Чтобы быть здоровым – нужны
собственные усилия, постоянные и значительные.
Заменить их нельзя ничем.
Академик Н.М.Амосов
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. В результате ухудшения социально-экономических и экологических условий за последние десятилетия в стране произошли неблагоприятные перемены в состоянии здоровья детского населения: увеличение количества детей с нарушением физического развития, прогрессирующий рост распространенности хронической патологии, рост социально обусловленной патологии, повышение эпидемической заболеваемости. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников детских домов.
В детский дом приходят дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, с невнимательным отношением к своему здоровью. У них изначально сформирован негативный образ жизни (девиантное поведение, поведение которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам - курение, ранний алкоголизм, токсикомания, бродяжничество и т.д.). Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. <Приложение 1>
Такое положение вызывает острую необходимость в разработке воспитательной программы по формированию здорового образа жизни. В понятие “здоровый образ жизни” входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в группе, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников в рамках воспитательной работы. В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей.
В соответствии с этим, целью программы “Здоровье – путь к успеху” является создание условий для сохранения и укрепления состояние здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
- создать систему мотивации для воспитанниц, педагогов на сохранение и укрепление здоровья;
- освоение основ культуры здоровья;
- расширение физического потенциала воспитанниц, укрепление психического и нравственного здоровья;
- использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанниц.
Содержание программы “Здоровье – путь к успеху”
Цель: создание условий для сохранения и укрепление состояния здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Задачи программы
- создать систему мотивации для воспитанниц, педагогов на сохранение и укрепление здоровья;
- освоение основ культуры здоровья;
- расширение физического потенциала воспитанниц, укрепление психического и нравственного здоровья;
- использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанниц.
Принципы реализации программы
- системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации детского дома, психолога, медицинского работника, педагогов и т.д.);
- комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приемов при организации здоровьесберегающей среды;
- индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизических особенностей воспитанниц (их мотивацию, ценности, самосознание);
- позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка, позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
- гуманистический подход – признание активной роли самого ребенка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность воспитанниц делать правильные выборы (ребенок – не пассивный объект воздействия, а активный субъект).
Алгоритм реализации программы
Первый этап – диагностический – выявление и анализ знаний воспитанниц о ЗОЖ.
Второй этап – деятельностный – осуществление запланированных мероприятий.
Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, мониторинг владения воспитанницами знаниями о ЗОЖ.
Методы работы
В работе с детьми по формированию знаний о ЗОЖ мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаются следующие:
- метод переубеждения (предоставление воспитанницам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);
- метод переключения (использование на одном занятии различных форм).
Формы работы
- Тематические беседы.
- Тренинги.
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Тесты и анкетирование.
- Ролевые игры.
- Выпуск газет.
- Просмотр учебных фильмов.
- Спортивные мероприятия.
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья воспитанниц;
- снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями;
- повышение уровня профилактической работы;
- осознанное отношение детей, педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- составление мониторинга параметров личностного здоровья для каждой воспитанницы (совместно с медицинскими работниками).
<Приложение 3>. Анкета ЗОЖ
Список литературы
1. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.
3. Валеологические аспекты образования /Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995.
4. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ/ Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.
5. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.
6. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников// Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, с. 8-11.
7. Трещева О.Л., Асташина Н.П., Семина А.Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебн.-метод. пос. Омск, 1999.
8. Шаулин В.Н. с соавт. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования //Физкультура в школе, 1997, № 1.
9. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 336 с.