Урок по теме "Движение декабристов"

Разделы: История и обществознание


Предлагаем вашему вниманию урок по теме “Движение декабристов” в 10 классе.

Данный урок является уроком опережающего обучения с элементами ролевой игры. Тип урока: урок опережающего обучения.

Оформление урока:

  1. Выставка книг посвященных событиям декабристского движения.
  2. Ученические столы сдвинуты в две линии. Между ними большой стол, на котором расставлены предметы, имитирующие вещи XIX века: подсвечник, книга стихов А.С. Пушкина, “гусарский кивер”, план восстания на Сенатской площади, списки членов тайных обществ, чернильница с гусиным пером и т. п.
  3. Мультимедийная аппаратура, экран.

Время: два урока по 45 минут.

Цель урока: познакомить учеников с деятельностью двух тайных обществ, возникших в России в 20-е годы XIX столетия. Разобраться в таком явлении общественной жизни, как дворянское революционное движение в России, проникнуть в сущность данного события и дать ему личностную оценку.

Задачи:

обучающие: Обучение навыкам работы с историческими документами и умениям их анализировать;

развивающие: Развитие самосознания личности;

воспитательные: На примерах личностей декабристов воспитывать любовь к своему Отечеству и народу.

Урок I

На экране эпиграф:

Пока свободою томим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

На столах, перед каждым учеником таблички с именами декабристов. (Справа – Южное общество, слева – Северное)

Образец:

Южное общество.

Муравьев-Апостол С.И.

Северное общество.

Рылеев К.Ф.

За отдельным столом сидят “эксперты”, анализирующие дискуссию, возникшую между членами Северного и Южного обществ.

Опережающее задание: класс разбивается на две группы: “Северное” и “Южное” общества. По желанию самих учеников выбираются два “эксперта-историка” и два ученика на роль П.Пестеля и Н. Муравьёва. Оба ученика готовят дома короткую презентацию о своих героях. Учащиеся знакомятся дома с историческими документами “Русской Правдой” П.Пестеля (1 группа) и “Конституцией” Н.Муравьёва (2 группа).

Эксперты получают задание.

  1. Проанализировать, что изменилось бы в государственном и общественном устройстве России, если бы восстание декабристов закончилось их победой.
  2. Сравнить возможное развитие дворянской революции в России с Великой французской буржуазной революцией

Вводная часть урока. Постановка проблемы.

На экран выводятся слова.

“Известно мне, погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На притеснителя народа.
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажите мне, была
Без жертв искуплена свобода?”.

Учитель: Эти слова написал в своей поэме “Сиверин Наливайко” один из руководителей Северного общества Кондратий Рылеев. Какими пророческими оказались эти слова!

Попробуем разобраться в сущности такого события как дворянское революционное движение и постараемся дать ему свою личностную оценку.

Надеюсь, что в ходе урока, несмотря на то, какую бы оценку вы не дали деятельности декабристов, вы осознаете, как беззаветно любили эти люди своё Отечество и как мечтали о всеобщем благе народа.

На экран выводится портрет Александра I .

Учитель: 20-е годы XIX столетия. На российском троне император Александр I. Именно сейчас, в начале 20-х годов, Александр впервые в масштабе не только России, но и Европы, вдруг, абсолютно ясно понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народной революции или военного мятежа. Доходившие до него слухи о тех надеждах, которые возбуждали в народе, особенно среди крепостных крестьян, вынашиваемые во дворце, даже весьма ограниченные проекты общественного переустройства, не могли не ужасать его.

На экран выводится вопрос.

Какие же надежды жили в умах и сердцах российского народа после войны 1812 года? (Работа с классом)

На экран выводится вопрос.

Дал ли сам Александр повод для таких мечтаний вначале своего царствования? (Работа с классом)

Учитель: Но сейчас в начале 20-х Александр, осторожный реформатор, вдруг почувствовал реальное дыхание свободы, которое исходило от народной массы. Император ощутил опасность, которая грозила ему личной гибелью, И этой опасностью были тайные общества среди дворян, офицерства, гвардии и даже сановной знати. Александр боялся заговора – ему ли было не знать, чем кончаются дворцовые заговоры.

На экран выводятся портреты Петра III, Павла I и вопрос.

Почему Александр I боялся заговоров?

Учитель: Действительно в семье Александра боялись заговоров. Не случайно он сам и его брат Константин всю жизнь росились с мыслью отречения от престола, в основе которой лежал самый элементарный страх за свою жизнь. Возможно поэтому, Александр явился инициатором создания Комитета общественной безопасности, которому вменялась, в частности, даже проверка личной переписки. Александр знал, что в России существуют так называемые тайные общества и, это уже была вторая опасность: она грозила гибелью всей системы, которая взрастила царя и которой он верно служил всю свою жизнь.

Однако, в 1821 году, когда князь Васильчиков предоставил Александру списки заговорщиков, Александр не захотел их арестовывать. Возможно, он не верил в серьёзность их намерений – народ был не сановный, молодой, а может, не хотел оповещать мир о противостоящей ему оппозиции. Только за неделю до своей смерти, царь, всё-таки, отдаст приказ произвести аресты среди членов тайной организации.

19 ноября Александр умрёт во время своего путешествия на юг в заштатном городке Таганроге и приказ не успеет войти в силу, а в декабре произойдут события, навсегда вошедшие в историю России как восстание декабристов.

Так и мы будем называть этих людей, совершивших попытку изменить государственный строй России, ввести в обновлённом государстве демократические права и свободы и направить своё Отечество по пути свободы, равенства и справедливости.

На экран выводится вопросы.

1 вопрос: Кто же эти люди? В каких условиях формировалось мировоззрение декабристов? (Работа с классом)

2 вопрос: Какие войны вела Россия в начале века с Францией?

На экран выводится иллюстрация картины П.Хесса “Бородинское сражение”. (Работа с классом)

Учитель: Действительно, на мировоззрение декабристов огромное влияние оказали события 1812-1814 годов. Подрастающие дворяне, воспитанные на рассказах о воинской доблести России, о блестящих победах Румянцева и Суворова, тяжело перенесли разгром под Аустерлицем (1805 г.), позорный Тильзитский мир (1807 г.). Будущие декабристы были охвачены патриотическим порывом, и это привело их в ряды защитников Родины в1812 году.

На экран выводятся слова “Мы были дети 1812 года” С. Муравьёв-Апостол.

Учитель: Заграничные походы 1813-1814 годов ещё больше повлияли на революционную идеологию декабристов. Побывав в странах, где не было крепостного права, и где существовали конституционные учреждения, будущие декабристы получили не мало материала для размышления. Когда они вернулись, Родина тем резче поразила их отсталыми формами жизни: крепостным правом, самодержавным аракчеевским произволом.

Уже в 1816 г. в Санкт-Петербурге возникает тайное общество – первое название его “Союз Спасения”. Сначала целью этого общества было освобождение крестьян от крепостной зависимости, но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: Борьба с самодержавием и абсолютизмом.

В организацию входили: ученики называют “свои” имена в соответствии с табличкой.

Очень скоро лидером среди участников тайного общества становится выпускник Пажеского корпуса, герой войны 1812 года - Павел Пестель.

Демонстрация презентации подготовленной первым учеником дома согласно опережающему заданию.

Учитель: В 1818 г. начала свою деятельность новая организация “Союз Благоденствия”.

Общей чертой всех участников тайных обществ являлось следующее: все боялись ужасов народной революции. Современником и другом многих декабристов был великий русский поэт А.С.Пушкин.

На экран выводится портрет А.С.Пушкина и вопрос.

Как А.С.Пушкин отзывался о русском бунте? (Работа с классом)

Учитель: В 1819г. мы видим по документам, что помимо П.Пестеля, влияние среди единомышленников приобретает Н.Муравьёв.

Демонстрация презентации подготовленной вторым учеником дома согласно опережающему заданию.

Учитель: В1920 г. в среде декабристов наметился раскол. Часть членов Союза отказалась от радикальных мер, сторонником которых остался П.Пестель. Он создаёт вокруг себя организацию республиканской направленности, которую будут называть Южным обществом. На следующем уроке мы будем знакомиться с двумя важнейшими документами: проектами будущих Конституций и поговорим об их значении для России с позиций самих декабристов.

Урок II

На экран выводится текст “Русской Правды”.

Учитель: Русская Правда – так называется этот конституционный проект, над которым П.Пестель работал 10 лет. Документ согрет огромной любовью к Родине, которую Пестель ценит превыше всего.

Работа с группой № 1.

Учитель: Господин Пестель, ознакомьте нас с вашим конституционным проектом.

(идет обсуждение)

Учитель: Давайте разберём основных вопроса:

- о крепостном праве.

- об уничтожении самодержавия.

(Идет обсуждение по тексту Русской Правды)

Учитель: Однако, столь революционное общество как “Южное” находилось на окраине России, а все революции начинаются близко к власти, то есть в столицах. Успех столичного выступления решал дело, и, параллельно Южному обществу, в столице было создано Северное общество. Над проектом программы и Уставом общества работал Никита Муравьёв. Как и Пестель, Муравьёв писал свою Конституцию много лет, изучая, действовавшие в то время конституции Франции, Северо-Американских штатов, Испанскую 1812 г. и др.

На экран выводится текст Конституции Н.Муравьёва.

Работа с группой № 2.

Учитель: Господин Муравьёв, ознакомьте нас с вашей Конституцией.

(Идет обсуждение по тексту Конституции Н.Муравьёва.)

Учитель: А теперь сравним оба документа и подумаем, что стало бы с Россией, будь они введены?

На экран выводятся дискуссионные вопросы для обсуждения.

Учитель, по очереди, обращается к “представителям” Северного и Южного обществ со следующими вопросами.

  • Как вы решаете вопрос о крепостном праве и наделении крестьян землёй?
  • Как вы решаете вопрос о собственности на землю?
  • Какое вы предлагаете государственное устройство?
  • Как вы хотите решить национальный вопрос?
  • Какие вы предлагаете права и свободы?
  • Какую роль вы отводите императору и его семье?
  • Кому вы передаёте исполнительную и законодательную власть? И т.д.

Подведение итогов беседы.

На экран выводятся вопросы для размышления.

  • Не начнётся ли в России в результате ваших действий гражданская война?
  • Не повторят ли господа из Южного общества путь якобинцев, начавших с уничтожения аристократов, а закончивших уничтожением инакомыслящих? В нашем случае, например, Северного общества?
  • Согласятся ли дворяне добровольно передать землю крестьянам?
  • Как отнесутся к ситуации в России иностранные государства?
  • Примут ли русские крестьяне уничтожение царя и царской семьи? Не ждёт ли Россию “русская Вандея”?

(Ученики сами задают вопросы друг другу, отстаивают свои позиции, объясняют необходимость предложенных реформ.)

Подведение итогов дискуссии.

Заключительная часть урока

Слово предоставляется экспертам.

Варианты ответов.

  1. “Русская Правда” это проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал Республику. Это самый решительный, радикальный из конституционных проектов сделанных революционерами-дворянами. Но сами представители Южного общества неминуемо ввергли бы Россию в кровопролитную гражданскую войну, исход которой трудно предугадать. Не случайно Пестель, сознавая это, предлагал на первых порах установить в России личную диктатуру, что мало соответствует декларируемым им же принципам демократии.
  2. Конституция Муравьёва серьёзно расшатала бы основы феодально-абсолютистского строя и развязала бы в стране классовую борьбу. Конституционная монархия позволила бы постепенно ликвидировать остатки феодализма в России. Конституция Муравьева была ограниченно-монархической и вызывала много споров среди участников Северного общества.

Учитель: Та группа декабристов, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, придерживалась в основном республиканских взглядов, что объясняет и жестокость расправы над участниками восстания, и направления внутренней политики Николая I, о которой мы будем говорить на следующем уроке.

Завершение урока

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 25 учебника, стр. 291-304, ответить устно на вопросы и задания к главе 5 на стр.304.

Литература

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России, XVII-XIX века. Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.

Презентация