Урок обучения грамоте. 1-й класс. Тема: "Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (36 МБ)


Букварь. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Дети уже знакомы со строчной буквой с. Знают, какие звуки обозначает буква с. Впервые знакомятся с заглавной буквой С. Дети уже знакомы с понятием- однокоренные слова. Наблюдали за однокоренными словами. На данном уроке продолжают наблюдение за однокоренными словами Чтение на уроке строится от простого к сложному – слоги, слова, предложения, текст. Дети в классе с разным уровнем чтения, поэтому используется дифференцированный подход. Для детей, которые хорошо читают, используются дополнительные карточки. Дети уже знакомы со шкалами самооценки. На данном уроке дети отрабатывают навыки самооценивания. Обратная связь на уроке осуществляется с помощью сигнальных карточек. Эти же карточки используются на этапе рефлексии – для подведения итога урока.

Цели:

  • Обобщить имеющиеся знания детей о букве с и звуках [с] [с].
  • Познакомить с заглавной буквой С.
  • Развивать познавательные интересы, творческие способности детей, критическое мышление, умение задавать вопросы.

Задачи:

  • Упражняться в чтении слов с буквой с.
  • Вспомнить, что мы знаем о букве с и звуках [с] [с].
  • Продолжать наблюдение за однокоренными.
  • Развивать внимание, память детей, умение активно слушать товарищей и оценивать свою работу.
  • Обогащать словарный запас детей.

Ход урока

I. Орг. момент.

Раз, два, три – слушай и смотри! (дети хлопают, показывают на уши и глаза)
Три, два, раз – мы начнём сейчас! (дети хлопают, разводят руки в стороны)

(дети садятся)

Ноги на пол мы поставим,
Спинки прямо разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу подведём,
Ручку левую на стол,
Сверху правую кладём.

– Покажите, как правильно умеют сидеть настоящие ученики.

(вывешиваю картинку – ученики)

http://s45.radikal.ru/i110/1007/c3/ec2568f35ae8t.jpg

– Вижу все готовы.

II. Стадия вызова.

– Внимание на экран. Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. После просмотра я задам вам вопрос. Смотрите внимательно и запоминайте!

(Слайд – отрывок из мультфильма «Смурфы»)

– Кого вы увидели на экране? (смурфов, Гаргамэла, кота Израэля, зайца, бабочку, гусеницу, летучую мышь)

– Кто внимательно смотрел мультфильм и запомнил, что вы должны делать, чтобы увидеть жизнь смурфов? (хорошо себя вести)

– Вы были очень внимательны и, наверное, догадались, что героями на нашем уроке сегодня будут? (смурфики)

– А какие они? (синие)

– Как зовут девочку-смурфика? (Смурфета)

(слайд)

  • смурфики
  • смурфета
  • синие

Тема урока.

– Кто видит на экране ошибку? (слово смурфета записано с маленькой буквы)

– Какая проблема возникает? (мы ещё не знакомились с заглавной буквой С)

– Назовите тему нашего урока. (Знакомство с заглавной буквой С)

– Обратите внимание на слова смурфики и смурфета. Что вы можете о них сказать? (Это однокоренные слова)

– Сегодня на уроке мы продолжим наблюдение за однокоренными словами.

– А у смурфов переполох!

(слайд – смурфик трубит в трубу, держит приглашение)

– Всех, всех верноподданных приглашают на День рождения к букве с.

Цели урока:

– А какие вопросы вы бы задали букве с при встрече? (2 самых главных вопроса обозначаем на доске с помощью условных обозначений).

(Как пишется?  Какие звуки обозначает?) (Вывешиваю звуковичка с буквой с, ему в конце урока раскрасим башмачки и оденем шапочку-цилиндрик)

– Какие качества настоящих учеников помогли вам ответить на мои вопросы?

(у детей на столах таблица:

  • копилка слов
  • внимание
  • чтение
  • память)

Мотивация:

– А вот страус решил, что можно обойтись без буквы с. Посмотрите, что из этого получилось.

– Запомните слова на букву с.

(Слайд – просмотр ролика)

– Слушайте ответы товарищей внимательно и не повторяйте слов, которые были уже названы.

– Какими словами не смог пользоваться страус?            

– Вот сколько слов с буквой с мы сегодня с вами вспомнили.

– Какие качества ученика помогли вам справиться с этим заданием? (внимание, копилка слов, память)

Работа в группах:

– Вспомним, какие звуки обозначает буква с.

Игра «Как вы думаете?» Перед вами поле со словами: Всегда. Иногда. Никогда. Капитан раздаёт таблички: гласный, согласный, ударный, безударный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой.

Разложить таблички под нужным словом.

Проверка с экрана.

Вывод хором. (Буква с всегда обозначает согласный глухой звук. Иногда твёрдый, иногда мягкий)

Сигнальная карточка.

Оценка на шкале.

III. Осмысление содержания.

Отправляемся вместе со смурфиками в путь.

(Слайд – смурфики идут)

физминутка

Раз, два, три – мы идём,
Раз, два, три – мы поём (дети маршируют на месте)

(слайд – смурфики поют)

Ла-ла-ла-ла-ла – весело живём!
Ла-ла-ла-ла-ла – весело поём! (дети маршируют и поют)

(Слайд – город)

   

– Вот и город букв показался.

– Посмотрим, где живёт буква с.

– В городе букв. (город букв вывешен на стене) В районе согласных, на улице глухих согласных.

Работа с букварём.

– Дом №86, давайте заглянем на страницу 86 в букваре. Вот и буква с. Рассмотрите как пишется заглавная печатная и письменная буква с.

(слайд)

– Чем отличается написание заглавной буквы с от строчной?

– На уроке письма мы с вами научимся её правильно писать.

– Сейчас можем исправить ошибку в слове "Смурфета".

(слайд – Смурфета)


Смурфета

(слайд – Гаргамэл)

– Ой, а это кто?

– Рассердился Гаргамэл, что его не пригласили на День рождения и хочет весь праздник испортить, если мы не выполним его задания.

Детям, которые хорошо читают, раздаются индивидуальные карточки с изображением Гаргамэла.

Карточка 1

– Прочитайте то предложение, которое служит началом сказок.

Без рук, без ног, а ворота открывает.
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Давным-давно жили-были старик со старухою.

Карточка№2

В каждой строчке спряталось название животных. Найдите этих животных и подчеркните их названия.

Пекаодлслоннггши
Првкносёлолрадлкенц
Егколпсусликшеохвм
Првпджлсобакапргндл
Планкмваыцкосуляоол
Патмыносороглропн

Работа по учебнику со слабочитающими детьми. (Букварь. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина с. 86)

– Прочтём слоги в учебнике.

– 1-й столбик: с понижением голоса.

– Назовите лишний слог.

– 2-й столбик: прочтите слоги с повышением голоса.

– Дополните слоги до слов. Какой из этих слогов нельзя дополнить до слова?

– Прочтите столбик слов.

– Почему эти слова написаны с большой буквы?

– Придумайте слова на букву с, которые пишутся с большой буквы.

– Проверим, как справились с заданием Гаргамэла те, кто работал по карточкам.

– Те, кто получил карточку 1, прочтите предложение, которое служит началом сказок. (Давным-давно жили-были старик со старухою.)

– Кто работал по таким же карточкам, покажите сигнал. Согласны или нет.

– Проверка тех, кто работал по карточке 2.

– Названия каких животных вы нашли?

(Слайд)

Пекаодлслоннггши
Првкносёлолрадлкенц
Егколпсусликшеохвм
Првпджлсобакапргндл
Планкмваыцкосуляоол
Патмыносороглропн

– Покажите сигнал – смурфик с цветочком, если всех животных нашли, смурфик с книжкой (надо ещё потренироваться), если нашли не всех животных.

– Ничего не остаётся Гаргамэлу, как покинуть праздник. Вы справились со всеми его заданиями.

А какие качества школьника помогли вам справиться с заданиями Гаргамэла? (чтение )

– Вы хорошо умеете читать слоги и слова с буквой с.

– Итак, все гости в сборе. А сейчас самое время дарить подарки. Смельчак вносит сладкий, слоёный торт. А Смурфета преподнесёт самый ослепительный букет.

(слайд смурфик с тортом, Смурфета с цветами)

Физ. минутка

Работа над правильностью дыхания. (Дети выполняют стоя.)

  • Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на торте стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
  • Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
  • Обрызгайте цветы водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на цветы.

– Следующий подарок песня. Слушаем внимательно. Задам вопрос на внимание.

(песенка капустницы в исполнении Софии Балобановой)

(Выносит в подарок кочан капусты, на котором сидит бабочка)

(слайд – капустница)

– Почему бабочку назвали капустницей? (гусеницы, которых откладывает бабочка поедают капусту)

– Что мы можем сказать о словах капуста и капустница. (однокоренные)

– Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, которые имеют общий корень и сходны по значению)

– Какие ещё однокоренные слова услышали в песне? (Капустный пирог)

– _Что можно составить из слов? (предложение)

– Что такое предложение? (Предложение-это группа слов, связанных между собой по смыслу, которая выражает законченную мысль)

– Чтение предложения на слайде.

(Слайд – Гусеницы едят капусту.)

 

Работа в парах.

– Поработайте в парах и выделите во всех этих словах общий корень. найдите среди них лишнее. (на каждой парте текст)

  • капустница
  • капуста
  • капкан
  • капустка
  • капустный

Проверка по слайду.

Сигнальная карточка.

Оценка на шкале.

– Вы были очень внимательны, нашли все однокоренные слова и определили лишнее слово.

– Подберите сами однокоренные слова к слову капуста

– Следующий подарок-танец.

(слайд-гуси)

(инсценировка «Жили у бабуси». 2 гуся танцуют. Выходят гусиха с гусятами, встают за гусями и уходят гуськом. )

Мы с вами уже прочли предложение, а что можно составить из предложений? (текст)

– Что такое текст? (Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу)

слайд – текст.

Самостоятельная работа.

– Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.

Индивидуальная работа (у каждого ребёнка на столе текст)

Гуси.
Это гуси. Папа – гусак. Мама – гусыня. Дети – гусята. Они ходят гуськом.

Проверка на слайде.

Гуси.
Это гуси. Папа – гусак. Мама – гусыня. Дети – гусята. Они ходят гуськом.

Сигнальные карточка.

Оценка на шкале

– Отлично потрудились. Все умеют находить однокоренные слова в тексте.

IV. Рефлексия.

Итог.

Составление синквейна про букву с.

От синквейна возвращаемся к вопросам на доске. В синквейне ответы на главные вопросы урока.

– Какие качества хорошего ученика мы развивали на уроке? (Тренировали память, пополняли копилку слов, развивали внимание, отрабатывали навыки чтения)

– А сейчас возьмите смурфика и посмотрите на свои шкалы. Если у вас на всех шкалах крестик стоит свеху, значит вы всё знаете про букву с.Возьмите смурфика, который поздравляет вас с хорошей работой и дарит вам цветок. Можно двигаться дальше. А если у вас были ошибки, то возьмите смурфика с книжкой. Нужно приостановиться и ещё раз повторить то,что уже пройдено.

– Вывешиваем смурфиков вокруг синквейна.

Танец «Барбарики». Барбарики всех угощают барбарисками.

См. приложение.

Дети отмечают на шкалах самооценки свою работу сначала в группах (Шкала г), потом в парах (шкала п) и самостоятельную работу(шкала с). По шкалам подводят итог.

Образец синквейна.

1 строка Буква
2 строка Какая? (2 слова)
3 строка Что делает? (3 слова)
4 строка Как пишется? (4 буквы. Письменная заглавная и строчная, печатная заглавная и строчная)
5 строка Какие звуки обозначает?

C
Серьёзная, смешная
Свистит, смеётся, скачет
Сс Сс
Служит для обозначения согласного твёрдого или мягкого глухого звука.

(Звуковичка, которого вывешивали в начале урока одеваем в синий и зелёный башмачки и шапочку-цилиндрик. Вывешиваем в 5-ю строку синквейна.)

На протяжении урока дети работают с сигнальными карточками – смурф одобряет, смурф рекомендует повторить.