Формулы решения школьных конфликтов

Разделы: Классное руководство


Какова природа конфликтного поведения людей? Возможно ли создание общества абсолютной гармонии? Конфликт – зло? Благо? Или…? Как решался этот вопрос в науке, начиная со времён древности до наших дней?

Человечество перед выбором: погибнуть под обломками глобальных катастроф или научиться управлять конфликтами.

В подростковом возрасте всё воспринимается острее. Неразрешимым кажется и конфликт учителя и ученика.

В ноябре 2011 года в физико-математическом лицее № 131 возникла конфликтная ситуация. Суть конфликта заключалась в следующем. Учитель ОБЖ опоздал на урок и задержал 8Б класс после урока на такое же количество времени. Учащиеся были весьма недовольны, роптали, в классе стоял шум, учитель нервничал. Ученица (назовём её Н) попыталась объяснить, что её ждут родители, но учитель в общем шуме её не расслышал. Тогда Н встала и ушла с урока.

Сложилась весьма некомфортная ситуация.

Учитель чувствует себя оскорблённым, работой с классом не удовлетворён.

Ученики – в состоянии растерянности. Что хорошо? Что плохо? Где граница дозволенного? Как действовать далее? Некоторые затаились в ожидании: кто – кого?

Можно сделать однозначный вывод, что участие классного руководителя в разрешении данного конфликта необходимо. Что же было предпринято?

  1. Всесторонний анализ ситуации, обдумывание путей и методов решения конфликта.
  2. Консультации с педагогом-психологом школы Игнатьевой Н. В.
  3. Изучение литературы на заданную тему (список см. далее)
  4. Подготовка и проведение серии классных часов совместно с психологом школы.

Классный час №1

Техническое оснащение урока: проектор для показа видеосюжета; видеоролик, созданный учащимися и преподавателями театрального училища; видеокамера (по желанию) для последующего просмотра и анализа поведения учащихся.

Учитель предлагает учащимся ряд вопросов для введения в тему занятия.

Важны ли взаимоотношения учителя и ученика (их симпатии – антипатии), или для достижения результата достаточно глубокого знания предмета учителем и старания ученика, а личные отношения не важны? Как нужно себя вести, если возникла конфликтная ситуация на уроке? Что за собой повлечёт данное поведение? К чему мы должны стремиться в разрешении конфликтов?

Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся в основном отрицали наличие тенденциозности в оценке их знаний, говорили о справедливости учителя. В обсуждении путей выхода из конфликтной ситуации говорили о позитивном решении, о компромиссе. Большая часть ребят отвечала искренне (Н искренней не была).

Следующий этап – просмотр видеосюжета. (Суть видеосюжета заключается в следующем. Учитель математики оставляет после урока отстающих и пытается заставить их выучить необходимый материал. Один из учеников открыто хамит учителю и пытается покинуть класс. Учитель вначале убеждает учащегося в неправильности его поведения, затем срывается и ударяет его линейкой по руке. На этом эпизоде показ прерывается).

Обсуждение предложенных и своих собственных вариантов позитивного выхода из конфликта.

Вопросы.

  1. Оставляли ли вас когда-нибудь после уроков?
  2. Хотелось ли вам работать?
  3. Считали ли вы при этом, что учитель вам хочет помочь или просто наказать?
  4. Испытывали ли вы неприязнь к учителю, оставившему вас после урока?
  5. Помогало ли это вам реально улучшить свои знания по предмету?

Просмотр окончания видеосюжета. (Авторы видеоролика предлагает несколько вариантов развития сюжета, начиная с увольнения учителя с работы и заканчивая примирением ученика и учителя)

Хочется отметить, что, несмотря на неоднозначность представленной в ролике ситуации, ребята искренне сочувствовали учителю. Было отмечено и то, что учитель ничего плохого ребятам не желал, посвящая своё личное время занятиям с отстающими учениками. Что это человек, действительно любящий свой предмет. Было даже высказано сожаление об отмене телесных наказаний в школе, что, конечно же, вызвало смех и дальнейшее бурное обсуждение. Разговор, благодаря поставленным вопросам, незаметно сместился к реальному конфликту, но ребята уже не были агрессивны в выражении собственного недовольства и, что самое главное, их выводы уже не были столь однозначны, как раньше. Они пришли к пониманию того, что в конфликте всегда две стороны и позитивное решение зависит от обеих.

И ещё один вопрос задаётся на этом уроке. Насколько серьёзны причины конфликта? Теперь легко находится и ответ: конфликт возник из ничего, практически на пустом месте (Н нужно было лишь более настойчиво высказать свою просьбу, и учитель всегда бы пошёл навстречу – к такому выводу пришла сама ученица).

Первый вопрос, который задают дети по окончании урока: а когда ещё будет такой классный час? Обещаю, что будет, когда – не говорю. Делаю паузу, неделю, и провожу второй.

Классный час №2

Начинаю урок с выводов, которые сделали сами учащиеся ранее. Здесь возможен просмотр некоторых кадров с обсуждения видеороликов. Наиболее перспективными оказываются те, на которых дети говорят об отсутствии серьёзной основы конфликта, о том, что чаще всего конфликт возникает из ничего, о том, что без конфликтов невозможно существование общества, и о том, что мы должны быть настроены на позитивное решение проблемы. Что же нужно знать для этого?

Все люди по-разному реагируют на конфликт. Предлагаю для обсуждения сетку Томаса–Килменна (американских конфликтологов и психологов). В ней представлено пять поведенческих стратегий, что даёт возможность участнику конфликта наглядно представить себе “плюсы” и “минусы” собственного стиля и стиля своего оппонента, гибко скорректировать стратегию.

Кроме сетки Томаса–Килменна, предлагаю ребятам тест, который даёт возможность более или менее точно, в зависимости от искренности ответов, “замерить” уровни конфликтности людей и сделать выводы

Ваш уровень конфликтности

  1. Характерно ли для Вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинять своей воле других? а) нет, б) когда как, в) да.
  2. Есть ли в Вашем коллективе люди, которые Вас побаиваются, а возможно, и ненавидят? а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.
  3. Кто Вы в большей степени? а) пацифист, б) принципиальный, в) предприимчивый.
  4. Как часто Вам приходится выступать с критическими суждениями? а) часто, б) периодически, в) редко.
  5. Что для Вас было бы наиболее характерно, если бы Вас выбрали старостой в новом коллективе? а) разработал бы программу работы коллектива на год вперёд и убедил бы его в её целесообразности, б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами, в) чаще советовался бы с людьми.
  6. В случае неудач, какое состояние для Вас наиболее характерно? а) пессимизм, б) плохое настроение, в) обида на себя.
  7. Характерно ли для Вас стремление отстаивать и соблюдать традиции Вашего коллектива? а) да, б) скорее всего да, в) нет.
  8. Относите ли Вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать? а) да, б) скорее всего, да, в) нет.
  9. Из трёх личных качеств, с которыми Вы боретесь, что чаще всего стараетесь изжить в себе? а) раздражительность, б) обидчивость, в) нетерпимость к критике.
  10. Кто Вы в большей степени? а) независимый, б) лидер, в) генератор идей.
  11. Каким человеком считают Вас Ваши друзья? а) экстравагантным, б) оптимистом, в) настойчивым.
  12. С чем Вам чаще всего приходится бороться? а) с несправедливостью, б) с бюрократизмом, в) с эгоизмом.
  13. Что для Вас наиболее характерно? а) недооцениваю свои способности, б) оцениваю свои способности достаточно объективно, в) переоцениваю свои способности.
  14. Что Вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего? а) излишняя инициативность, б) излишняя критичность, в) излишняя прямолинейность.

Шкала оценки

Вопросы Оценочные баллы ответов Уровни конфликтности Сумма баллов
1 а) 1 б) 2 в) 3 1 - очень низкий 14-17
2 а) 3 б) 2 в) 1 2 - низкий 18-20
3 а) 1 б) 3 в) 2 3 - ниже среднего 21-23
4 а) 3 б) 2 в) 1 4 - чуть ниже среднего 24-26
5 а) 3 б) 2 в) 1 5 - средний 27-29
6 А )2 б) 3 в) 1 6 - чуть выше среднего 30-32
7 а) 3 б) 2 в) 1 7 - выше среднего 33-35
8 а) 3 б) 2 в) 1 8 - высокий 36-38
9 а) 2 б) 1 в) 3 9 - очень высокий 39-42

Обработка тестовых заданий проводилась при активном участии педагога-психолога лицея. Были сделаны следующие выводы. Учащиеся пришли в 7 класс лицея из разных школ, где преимущественно учились на “отлично” и были лидерами. Столкнувшись в нашем лицее с другими лидерами, вынуждены были отстаивать свои позиции разными методами. Отсюда – вспышки конфликтных ситуаций, иногда неумение управлять своими эмоциями. Иллюзорная уверенность в том, что состояние конфликта – единственная возможность отстоять свои позиции. Обсуждение конфликтной ситуации, возникшей на уроке ОБЖ, просмотр ролика, оценка уровня собственной конфликтности, а самое главное – понимание того, сколько теряет сам ученик, не разрешая, а усугубляя конфликт, привели уже после первого классного часа к улучшению атмосферы не только на уроке ОБЖ, но и в общении между собой. Кроме того, педагогом-психологом были предложены рекомендации поведения в конфликтных ситуациях.

Мы предлагаем Вам девять основных признаков “джентльменского стиля”, поведения в острых ситуациях и вытекающие из него правила, которые позволят позитивно решать конфликты.

1. “Аттитюды” (социальные установки личности)

Джентльменское поведение демонстрирует уважение к аттитюдам партнёра, бережное к ним отношение.

Выявляйте установки своего оппонента по конфликту и используйте их в своих контрдоводах, встраивая их в логику и ткань рассуждений.

2. “Вы-подход”

Если исходным моментом переговоров сделать интересы партнёра (“Вы-подход”) и проявить готовность к компромиссу, это вызовет ответное стремление к уступкам и сотрудничеству.

3. Толерантность (терпимость, гибкость)

Джентльмен терпим, он понимает, что все люди неповторимы и самобытны, они имеют право на собственное мнение, в том числе – ошибочное.

Не высказывайте безапелляционных оценок других людей и их поступков. Осознайте относительность собственных суждений. Выражайте лишь свои чувства и впечатления. Например: “Ваши слова меня разочаровали”, “Мне кажется, Вы несправедливы…”

4. “Открытость ума”

Джентльмен умеет слушать и открыт для обсуждения чужих идей, не считая их абсурдными.

5. “Референтность”

Психологи называют референтными людей, мнением и расположением которых дорожат все, кто с ними общается и готов добровольно откликнуться на их просьбу.

6. “Интернальность”

В объяснении причин будьте интернальны: не сваливайте всё на внешние обстоятельства и других людей. Принимайте персональную ответственность за случившееся на себя.

7. Позиция “взрослого”

В конфликте важно сохранить спокойную, уверенную позу, не позволяя себя втянуть в схватку, в которой не бывает победителей.

8. “Этичность”

Джентльмен понимает, что каждый человек имеет сильные и слабые стороны и даже в конфликте обращается к сильным сторонам личности, не задевая слабые.

9. “Свежее решение”

“Джентльменский” стиль отличается нешаблонностью, оригинальностью.

Для разработки и проведения классных часов была использована следующая литература:

  1. Андреев В.И. Искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В.И. Андреев. – Казань, 1992.
  2. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология. / А.М. Ганеев, Л.С. Тронова. – Казань, 1996.
  3. Дэвид М. Мартин. Манипулирование встречами / Дэвид М. Мартин. – Минск, Амалфея, 1996.
  4. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. – Ярославль. 2001.
  5. Видеоролики. “Казанское театральное училище”, 2008.