Логопедическое занятие по теме "Звуки и буквы Ч–Щ"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: дифференциация звуков Ч – Щ.

Обучающие задачи:

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического слуха на данные акустические образы;
  • активизация словарного запаса;
  • повторение изученных орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
  • развитие неречевых психических процессов.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, настойчивость.

Коррекционные задачи:

  • устранение неправильного уклада изучаемого звука;
  • преодоление речевого негативизма;
  • устранение аграмматично построенной фразы в структуре устной и письменной речи.

Оборудование: тетради; наглядные модели правил правописания орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, антонимов, синонимов; схемы-операторы: артикуляционной гимнастики, характеристики звуков; речевые профили звуков Ч, Щ; раздаточный материал для чтения текстов и выполнения корректурной пробы; доска; компьютер.

Ход занятия

I. Орг. момент.

«Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Ваши умные и добрые лица, внимательные глаза говорят о том, что вы готовы поделиться со мной своими знаниями».

– Какое сейчас время года? Перечислите времена года.

II. Дыхание – основа жизни.

Предлагаю вам сделать вместе со мной дыхательную разминку. Сделаем лёгкий, незаметный вдох и на плавном выдохе пропоём гласные звуки: А – О – У – Э – Ы – И.

III. Артикуляционная гимнастика:

– для того, чтобы красиво говорить, мы должны сделать несколько артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Баранка», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».

IV. Введение в тему.

– Повторите за мной слоги: ча – ща – ча; ща – ча – ча; ача – аща – ача.

– Какие звуки повторяются? Какая тема урока?

V. Работа по теме урока.

Читаем слоги со стечением согласных: пча- пща, пчи-пщи; чну-щну; чны-щны…

– Трудно было читать слоги? Почему?

VI. Пары слов.

– Ребята, прочитайте записанные на доске пары слов и скажите, какими буквами они различаются.

Чёлка – щёлка, размещать – размечать, зачищать – защищать, плач – плащ.

– Ребята, объясните значение каждого слова, придумайте предложение с каждым словом, под диктовку запишите одно из предложений.

VII. Игра «Вратари».

Девочки записывают слоги со звуком Ч, мальчики со звуком Щ.

Ч ч Щ щ
Чай(ка) Пи(щу)
Чу(лок) И(щу)
Ку(ча) Чи(щу)

– Какую орфограмму вы можете назвать?

VIII. Физминутка.

– Девочки, ЧУ – топают, мальчики – ЩУ – хлопают.

Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу ищу.
Чулки и чудо, и ворчун.
Чудак и щука, и чугун.
Ищу, верчу, пищу, тащу –
Я с у пишу и чу, и щу [1].

IX. Корректурная проба:

– подчеркните сочетания ча, ща, чу, щу, чк, чн. (Один ученик работает на компьютере, другие – с раздаточным материалом).

X. Отгадайте загадки.

В два столбика запишите отгадки. (Отгадки записаны на доске и на компьютере). Один из учеников работает на компьютере – нумерует отгадки.

  1. Заваривают в чайнике кипящим кипятком.
    Бабуля пьёт из блюдечка, дедуля с сахарком.

  2. Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.
    Под ним, не зная страха, гуляет … .

  3. Он с хозяином гуляет, мне он хвостиком виляет:
    – Гав-гав-гав! Привет, дружок, узнаёшь? Ведь я … [2].

Отгадки: щенок, чай, черепаха.

XI. К данным словам из левого столбика подберите синонимы из второго столбика.

Запишите, подчеркните буквы Ч – одной чертой, Щ – двумя чертами.

Волшебник – чародей, глушь – чаща, нередко – часто, жалеть – щадить, жадный – алчный.

Физминутка. Игра «Ухо – нос».

– Правой рукой возьмитесь за кончик носа, левой рукой за правое ухо. Поменяйте руки. Молодцы, дети!

XII. Работа с текстом.

(Текст подбирается по усмотрению учителя в соответствии с программой данного класса).

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы Ч, Щ. Устно ответьте на вопросы по тексту. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. (Один ученик работает на компьютере, другие – на местах с раздаточным материалом для чтения текста).

– Четыре весёлых, шумных щенка
Пря.ут вещи в .етыре угла.
.енок Чурка, щенок Шурка,
.енок Сенька, .енок Щенька.
Шурка в шкаф кладёт,
Сенька в сетку несёт,
Чурка в чемодан прячет,
Щенька в щель прячет [2].

Вопросы: как звали щенков? Куда щенки прячут вещи?

XIII. Итог.

– Какой звук мы сегодня изучали? Спасибо, дети. Вы сегодня очень хорошо работали. Занятие окончено, до свиданья.

Организованное окончание занятия.

Список литературы:

  1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  2. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский дом «Нева» М.: «Олма-пресс», 2002.