Цель: дифференциация звуков Ч – Щ.
Обучающие задачи:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
- развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие навыков звукобуквенного анализа на данный артикуляционный уклад;
- развитие фонематического слуха на данные акустические образы;
- активизация словарного запаса;
- повторение изученных орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
- развитие неречевых психических процессов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, настойчивость.
Коррекционные задачи:
- устранение неправильного уклада изучаемого звука;
- преодоление речевого негативизма;
- устранение аграмматично построенной фразы в структуре устной и письменной речи.
Оборудование: тетради; наглядные модели правил правописания орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, антонимов, синонимов; схемы-операторы: артикуляционной гимнастики, характеристики звуков; речевые профили звуков Ч, Щ; раздаточный материал для чтения текстов и выполнения корректурной пробы; доска; компьютер.
Ход занятия
I. Орг. момент.
«Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Ваши умные и добрые лица, внимательные глаза говорят о том, что вы готовы поделиться со мной своими знаниями».
– Какое сейчас время года? Перечислите времена года.
II. Дыхание – основа жизни.
Предлагаю вам сделать вместе со мной дыхательную разминку. Сделаем лёгкий, незаметный вдох и на плавном выдохе пропоём гласные звуки: А – О – У – Э – Ы – И.
III. Артикуляционная гимнастика:
– для того, чтобы красиво говорить, мы должны сделать несколько артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Баранка», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».
IV. Введение в тему.
– Повторите за мной слоги: ча – ща – ча; ща – ча – ча; ача – аща – ача.
– Какие звуки повторяются? Какая тема урока?
V. Работа по теме урока.
Читаем слоги со стечением согласных: пча- пща, пчи-пщи; чну-щну; чны-щны…
– Трудно было читать слоги? Почему?
VI. Пары слов.
– Ребята, прочитайте записанные на доске пары слов и скажите, какими буквами они различаются.
Чёлка – щёлка, размещать – размечать, зачищать – защищать, плач – плащ.
– Ребята, объясните значение каждого слова, придумайте предложение с каждым словом, под диктовку запишите одно из предложений.
VII. Игра «Вратари».
Девочки записывают слоги со звуком Ч, мальчики со звуком Щ.
Ч ч | Щ щ |
Чай(ка) | Пи(щу) |
Чу(лок) | И(щу) |
Ку(ча) | Чи(щу) |
– Какую орфограмму вы можете назвать?
VIII. Физминутка.
– Девочки, ЧУ – топают, мальчики – ЩУ – хлопают.
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу ищу.
Чулки и чудо, и ворчун.
Чудак и щука, и чугун.
Ищу, верчу, пищу, тащу –
Я с у пишу и чу, и щу [1].
IX. Корректурная проба:
– подчеркните сочетания ча, ща, чу, щу, чк, чн. (Один ученик работает на компьютере, другие – с раздаточным материалом).
X. Отгадайте загадки.
В два столбика запишите отгадки. (Отгадки записаны на доске и на компьютере). Один из учеников работает на компьютере – нумерует отгадки.
-
Заваривают в чайнике кипящим кипятком.
Бабуля пьёт из блюдечка, дедуля с сахарком. -
Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, гуляет … . -
Он с хозяином гуляет, мне он хвостиком виляет:
– Гав-гав-гав! Привет, дружок, узнаёшь? Ведь я … [2].
Отгадки: щенок, чай, черепаха.
XI. К данным словам из левого столбика подберите синонимы из второго столбика.
Запишите, подчеркните буквы Ч – одной чертой, Щ – двумя чертами.
Волшебник – чародей, глушь – чаща, нередко – часто, жалеть – щадить, жадный – алчный.
Физминутка. Игра «Ухо – нос».
– Правой рукой возьмитесь за кончик носа, левой рукой за правое ухо. Поменяйте руки. Молодцы, дети!
XII. Работа с текстом.
(Текст подбирается по усмотрению учителя в соответствии с программой данного класса).
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы Ч, Щ. Устно ответьте на вопросы по тексту. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. (Один ученик работает на компьютере, другие – на местах с раздаточным материалом для чтения текста).
– Четыре весёлых, шумных щенка
Пря.ут вещи в .етыре угла.
.енок Чурка, щенок Шурка,
.енок Сенька, .енок Щенька.
Шурка в шкаф кладёт,
Сенька в сетку несёт,
Чурка в чемодан прячет,
Щенька в щель прячет [2].
Вопросы: как звали щенков? Куда щенки прячут вещи?
XIII. Итог.
– Какой звук мы сегодня изучали? Спасибо, дети. Вы сегодня очень хорошо работали. Занятие окончено, до свиданья.
Организованное окончание занятия.
Список литературы:
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский дом «Нева» М.: «Олма-пресс», 2002.