): “Права и ответственность несовершеннолетних”.
Кто же такие несовершеннолетние? О чьих правах и чьей ответственности мы будем с вами говорить сегодня? (Ответы детей)
Несовершеннолетними в нашей стране считаются дети, не достигшие возраста 18 лет.
Значит, сегодня мы будем говорить о ваших правах и о вашей ответственности за нарушение этих прав по отношению к другим людям.
А для чего (вывешивается вопрос — опора на доску: для чего?) мы с вами будем об этом говорить, для чего вам надо это знать, вы ответите в конце занятия.
III. Основная часть.
а) Вы знаете, что в основном законе нашего государства - в Конституции - записаны права и обязанности человека и гражданина России.
Так что же такое права человека, как вы думаете? (Ответы детей)
Права человека — это узаконенные, гарантированные государством возможности человека что-нибудь делать или иметь.
Каждый человек имеет право на труд. Как вы понимаете это право? (Ответы детей)
Право на образование. Как вы понимаете это право? (Ответы детей)
Право на оказание медицинской помощи. Как вы понимаете это право? (Ответы детей)
Право на владение личным имуществом. Как вы понимаете это право? (Ответы детей)
Право на отдых. Как вы понимаете это право? (Ответы детей)
Право на неприкосновенность жилища. Как вы понимаете это право? (Ответы детей)
Право на жизнь и личную неприкосновенность. Как вы понимаете это право? (Ответы детей)
Идёт беседа — диалог с воспитанниками на примерах, ситуациях из жизни детей, с использованием фрагментов книги “Изучаем права человека”.
Итак, у человека есть права, ребёнок — это человек, значит и у него есть права.
Существует документ “Конвенция о правах ребёнка”.
Конвенция (слово – опора вывешивается на доску) — это международный договор.
Этот международный договор о правах ребёнка был принят в 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН (коротко пояснить, что это за организация). Россия одной из первых подписала этот договор.
Не достаточно знать только свои права, надо помнить, что права есть у любого из нас и, нарушая права другого человека, вы совершаете…что? (Ответы детей) - правонарушение (слово — опора вывешивается на доску).
Вспомните, что такое правонарушение? (Ответы детей).
Вы знаете, что за правонарушение законом предусмотрена ответственность.
Об ответственности несовершеннолетних за правонарушения нам расскажет старший инспектор Инспекции по делам несовершеннолетних (рассказ инспектора, дети задают вопросы).
Вспомнить с воспитанниками (на примерах), что порог уголовной ответственности наступает с 16 лет, а за убийство, изнасилование, похищение человека, кражу, грабёж, разбой и тому подобное — с 14 лет.
Вывод: незнание закона не освобождает от ответственности (плакат с выводом вывешивается на доску).
Например: случай на железнодорожном полотне (чтение и обсуждение статьи из районной газеты “Знамя труда”: подростки устроили соревнование на меткость бросания камней. В качестве “мишени” - железнодорожный семафор) - идёт беседа – диалог по содержанию статьи.
Вывод: Это особо опасный хулиганский поступок, угрожающий безопасности движения на транспорте — уголовная ответственность за это с 14 лет.
б) Внимательно посмотрите отрывок из сказки, подумайте и ответьте на вопросы:
- Из какой сказки отрывок? (Приключения Буратино)
- Каким правом воспользовался герой сказки? (Право на получение образования)
Посмотрев следующий отрывок из сказки “Приключения Буратино”, подумайте и ответьте на вопрос:
- Какие права героя сказки были нарушены? (Каждый имеет право владеть имуществом (золотые монеты), никого нельзя произвольно незаконно лишать его имущества)
Посмотрите, подумайте и ответьте:
- Из какой сказки отрывок? (Приключения Чипполино)
- Какие права были нарушены? (Право на неприкосновенность жилища у дядюшки Тыквы)
Внимательно посмотрите и ответьте на вопросы:
- Из какой сказки отрывок? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
- Были ли нарушены права царевны, если да, то какие? (Право на жизнь, личную неприкосновенность)
в) А теперь, поиграем в “Угадай сказку” (6-8 сказок “переделываются” на тему занятия; использовать для игры известные детские сказки)
Например:
1) В какой сказке речь идёт о неком милом, румяном, круглолицем спортсмене, который воспользовался своим правом на отдых и отправился в путешествие? Хитрость и незаурядная выдержка позволили подойти ему к самому “финишу” своего путешествия. Но финал был трагичен: проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила поведения, он погибает...
(Ответы детей)
2) В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, нарушило их права на личную неприкосновенность, но было разоблачено и наказано?
(Ответы детей)
3) В какой сказке женщина крайне неопределённых лет, утратив надежду стать матерью, замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности на фермах молоко утекает реками.
(Ответы детей)
IV. Итог занятия.
Итак, ребята, для чего? Мы с вами говорили о законе, о правах и ответственности несовершеннолетних? (Ответы детей)
Каждый из вас, ребята, хозяин своей судьбы, своей жизни и какие бы обстоятельства не складывались, в какие бы трудные ситуации вы не попадали, вы должны знать, выполнять и уважать законы государства, в котором мы живём, ведь незнание законов не освобождает от ответственности.
Сегодня все вы были законопослушными на занятии — выполняли правила поведения для учащихся, хорошо отвечали.
Молодцы! Спасибо.
Подсчёт жетонов, вручение сладких призов (под музыку).