Урок ознакомления со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке. 3-й класс.

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (490 кБ)


Цели урока:

  1. Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове.
  2. Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
  3. Отрабатывать орфографическую зоркость.

Оборудование: компьютер, программа RowerPoint 2007, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 3 класс 1 часть.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Чистописание

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

- учащиеся прописывают строчную букву к.

II. Повторение (слайд № 2)

  1. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
    Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.
  2. Запишите однокоренные слова в три столбика. Выделите корень.
    - По каким признакам можно разделить слова на три столбика? (имена существительные, имена прилагательные, глагол) Слайд № 3
  3. Проверка написания слов и правильность выделения корня.

III. Новая тема. Самостоятельная работа

  1. Составить и записать слова с корнями – звон -, - рыб –
  2. Прочитайте слова. Что общего в этих словах? Чем отличаются?

Выходить, заходить, переходить, уходить

- А какая часть слова придает этим словам разное значение? Может быть кто-нибудь ответит, как называется эта часть слова? (варианты ответов детей)

Слайд № 4

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки,
Образуются слова.

- Именно приставки создают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.

3. Работа с правилом с. 66

Слайд № 5

Упражнение в определении приставки (работа выполняется устно).

Безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозки, приезд, переход, надставить, прибить, проветрить, промерз, загораживать, нагрузка, сгореть, задуть, сбросить, заплакать, доплыть, просмотреть, написал, безобразный, отцепить, расцвел.

Слайд № 6

Работа с учебником

с. 67 упр. 145 – выполняют устно

- Прочитайте текст. Какая часть слова пропущена у глаголов?

с. 67 упр. 146 – выполняют письменно

Проверка - учащиеся называют слова по цепочке.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление

Слайд № 7

Прочитайте слова. Что общего у этих слов? Чем отличаются?

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

- Чтобы речь была богатой, нужно использовать суффиксы.

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

- Для чего служит суффикс?

- Прочитайте правило в учебнике на с. 67

Слайд № 8

Знакомство со словообразовательными суффиксами.

Слайд № 9

VI. Упражнения в образовании слов по образцу с помощью приставок и суффиксов.

с. 67 упр. 147 – работают устно

- Какой оттенок внес суффикс в смысл слова?

с. 68 упр. 148 – работают устно

- С помощью каких частей слов образовались новые слова?

Слайд № 10

Учащиеся знакомятся с памяткой «Порядок разбора слова по составу»

С. 68 упр. 149 – выполняют самостоятельно.

Слайд № 11

Учащиеся проверят правильность разбора слов: рыбка, горка, травка.

VII. Обобщение знаний

- Какие же части слова служат для образования новых слов?

VIII. Домашнее задание

с. 66 - 67- правила, упр. 150