Цели урока:
- Формировать умение выделять приставку и суффикс в слове.
- Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
- Отрабатывать орфографическую зоркость.
Оборудование: компьютер, программа RowerPoint 2007, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 3 класс 1 часть.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
I. Чистописание
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
- учащиеся прописывают строчную букву к.
II. Повторение (слайд № 2)
- Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых. - Запишите однокоренные слова в три столбика. Выделите корень.
- По каким признакам можно разделить слова на три столбика? (имена существительные, имена прилагательные, глагол) Слайд № 3 - Проверка написания слов и правильность выделения корня.
III. Новая тема. Самостоятельная работа
- Составить и записать слова с корнями – звон -, - рыб –
- Прочитайте слова. Что общего в этих словах? Чем отличаются?
Выходить, заходить, переходить, уходить
- А какая часть слова придает этим словам разное значение? Может быть кто-нибудь ответит, как называется эта часть слова? (варианты ответов детей)
Слайд № 4
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки,
Образуются слова.
- Именно приставки создают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.
3. Работа с правилом с. 66
Слайд № 5
Упражнение в определении приставки (работа выполняется устно).
Безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозки, приезд, переход, надставить, прибить, проветрить, промерз, загораживать, нагрузка, сгореть, задуть, сбросить, заплакать, доплыть, просмотреть, написал, безобразный, отцепить, расцвел.
Слайд № 6
Работа с учебником
с. 67 упр. 145 – выполняют устно
- Прочитайте текст. Какая часть слова пропущена у глаголов?
с. 67 упр. 146 – выполняют письменно
Проверка - учащиеся называют слова по цепочке.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление
Слайд № 7
Прочитайте слова. Что общего у этих слов? Чем отличаются?
Лисица, лисичка, лисонька, лиса.
- Чтобы речь была богатой, нужно использовать суффиксы.
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
- Для чего служит суффикс?
- Прочитайте правило в учебнике на с. 67
Слайд № 8
Знакомство со словообразовательными суффиксами.
Слайд № 9
VI. Упражнения в образовании слов по образцу с помощью приставок и суффиксов.
с. 67 упр. 147 – работают устно
- Какой оттенок внес суффикс в смысл слова?
с. 68 упр. 148 – работают устно
- С помощью каких частей слов образовались новые слова?
Слайд № 10
Учащиеся знакомятся с памяткой «Порядок разбора слова по составу»
С. 68 упр. 149 – выполняют самостоятельно.
Слайд № 11
Учащиеся проверят правильность разбора слов: рыбка, горка, травка.
VII. Обобщение знаний
- Какие же части слова служат для образования новых слов?
VIII. Домашнее задание
с. 66 - 67- правила, упр. 150