Урок русского языка в 1-м классе "Слова-признаки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать детям представление о словах-признаках и их схематическим изображением; учить ставить вопросы к словам-признакам и различать их в ряде других слов;
  • развивать умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящих из трех слов (слово-признак + слово-предмет + слово-действие);
  • cпособствовать воспитанию любви к животным, формировать культуру речи и умения осуществлять самоконтроль

Оборудование  и наглядное пособие:учебники 2009 года, тетради для самостоятельных работ 2009 года, карточки – фишки с условными обозначениями (индивидуальные), мяч, мультимедийная установка, приложение со слайдами.

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок

II. Актуализация опорных знаний

Учитель поочередно показывает слайды с рисунками: «Голубь летит», «Петух клюёт», «Цыплёнок бежит», «Бабочки летают».

Слайды 1-4

Учитель. Составьте предложение по иллюстрации на слайде по схеме слово – предмет + слово действие. (После того, как ученик скажет составленное предложение, остальные учащиеся  выкладывают на партах схему этого предложения) аналогично с другими слайдами. Для проверки Слайд 5)

Каллиграфическая минутка.

Записать на доске и в тетради одно предложение и обратить внимание на каллиграфию.

III. Выявление места и причины затруднений

Например: большой колючий ёж  Слайд 6

IV. Построение проекта выхода из затруднений

У. На прошлом уроке мы возвращали животным способность двигаться, а на этом уроке – надо вернуть животным признаки.

V. Реализация построенного проекта

Работа по с. 15 учебника

У. (читает): Теперь, – сказал Ворон, – надо вернуть животным признак. Например: большой колючий ёж  Слайд 6

(Дети читают по цепочке слова – названия признаков)

У. (чертит на доске прямоугольник) Слова – названия признаков отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначаются так: (на доске учитель изображает волнистую линию)

Если класс сильный эти сведения дети читают в учебнике и сообщают одноклассникам)

У. Обратите внимание на лису. Она  (какая?) рыжая. Заяц (какой?) косолапый, маленький. Вернитесь к списку (учебник стр. 15) из шести животных. Начиная с медведя, примеряйте к ним указанные слова – названия признаков. Можно ли о медведе сказать, что он полосатый? Рыжий? Большой? Дочитайте  список слов – названий признаков до конца. Ничего не пропускайте. Потом выберите из списка слова, чтобы рассказать о дятле, еже и других животных. (Работа идет по цепочке, перечитывание слов с целью отработки навыка чтения)

VI. Первичное закрепление во внешней среде

1) Работа с карточками

Открывается слайд 7 Дети составляют предложение используя слово-признак
Учитель записывает на доске предложение. Например: Бежит рыжий кот.
Дети выкладывают на своей парте карточки  в соответствии с последовательностью слов в предложении: слово-действие + слово-признак + слово-действие.
Учитель подчеркивает все члены предложения, обращая внимание детей на то, как подчеркиваются слова-признаки

У. Подчеркиваем волнистой линией. Представим, что на море у нас тихая безветренная погода, а не шторм, поэтому волны у нас маленькие.

2) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе – выполнение упр. 5 (стр. 16 учебник)

У. Помните название 6 животных ? (Тренировка памяти. Для слабых: черно-белая картинка. Предложения расшифровываются сначала устно, а потом письменно, используя слова-названия признаков на предыдущей странице.)

Крупный бурый

3) Динамическая пауза для глаз и на позвоночник

VII. Включение в систему знаний и повторение

Работа по тетради для самостоятельных работ  (стр. 8-9)

Задание 1. (отработка навыка работы с условными обозначениями)

У. Что означает число 6 в прямоугольнике?
Д. Надо вернуться на стр. 6

Пункты 1-2 проверяют дети по доске.
Пункты 3-5 выполняют сначала устно, затем письменно. (учитель помогает слабым)

Задание 2.

У. Перечитайте слова по цепочке по столбикам. (Cоединение линиями выполняется фронтально)

Задание 3.

Дети читаю стихотворения  про себя и вслух (отработка навыка чтения)

У. По каким признакам в природе можно догадаться о том, что наступила весна? Все ли слова вам понятны?

Дети выполняют задания, сильные оказывают помощь слабым по просьбе самих учащихся. Учитель контролирует.

VIII. Итог урока

Игра с мячом. Учитель называет разные слова (предмет, признак, действие) и бросает мячик любому ученику, ребенок должен, возвращая мячик, задать вопрос к данному слову. Например: учитель – кто?, синее – какое?

У. А что вы можете сказать Маше и Мише, о том  какие еще есть слова, кроме слов – предметов и слов – действий? Как их обозначаем?

Слайд 8