Урок по теме "Реки России"

Разделы: География


Цели урока:

  • закрепить и расширить ранее полученные знания
    • об основных элементах реки
    • о типах рек мира
    • о влиянии рельефа на особенности рек
    • о влиянии климата на режим и питание рек
  • познакомить
    • с главными речными системами и бассейнами рек России
    • с зависимостью рек России от рельефа: с падением, уклоном, скоростью течения
    • с влиянием климата на размещение речной сети, на источники питания, водоносность и режим главных рек России
  • формировать
    • умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы
    • умение читать и анализировать новые тематические карты физико-географического содержания
  • способствовать
    • воспитанию патриотизма
    • развитию интеллекта

Повторение: речная система, речной бассейн, водораздел, крупнейшей реки мира, влияние рельефа на направление и характер течения реки

Оборудование: физическая карта России, проектор, компьютер, презентация

Вид урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя

Известный русский историк XIX столетия В.О. Ключевский писал, что русский человек всегда жил с рекой душа в душу, любил свою реку. Река указывала ему на путь при переселении. На её берегах он ставил своё жильё. Река и кормила человека в течение продолжительной части года. Без воды человек существовать не может, и ничто не может его заменить.
Вода жизненно необходима человеку не только для питья, санитарно-гигиенических целей, но и для промышленности, сельского хозяйства, производства электроэнергии, транспортных перевозок, отдыха и других видов деятельности.
Человек в своей жизни и хозяйственной деятельности использует в основном лишь пресную воду, одним из основных, которой являются реки.
Давайте вспомним, и основные понятия, связанные с речной системой.

II. Повторение раннее полученных знаний как опорных знаний для усвоения нового материала

Фронтальный цифровой диктант

(на экране таблица)

1. Бассейн реки
2. Водораздел
3. Пойма
4. Исток
5. Устье
6. Речная система
7. Русло
8. Долина река

Как называется

  • часть речной долины, по которой текут воды реки?
  • местность, с которой река собирает воды?
  • понижение, от истока до устья, в котором протекает река?
  • границы между бассейном река?
  • место впадения реки в озеро, в море?
  • река со всеми своими притоками?
  • затопленная часть речной долины?
  • место, где река берёт своё начало?

III. Изучение нового материала

Слайд 1. Россия – страна величайших речных систем. Длина ряда наших рек измеряется тысячами километров.

Слайд 2. Самой длиной рекой России является Обь с Иртышом. Она же имеет и наибольший бассейн.

Слайд 3. Из рек, бассейн которых полностью находится полностью в России, самая длинная  река – Лена.

Слайд 4. Вторая по длине река России – Амур.

Слайд 5. Самой полноводной рекой России является Енисей. Его годовой сток = 624 км2.

Слайд 6. Самой большой рекой Европы является Волга.

Слайд 71.
1) Почему, несмотря на большую длину Оби с Иртышом, самой длиной рекой России считается Лена?
2) Где берёт начало Иртыш?
3) В какой стране находится исток Амура?

Слайд 8.
1) Определите, к бассейнам каких океанов относятся указанные реки?
2) В каком направлении страна имеет уклонами, а поэтому, куда сбрасывается реками наибольшая масса воды?
3) Бассейн какого океана занимает самую большую площадь?
4) Назовите реки бассейна внутреннего стока?

Вывод: Реки России относятся к бассейнам трёх океанов и области внутреннего стока. Две трети площади страны занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана. Около 20% территории приходится на бассейн тихого океана. Лишь 10 % занимает бассейн Каспийского моря, относящегося к области внутреннего стока. Остальная небольшая часть территории относится к бассейну Атлантического океана.
Особенности рек и возможности их хозяйственного использования во многом связаны с такими характеристиками, как падение, уклон, режим, годовой сток и расход.
У реки, кроме длины, ширины, глубины, есть ещё одно измерение – высота, с которой речной воды падают в море или озеро.

Слайд 9. Эта высота измеряется превышением истока реки над устьем и называется падением реки, которое выражается в метрах, отношение падение реки (в см) к длине реки (в км) называются уклоном реки. Падение и уклон реки зависит от рельефа и определяют скорость её течения, способность расширить и углублять свою долину, переносить твёрдые частицы и т. д.

Определим по физической карте уклон реки Волги, Невы, Лены.

1. Сначала находим высоту истока.
2. Затем находим высоту устья реки.
3. Определим разницу высот и находим падение реки.
4. Делим падение реки на её длину и находим уклон реки.

Формула уклона реки  , где

H1 – высота у истока,
Н2 – высота у устья,
L – длина реки

Слайд 10. В зависимости от рельефа большинство рек России текут на север. Назовите эти реки?

Слайд 11. Как и все реки мира, реки России делятся на горные и равнинные. По характеру течения большинство рек России относятся к равнинным.

Слайд 12. Они имеют широкие долины, небольшое продольное падение, малые уклоны русел и медленное плавное течение.

Слайд 13. Эти удобны для судоходства.

Слайд 14. Реки горных территорий отличаются узкими долинами. Бурным течением, так как реках часто встречаются пороги и водопады. Горные реки очень богаты гидроэнергией, но мало пригодны для судоходства.

– Давайте вспомним, что называется, режимом реки?

Основным элементом режима реки является её годовой сток, т. е. количество воды, которое река выносит за год. Оно определяется соотношением атмосферных осадков и испаряется на площади бассейна. «Стекает то, что не успело испариться» – писал А.И. Воейков. Измеряют годовой сток в км3. Наибольший сток наблюдается у рек горных областей, на севере Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири и северо-западе Среднесибирского плоскогорья. Именно здесь количество осадков превышает испарение, а на реках пустынного Прикаспия наблюдается минимальный сток.

– По карте в атласе (стр. 16) определите годовой сток Волги, Енисея, Лены, Амура. Какая река является самой многоводной? Самой многоводной рекой страны является Енисей.

– В каком направлении уменьшается сток на территории страны? Чем это объясняется? (С севера на юг, уменьшение осадков и увеличение испаряемости).

– Какой из морских бассейнов имеет наибольший сток, какой наименьший? Почему? (Зависит от площади бассейна).

От климата зависят также и источники питания реки, и внутригодовое распределение стока, т. е. режим реки.
Реки России питаются дождями, талыми снеговыми, ледниковыми и подземными водами. Реки, которые имели бы один источник питания, в природе не существует. В зависимости от преобладающего источника питания находится внутригодовое распределение стока – режим реки.

Слайд 15.

По климатической карте установите, где на Восточно-Европейской равнине выпадает больше всего осадков? (В центральной части).
В  каком направлении количество осадков уменьшается? (К северу и югу).
Почему же, несмотря на одинаковое количество осадков, реки, текущие на запад и север полноводнее южных? (Малое испарении в тундре и многолетняя мерзлота).
Где ещё многолетняя мерзлота занимает большую площадь? (Этим объясняется полноводность сибирских рек).

Задание. Определите изменение соотношения между тремя источниками питания с севера на юг и с запада на восток.

По климатической карте учащиеся устанавливают увеличение роли дождевого питания в западных районах с мягкой зимой, с частыми оттепелями. На востоке муссоны повышают роль дождевого питания. В степях дождевого питания почти нет, т. к. летние дожди впитываются в почву, испаряются и почти не дают стока. В горах возрастает роль снегового и ледникового питания.
В какое время года разливается наша река? Почему?
Это явление называется половодьем.

Слайд 16.

К рекам этого типа относится подавляющее большинство равнинных рек России (карта стр. 16 атласа).

– В какое время года разливается река Амур? Почему?

– В зимнее время реки России покрываются льдом, поэтому питание здесь только грунтовое, и в реках устанавливается устойчиво низкий уровень воды и малый расход.

Слайд 17. Это межень.

Слайд 18. Во влажном субтропическом климате Закавказья во все сезоны выпадают дожди ливневого характера, а реки не покрыты льдом, поэтому возникают резкие, кратковременные подъёмы воды в реке – паводки.

– Реки с летним половодьем, вызванные таянием ледников, поздним таянием снега, характерны для горных территорий.

– Как только наступает время устойчивых отрицательных температур воздуха, реки замерзают. Замерзание реки происходит неравномерно: сначала  лёд образуется на плёсах, затем на перекатах. Реки России замерзают примерно в течение 90 дней.
Проследите по карте атласа этот период.

Вопрос. В каком направлении и почему увеличивается период замерзания рек?

– При таянии льда и взламыванием его весенним половодьем происходит вскрытие реки. Разрушение льда начинается у берегов. Лёд теряет свою прочность, начинаются подвижки, а затем и снос по течению. Так возникает ледоход.

– В суженных участках реки образуются скопления льда – заторы. На больших реках – это грозное явление, разрушающее берега. Не менее грозным явлением являются и наводнения. Но с причинами наводнений мы познакомимся на следующем уроке.

IV. Подведение итогов

Просмотр слайдов с целью закрепления знаний о главных речных системах страны, о влиянии климата и рельефа на главные особенности рек России.

Слайд 16.

Вывод: Реки – сложные природные системы, играющие важную роль в круговороте воды в природе.
Реки – одни из источников пресной воды, артерии жизни.
Сама жизнь!
Но они имеют свой норов, свой ритм жизни, именно поэтому так важно изучать и знать реки, чтобы жить в согласии с ними.

V. Задание на дом

1) § 23 стр.107-114
2) Подготовить материал о наводнениях на Российских реках.