Цели:
- дать детям представление о словах-признаках и их схематическим изображением; учить ставить вопросы к словам-признакам и различать их в ряде других слов;
- развивать умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящих из трех слов (слово-признак + слово-предмет + слово-действие);
- cпособствовать воспитанию любви к животным, формировать культуру речи и умения осуществлять самоконтроль
Оборудование и наглядное пособие:учебники 2009 года, тетради для самостоятельных работ 2009 года, карточки – фишки с условными обозначениями (индивидуальные), мяч, мультимедийная установка, приложение со слайдами.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
II. Актуализация опорных знаний
Учитель поочередно показывает слайды с рисунками: «Голубь летит», «Петух клюёт», «Цыплёнок бежит», «Бабочки летают».
Учитель. Составьте предложение по иллюстрации на слайде по схеме слово – предмет + слово действие. (После того, как ученик скажет составленное предложение, остальные учащиеся выкладывают на партах схему этого предложения) аналогично с другими слайдами. Для проверки Слайд 5)
Каллиграфическая минутка.
Записать на доске и в тетради одно предложение и обратить внимание на каллиграфию.
III. Выявление места и причины затруднений
Например: большой колючий ёж Слайд 6
IV. Построение проекта выхода из затруднений
У. На прошлом уроке мы возвращали животным способность двигаться, а на этом уроке – надо вернуть животным признаки.
V. Реализация построенного проекта
Работа по с. 15 учебника
У. (читает): Теперь, – сказал Ворон, – надо вернуть животным признак. Например: большой колючий ёж Слайд 6
(Дети читают по цепочке слова – названия признаков)
У. (чертит на доске прямоугольник) Слова – названия признаков отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначаются так: (на доске учитель изображает волнистую линию)
Если класс сильный эти сведения дети читают в учебнике и сообщают одноклассникам)
У. Обратите внимание на лису. Она (какая?) рыжая. Заяц (какой?) косолапый, маленький. Вернитесь к списку (учебник стр. 15) из шести животных. Начиная с медведя, примеряйте к ним указанные слова – названия признаков. Можно ли о медведе сказать, что он полосатый? Рыжий? Большой? Дочитайте список слов – названий признаков до конца. Ничего не пропускайте. Потом выберите из списка слова, чтобы рассказать о дятле, еже и других животных. (Работа идет по цепочке, перечитывание слов с целью отработки навыка чтения)
VI. Первичное закрепление во внешней среде
1) Работа с карточками
Открывается слайд 7 Дети
составляют предложение используя слово-признак
Учитель записывает на доске предложение.
Например: Бежит рыжий кот.
Дети выкладывают на своей парте карточки в
соответствии с последовательностью слов в
предложении: слово-действие + слово-признак +
слово-действие.
Учитель подчеркивает все члены предложения,
обращая внимание детей на то, как подчеркиваются
слова-признаки
У. Подчеркиваем волнистой линией. Представим, что на море у нас тихая безветренная погода, а не шторм, поэтому волны у нас маленькие.
2) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе – выполнение упр. 5 (стр. 16 учебник)
У. Помните название 6 животных ? (Тренировка памяти. Для слабых: черно-белая картинка. Предложения расшифровываются сначала устно, а потом письменно, используя слова-названия признаков на предыдущей странице.)
Крупный бурый
3) Динамическая пауза для глаз и на позвоночник
VII. Включение в систему знаний и повторение
Работа по тетради для самостоятельных работ (стр. 8-9)
Задание 1. (отработка навыка работы с условными обозначениями)
У. Что означает число 6 в
прямоугольнике?
Д. Надо вернуться на стр. 6
Пункты 1-2 проверяют дети по доске.
Пункты 3-5 выполняют сначала устно, затем
письменно. (учитель помогает слабым)
Задание 2.
У. Перечитайте слова по цепочке по столбикам. (Cоединение линиями выполняется фронтально)
Задание 3.
Дети читаю стихотворения про себя и вслух (отработка навыка чтения)
У. По каким признакам в природе можно догадаться о том, что наступила весна? Все ли слова вам понятны?
Дети выполняют задания, сильные оказывают помощь слабым по просьбе самих учащихся. Учитель контролирует.
VIII. Итог урока
Игра с мячом. Учитель называет разные слова (предмет, признак, действие) и бросает мячик любому ученику, ребенок должен, возвращая мячик, задать вопрос к данному слову. Например: учитель – кто?, синее – какое?
У. А что вы можете сказать Маше и Мише, о том какие еще есть слова, кроме слов – предметов и слов – действий? Как их обозначаем?