Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему «Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"»

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.

Задачи урока:

образовательные:

1) повторить падежные окончания имён прилагательных;

2) вспомнить суффиксы имён прилагательных;

3) закрепить умение разбора имён прилагательных по составу;

4) отработать навык морфологического разбора имён прилагательных;

5) вспомнить, как изменяются краткие прилагательные;

6) закрепить умение определять синтаксическую функцию прилагательных в предложениях;

7) учить определять роль прилагательных в речи;

сопутствующая задача:

*8) развивать орфографически-грамотное письмо;

развивающие:

1) развивать культуру речи;

2) расширять кругозор учащихся;

воспитывающие:

1) воспитывать любовь к русскому языку;

2) воспитывать любовь к родной природе.

I. Оргмомент.

1) Готовность к уроку.

2) Оснащение урока:

а) лист с заданиями по теме урока;

б) карточки с индивидуальными заданиями;

в) репродукция картины А.Пластова “Летом”;

г) игрушки, муляжи (фрукты);

д) цветные мелки; цветы из бумаги.

3) Тип урока: повторение и закрепление ЗУН по теме “Имя прилагательное”.

II. Этап целеполагания.

1) Учитель формулирует цель и задачи урока, записанные на доске.

2) Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.

III. Основная часть. Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний.

1) Какое наступило время года? (Весна)

О том, что наступила весна, нам сообщает не только листок календаря (13 марта), но и то, что день стал длиннее, солнышко пригревает, тает снег.

Вспомните, какое мы учили стихотворение о весне.

(Например, стих Ф.И.Тютчева “Зима не даром злится…”) - читает 1 учащийся одно четверостишие.

А мне тоже вспомнилось четверостишие из сказки С.Я.Маршака “12 месяцев”:

В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветёт.

2) Я думаю, что вы все догадались, почему мне вспомнились эти стихи. Потому что у нас на уроке сегодня тоже цветут подснежники. И они не просто цветут, но и хотят немного поучаствовать в уроке. Они принесли нам с собой вопросы о прилагательных. (Игра “Прилагательное в подснежниках”)

(К доске выходят 11 человек и каждый выбирает себе один подснежник с вопросом).

О чём хочет узнать первый подснежник?

1. Что такое прилагательное (что означает? На какой вопрос отвечает?)?

2. Как изменяется имя прилагательное?

3. Что значит “прилагательное согласуется с существительным”?

4. Когда в падежных окончаниях прилагательных пишется “о”, а когда “е” после шипящих и “ц”?

5. Каким членом предложения может быть прилагательное?

6. В какой форме могут употребляться прилагательные?

7. Как изменяются краткие прилагательные?

8. Каким членом предложения бывает всегда краткое прилагательное?

9. Какую роль играют прилагательные в речи?

10. С помощью каких суффиксов образуются прилагательные?

(Карточка №1)

11. Как называются красочные определения, выраженные прилагательными?

3) Итак, весна. Какое мы знаем однокоренное прилагательное к существительному “весна”?

Весна – весенний. (Разбор по составу на доске и в тетрадях)

С помощью какого суффикса образовалось это прилагательное? (С помощью суффикса -н-)

4) Запишите в столбик словосочетания.

(На доске эти же словосочетания написаны заранее учителем в строку).

Весенняя капель - весеннюю капель
Весенний ливень - весенним ливнем
Весеннее настроение - весеннего настроения
Весенние ручьи - о весенних ручьях.

1) Выделите окончания прилагательных

2) Определите род, число, падеж прилагательных

3) Какая часть речи помогает нам в этом? (Существительное, от которого это прилагательное зависит)

4) Как называется способ связи, при котором существительное и прилагательное стоят в одном и том же числе, роде и падеже? (Согласование)

5) Употребите и запишите эти словосочетания соответственно в винительном, творительном, родительном и предложном падежах.

(Карточки № 2-3)

5) Выборочный диктант.

а) Обратимся к листу с заданиями к уроку. Работаем с первым текстом по вариантам (I и II).

  • I вариант из предложения под пунктами 1 и 2,
  • II вариант из предложений под пунктом 3,
  • выписывает словосочетания с прилагательными в роли зависимых слов, выделяет окончания прилагательных, определяет падеж прилагательных.

(Карточки 4-8)

б) Работаем самостоятельно 2 минуты.

Тем временем, кому трудно, работают с карточкой индивидуального задания. (Сколько успеют в течении 3-х минут)

В) Взаимопроверка (1 минута).

Поменялись тетрадями, проверяем в слух, отвечают двое учеников.

I вариант II вариант
глубокую нору сосновых лесов
в Мещёрском крае суетливый стук
лесные озёра в рыжей хвое
с тёплой водой вечерний плач
обширные болота разноголосое пение
одинокие избы деревенского сторожа

Тем временем на доске разобрать по составу слова, выделить цветным мелком суффиксы. (1 минута)

I вариант II вариант
глубокую сосновых
Мещерском суетливый
Обширные деревенского

6) Снова обратимся к листочку с заданиями.

Работаем с заданием №2. (Устно)

1) Читаем задание.

2) Читаем вслух тексты (учащиеся).

3) Отвечаем на вопрос по заданию (с помощью прилагательных).

7) Продолжаем работу по листочку с заданиями.

Выполняем задание №3 (устно).

(Карточки №9-10)

1) Прочитаем выразительно стихотворение С. Есенина.

2) Задание:

Назовите эпитеты и метафоры из четверостишия.

Но сначала вспомним:

а) что такое эпитет? (Красочное определении)

б) что такое метафора? (Употребление слова в переносном смысле)

Эпитеты встретились в словосочетаниях: роса жемчужная, блёстки алые, над озером серебряным. (Метафорические эпитеты)

Метафора: камыши шептались (олицетворение).

Примечание: Олицетворение - разновидность метафоры: неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого предмета.

в) что придают эпитеты и метафоры тексту? (Образность, яркость, выразительность)

г) слова какой части речи выступают в роли эпитетов? (Прилагательные)

д) какое это предложение: простое или сложное?

Схема на доске.

3) Подберите синонимы в слову “алый”: багровый, багряный, пунцовый, кумачовый.

4) К истокам слова (сообщение учителя).

В древнерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна девица, красно солнышко. Вспомним пословицу: “Весна красна цветами, а осень - плодами”. Это же значение имеет слово красный в сочетании Красная площадь. От слова красный в значении красивый образовано и прекрасный, то есть очень красивый.

Красный цвет в Древней Руси называли червленый и червонный. Красную краску делали из особого вида червей, отсюда название червленый.

Красную краску другого оттенка называли словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным - яркий, чистый красный цвет. Например, багровое зарево и багряный закат.

Физкультминутка.

8) Запишите предложения под диктовку (в тетради и на доске).

(Карточки №11-12)

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой.

На могучем утёсе росла одинокая сосна.
На чужой стороне и весна не красна.

Задания.

1) Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

2) Найдите прилагательные с орфограммой “о” или “е” в окончаниях прилагательных.

3) Разберите морфологически прилагательные (по вариантам I и II).

I вариант

Полны

I. н.ф. полный;
II. прил., кр. ф., мн. ч.;
III. долины (каковы?) полны.
Свежей (мглой) - прилагательное;

I. н.ф. свежий;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., Т. п.;
III. мглой (какой?) свежей.

II вариант

(Не) красна - прил.
I. н.ф. красный;
II. кр. ф., ед. ч., ж. р.;
III. весна (какова?) красна.

На чужой (стороне).
I. н. ф. чужой;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., П. п.;
III. на стороне (какой? чьей?) чужой.

9) Описание картины А. Пластова “Летом”. (Устное сочинение-миниатюра).

Примечание:

1) Можно описать игрушку или муляж.

Задание:

Употребите как можно больше прилагательных.

2) Выводы по уроку (см. задачи урока).

Урок цели достиг.

3) Оценки за урок.