Какова природа конфликтного поведения людей? Возможно ли создание общества абсолютной гармонии? Конфликт – зло? Благо? Или…? Как решался этот вопрос в науке, начиная со времён древности до наших дней?
Человечество перед выбором: погибнуть под обломками глобальных катастроф или научиться управлять конфликтами.
В подростковом возрасте всё воспринимается острее. Неразрешимым кажется и конфликт учителя и ученика.
В ноябре 2011 года в физико-математическом лицее № 131 возникла конфликтная ситуация. Суть конфликта заключалась в следующем. Учитель ОБЖ опоздал на урок и задержал 8Б класс после урока на такое же количество времени. Учащиеся были весьма недовольны, роптали, в классе стоял шум, учитель нервничал. Ученица (назовём её Н) попыталась объяснить, что её ждут родители, но учитель в общем шуме её не расслышал. Тогда Н встала и ушла с урока.
Сложилась весьма некомфортная ситуация.
Учитель чувствует себя оскорблённым, работой с классом не удовлетворён.
Ученики – в состоянии растерянности. Что хорошо? Что плохо? Где граница дозволенного? Как действовать далее? Некоторые затаились в ожидании: кто – кого?
Можно сделать однозначный вывод, что участие классного руководителя в разрешении данного конфликта необходимо. Что же было предпринято?
- Всесторонний анализ ситуации, обдумывание путей и методов решения конфликта.
- Консультации с педагогом-психологом школы Игнатьевой Н. В.
- Изучение литературы на заданную тему (список см. далее)
- Подготовка и проведение серии классных часов совместно с психологом школы.
Классный час №1
Техническое оснащение урока: проектор для показа видеосюжета; видеоролик, созданный учащимися и преподавателями театрального училища; видеокамера (по желанию) для последующего просмотра и анализа поведения учащихся.
Учитель предлагает учащимся ряд вопросов для введения в тему занятия.
Важны ли взаимоотношения учителя и ученика (их симпатии – антипатии), или для достижения результата достаточно глубокого знания предмета учителем и старания ученика, а личные отношения не важны? Как нужно себя вести, если возникла конфликтная ситуация на уроке? Что за собой повлечёт данное поведение? К чему мы должны стремиться в разрешении конфликтов?
Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся в основном отрицали наличие тенденциозности в оценке их знаний, говорили о справедливости учителя. В обсуждении путей выхода из конфликтной ситуации говорили о позитивном решении, о компромиссе. Большая часть ребят отвечала искренне (Н искренней не была).
Следующий этап – просмотр видеосюжета. (Суть видеосюжета заключается в следующем. Учитель математики оставляет после урока отстающих и пытается заставить их выучить необходимый материал. Один из учеников открыто хамит учителю и пытается покинуть класс. Учитель вначале убеждает учащегося в неправильности его поведения, затем срывается и ударяет его линейкой по руке. На этом эпизоде показ прерывается).
Обсуждение предложенных и своих собственных вариантов позитивного выхода из конфликта.
Вопросы.
- Оставляли ли вас когда-нибудь после уроков?
- Хотелось ли вам работать?
- Считали ли вы при этом, что учитель вам хочет помочь или просто наказать?
- Испытывали ли вы неприязнь к учителю, оставившему вас после урока?
- Помогало ли это вам реально улучшить свои знания по предмету?
Просмотр окончания видеосюжета. (Авторы видеоролика предлагает несколько вариантов развития сюжета, начиная с увольнения учителя с работы и заканчивая примирением ученика и учителя)
Хочется отметить, что, несмотря на неоднозначность представленной в ролике ситуации, ребята искренне сочувствовали учителю. Было отмечено и то, что учитель ничего плохого ребятам не желал, посвящая своё личное время занятиям с отстающими учениками. Что это человек, действительно любящий свой предмет. Было даже высказано сожаление об отмене телесных наказаний в школе, что, конечно же, вызвало смех и дальнейшее бурное обсуждение. Разговор, благодаря поставленным вопросам, незаметно сместился к реальному конфликту, но ребята уже не были агрессивны в выражении собственного недовольства и, что самое главное, их выводы уже не были столь однозначны, как раньше. Они пришли к пониманию того, что в конфликте всегда две стороны и позитивное решение зависит от обеих.
И ещё один вопрос задаётся на этом уроке. Насколько серьёзны причины конфликта? Теперь легко находится и ответ: конфликт возник из ничего, практически на пустом месте (Н нужно было лишь более настойчиво высказать свою просьбу, и учитель всегда бы пошёл навстречу – к такому выводу пришла сама ученица).
Первый вопрос, который задают дети по окончании урока: а когда ещё будет такой классный час? Обещаю, что будет, когда – не говорю. Делаю паузу, неделю, и провожу второй.
Классный час №2
Начинаю урок с выводов, которые сделали сами учащиеся ранее. Здесь возможен просмотр некоторых кадров с обсуждения видеороликов. Наиболее перспективными оказываются те, на которых дети говорят об отсутствии серьёзной основы конфликта, о том, что чаще всего конфликт возникает из ничего, о том, что без конфликтов невозможно существование общества, и о том, что мы должны быть настроены на позитивное решение проблемы. Что же нужно знать для этого?
Все люди по-разному реагируют на конфликт. Предлагаю для обсуждения сетку Томаса–Килменна (американских конфликтологов и психологов). В ней представлено пять поведенческих стратегий, что даёт возможность участнику конфликта наглядно представить себе “плюсы” и “минусы” собственного стиля и стиля своего оппонента, гибко скорректировать стратегию.
Кроме сетки Томаса–Килменна, предлагаю ребятам тест, который даёт возможность более или менее точно, в зависимости от искренности ответов, “замерить” уровни конфликтности людей и сделать выводы
Ваш уровень конфликтности
- Характерно ли для Вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинять своей воле других? а) нет, б) когда как, в) да.
- Есть ли в Вашем коллективе люди, которые Вас побаиваются, а возможно, и ненавидят? а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.
- Кто Вы в большей степени? а) пацифист, б) принципиальный, в) предприимчивый.
- Как часто Вам приходится выступать с критическими суждениями? а) часто, б) периодически, в) редко.
- Что для Вас было бы наиболее характерно, если бы Вас выбрали старостой в новом коллективе? а) разработал бы программу работы коллектива на год вперёд и убедил бы его в её целесообразности, б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами, в) чаще советовался бы с людьми.
- В случае неудач, какое состояние для Вас наиболее характерно? а) пессимизм, б) плохое настроение, в) обида на себя.
- Характерно ли для Вас стремление отстаивать и соблюдать традиции Вашего коллектива? а) да, б) скорее всего да, в) нет.
- Относите ли Вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать? а) да, б) скорее всего, да, в) нет.
- Из трёх личных качеств, с которыми Вы боретесь, что чаще всего стараетесь изжить в себе? а) раздражительность, б) обидчивость, в) нетерпимость к критике.
- Кто Вы в большей степени? а) независимый, б) лидер, в) генератор идей.
- Каким человеком считают Вас Ваши друзья? а) экстравагантным, б) оптимистом, в) настойчивым.
- С чем Вам чаще всего приходится бороться? а) с несправедливостью, б) с бюрократизмом, в) с эгоизмом.
- Что для Вас наиболее характерно? а) недооцениваю свои способности, б) оцениваю свои способности достаточно объективно, в) переоцениваю свои способности.
- Что Вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего? а) излишняя инициативность, б) излишняя критичность, в) излишняя прямолинейность.
Шкала оценки
Вопросы | Оценочные баллы ответов | Уровни конфликтности | Сумма баллов |
1 | а) 1 б) 2 в) 3 | 1 - очень низкий | 14-17 |
2 | а) 3 б) 2 в) 1 | 2 - низкий | 18-20 |
3 | а) 1 б) 3 в) 2 | 3 - ниже среднего | 21-23 |
4 | а) 3 б) 2 в) 1 | 4 - чуть ниже среднего | 24-26 |
5 | а) 3 б) 2 в) 1 | 5 - средний | 27-29 |
6 | А )2 б) 3 в) 1 | 6 - чуть выше среднего | 30-32 |
7 | а) 3 б) 2 в) 1 | 7 - выше среднего | 33-35 |
8 | а) 3 б) 2 в) 1 | 8 - высокий | 36-38 |
9 | а) 2 б) 1 в) 3 | 9 - очень высокий | 39-42 |
Обработка тестовых заданий проводилась при активном участии педагога-психолога лицея. Были сделаны следующие выводы. Учащиеся пришли в 7 класс лицея из разных школ, где преимущественно учились на “отлично” и были лидерами. Столкнувшись в нашем лицее с другими лидерами, вынуждены были отстаивать свои позиции разными методами. Отсюда – вспышки конфликтных ситуаций, иногда неумение управлять своими эмоциями. Иллюзорная уверенность в том, что состояние конфликта – единственная возможность отстоять свои позиции. Обсуждение конфликтной ситуации, возникшей на уроке ОБЖ, просмотр ролика, оценка уровня собственной конфликтности, а самое главное – понимание того, сколько теряет сам ученик, не разрешая, а усугубляя конфликт, привели уже после первого классного часа к улучшению атмосферы не только на уроке ОБЖ, но и в общении между собой. Кроме того, педагогом-психологом были предложены рекомендации поведения в конфликтных ситуациях.
Мы предлагаем Вам девять основных признаков “джентльменского стиля”, поведения в острых ситуациях и вытекающие из него правила, которые позволят позитивно решать конфликты.
1. “Аттитюды” (социальные установки личности)
Джентльменское поведение демонстрирует уважение к аттитюдам партнёра, бережное к ним отношение.
Выявляйте установки своего оппонента по конфликту и используйте их в своих контрдоводах, встраивая их в логику и ткань рассуждений.
2. “Вы-подход”
Если исходным моментом переговоров сделать интересы партнёра (“Вы-подход”) и проявить готовность к компромиссу, это вызовет ответное стремление к уступкам и сотрудничеству.
3. Толерантность (терпимость, гибкость)
Джентльмен терпим, он понимает, что все люди неповторимы и самобытны, они имеют право на собственное мнение, в том числе – ошибочное.
Не высказывайте безапелляционных оценок других людей и их поступков. Осознайте относительность собственных суждений. Выражайте лишь свои чувства и впечатления. Например: “Ваши слова меня разочаровали”, “Мне кажется, Вы несправедливы…”
4. “Открытость ума”
Джентльмен умеет слушать и открыт для обсуждения чужих идей, не считая их абсурдными.
5. “Референтность”
Психологи называют референтными людей, мнением и расположением которых дорожат все, кто с ними общается и готов добровольно откликнуться на их просьбу.
6. “Интернальность”
В объяснении причин будьте интернальны: не сваливайте всё на внешние обстоятельства и других людей. Принимайте персональную ответственность за случившееся на себя.
7. Позиция “взрослого”
В конфликте важно сохранить спокойную, уверенную позу, не позволяя себя втянуть в схватку, в которой не бывает победителей.
8. “Этичность”
Джентльмен понимает, что каждый человек имеет сильные и слабые стороны и даже в конфликте обращается к сильным сторонам личности, не задевая слабые.
9. “Свежее решение”
“Джентльменский” стиль отличается нешаблонностью, оригинальностью.
Для разработки и проведения классных часов была использована следующая литература:
- Андреев В.И. Искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В.И. Андреев. – Казань, 1992.
- Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология. / А.М. Ганеев, Л.С. Тронова. – Казань, 1996.
- Дэвид М. Мартин. Манипулирование встречами / Дэвид М. Мартин. – Минск, Амалфея, 1996.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. – Ярославль. 2001.
- Видеоролики. “Казанское театральное училище”, 2008.