Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.
Задачи урока:
образовательные:
1) повторить падежные окончания имён прилагательных;
2) вспомнить суффиксы имён прилагательных;
3) закрепить умение разбора имён прилагательных по составу;
4) отработать навык морфологического разбора имён прилагательных;
5) вспомнить, как изменяются краткие прилагательные;
6) закрепить умение определять синтаксическую функцию прилагательных в предложениях;
7) учить определять роль прилагательных в речи;
сопутствующая задача:
*8) развивать орфографически-грамотное письмо;
развивающие:
1) развивать культуру речи;
2) расширять кругозор учащихся;
воспитывающие:
1) воспитывать любовь к русскому языку;
2) воспитывать любовь к родной природе.
I. Оргмомент.
1) Готовность к уроку.
2) Оснащение урока:
а) лист с заданиями по теме урока;
б) карточки с индивидуальными заданиями;
в) репродукция картины А.Пластова “Летом”;
г) игрушки, муляжи (фрукты);
д) цветные мелки; цветы из бумаги.
3) Тип урока: повторение и закрепление ЗУН по теме “Имя прилагательное”.
II. Этап целеполагания.
1) Учитель формулирует цель и задачи урока, записанные на доске.
2) Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.
III. Основная часть. Работа по теме урока.
1) Актуализация знаний.
1) Какое наступило время года? (Весна)
О том, что наступила весна, нам сообщает не только листок календаря (13 марта), но и то, что день стал длиннее, солнышко пригревает, тает снег.
Вспомните, какое мы учили стихотворение о весне.
(Например, стих Ф.И.Тютчева “Зима не даром злится…”) - читает 1 учащийся одно четверостишие.
А мне тоже вспомнилось четверостишие из сказки С.Я.Маршака “12 месяцев”:
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветёт.
2) Я думаю, что вы все догадались, почему мне вспомнились эти стихи. Потому что у нас на уроке сегодня тоже цветут подснежники. И они не просто цветут, но и хотят немного поучаствовать в уроке. Они принесли нам с собой вопросы о прилагательных. (Игра “Прилагательное в подснежниках”)
(К доске выходят 11 человек и каждый выбирает себе один подснежник с вопросом).
О чём хочет узнать первый подснежник?
1. Что такое прилагательное (что означает? На какой вопрос отвечает?)?
2. Как изменяется имя прилагательное?
3. Что значит “прилагательное согласуется с существительным”?
4. Когда в падежных окончаниях прилагательных пишется “о”, а когда “е” после шипящих и “ц”?
5. Каким членом предложения может быть прилагательное?
6. В какой форме могут употребляться прилагательные?
7. Как изменяются краткие прилагательные?
8. Каким членом предложения бывает всегда краткое прилагательное?
9. Какую роль играют прилагательные в речи?
10. С помощью каких суффиксов образуются прилагательные?
(Карточка №1)
11. Как называются красочные определения, выраженные прилагательными?
3) Итак, весна. Какое мы знаем однокоренное прилагательное к существительному “весна”?
Весна – весенний. (Разбор по составу на доске и в тетрадях)
С помощью какого суффикса образовалось это прилагательное? (С помощью суффикса -н-)
4) Запишите в столбик словосочетания.
(На доске эти же словосочетания написаны заранее учителем в строку).
Весенняя капель - весеннюю капель
Весенний ливень - весенним ливнем
Весеннее настроение - весеннего настроения
Весенние ручьи - о весенних ручьях.
1) Выделите окончания прилагательных
2) Определите род, число, падеж прилагательных
3) Какая часть речи помогает нам в этом? (Существительное, от которого это прилагательное зависит)
4) Как называется способ связи, при котором существительное и прилагательное стоят в одном и том же числе, роде и падеже? (Согласование)
5) Употребите и запишите эти словосочетания соответственно в винительном, творительном, родительном и предложном падежах.
(Карточки № 2-3)
5) Выборочный диктант.
а) Обратимся к листу с заданиями к уроку. Работаем с первым текстом по вариантам (I и II).
- I вариант из предложения под пунктами 1 и 2,
- II вариант из предложений под пунктом 3,
- выписывает словосочетания с прилагательными в роли зависимых слов, выделяет окончания прилагательных, определяет падеж прилагательных.
(Карточки 4-8)
б) Работаем самостоятельно 2 минуты.
Тем временем, кому трудно, работают с карточкой индивидуального задания. (Сколько успеют в течении 3-х минут)
В) Взаимопроверка (1 минута).
Поменялись тетрадями, проверяем в слух, отвечают двое учеников.
I вариант | II вариант |
глубокую нору | сосновых лесов |
в Мещёрском крае | суетливый стук |
лесные озёра | в рыжей хвое |
с тёплой водой | вечерний плач |
обширные болота | разноголосое пение |
одинокие избы | деревенского сторожа |
Тем временем на доске разобрать по составу слова, выделить цветным мелком суффиксы. (1 минута)
I вариант | II вариант |
глубокую | сосновых |
Мещерском | суетливый |
Обширные | деревенского |
6) Снова обратимся к листочку с заданиями.
Работаем с заданием №2. (Устно)
1) Читаем задание.
2) Читаем вслух тексты (учащиеся).
3) Отвечаем на вопрос по заданию (с помощью прилагательных).
7) Продолжаем работу по листочку с заданиями.
Выполняем задание №3 (устно).
(Карточки №9-10)
1) Прочитаем выразительно стихотворение С. Есенина.
2) Задание:
Назовите эпитеты и метафоры из четверостишия.
Но сначала вспомним:
а) что такое эпитет? (Красочное определении)
б) что такое метафора? (Употребление слова в переносном смысле)
Эпитеты встретились в словосочетаниях: роса жемчужная, блёстки алые, над озером серебряным. (Метафорические эпитеты)
Метафора: камыши шептались (олицетворение).
Примечание: Олицетворение - разновидность метафоры: неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого предмета.
в) что придают эпитеты и метафоры тексту? (Образность, яркость, выразительность)
г) слова какой части речи выступают в роли эпитетов? (Прилагательные)
д) какое это предложение: простое или сложное?
Схема на доске.
3) Подберите синонимы в слову “алый”: багровый, багряный, пунцовый, кумачовый.
4) К истокам слова (сообщение учителя).
В древнерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна девица, красно солнышко. Вспомним пословицу: “Весна красна цветами, а осень - плодами”. Это же значение имеет слово красный в сочетании Красная площадь. От слова красный в значении красивый образовано и прекрасный, то есть очень красивый.
Красный цвет в Древней Руси называли червленый и червонный. Красную краску делали из особого вида червей, отсюда название червленый.
Красную краску другого оттенка называли словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным - яркий, чистый красный цвет. Например, багровое зарево и багряный закат.
Физкультминутка.
8) Запишите предложения под диктовку (в тетради и на доске).
(Карточки №11-12)
Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой.
На могучем утёсе росла одинокая сосна.
На чужой стороне и весна не красна.
Задания.
1) Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
2) Найдите прилагательные с орфограммой “о” или “е” в окончаниях прилагательных.
3) Разберите морфологически прилагательные (по вариантам I и II).
I вариант
Полны
I. н.ф. полный;
II. прил., кр. ф., мн. ч.;
III. долины (каковы?) полны.
Свежей (мглой) - прилагательное;I. н.ф. свежий;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., Т. п.;
III. мглой (какой?) свежей.
II вариант
(Не) красна - прил.
I. н.ф. красный;
II. кр. ф., ед. ч., ж. р.;
III. весна (какова?) красна.
На чужой (стороне).
I. н. ф. чужой;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., П. п.;
III. на стороне (какой? чьей?) чужой.
9) Описание картины А. Пластова “Летом”. (Устное сочинение-миниатюра).
Примечание:
1) Можно описать игрушку или муляж.
Задание:
Употребите как можно больше прилагательных.
2) Выводы по уроку (см. задачи урока).
Урок цели достиг.
3) Оценки за урок.