Цели:
- выявить лучших знатаков по изученной теме;
- развитие умения различать падежи по их признакам, активности мышления;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: веера с названиями падежей; девиз.
Девизы о готовности к уроку:
1в. “Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки”.
2в. “Каждой вещи – своё место”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята.
А девиз у нас какой?
“Всё, что нужно под рукой”.
Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Падежи”. Посмотрим над чем надо ещё поработать по данной теме. Цель нашего урока – выявить знатаков темы “Падежи”. Итоги подведут гости.
2. Игра “Во всех падежах”.
Послушайте стихотворение “Приключения зелёного листа” и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит слово лист.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - зелёному листу.
Лапой хвать зелёный лист
Дескать поиграем.
“Не хочу,”- парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
- Итак, вспомним. Сколько падежей в русском языке?
3. Грамматическая сказка “Откуда пошли названия падежей”.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
4. Игра “Заказ”.
А теперь назовите мне, пожалуйста, четыре любые цифры до 12 (цифры по количеству учеников).
(Дети, стоящие под этими номерами, выходят к доске и срывают лепестки цветка с вопросами и готовятся к ответу).
1 лепесток. Назвать все падежи с вопросами.
2 лепесток. Что такое имя существительное? Как изменяется?
3 лепесток. Просклонять слово синица.
4 лепесток. Разобрать предложение по членам, у существительных указать падежи.
На ветках сохранились гроздья красной рябины.
Остальные работают на карточках (указать падежи у существительных , выделить окончания).
1) В тёмную нору забилась лисица.
Птичка над моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт … .
2) Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
3) Рвать цветы лекго и просто
Детям маленького роста.
Пришёл невод с травою морскою.
4) Росой окропились цветы на полях.
На краю далёком неба
Зорька заалела.
5) Румяной зарёю
Покрылся восток.
Из песни слова не выкинешь.
6) Пушки с пристани палят …
Не зови трусишкой зайца:
Зайцы тоже огрызаются.
7) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела.
На шапочке красной у Тани
Снежинки сложили узор.
8) Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Скажите только курице,
А она - всей улице.
5. Рекламная пауза. Стихотворение “Падежи”.
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познаёт!
- Того, - сказал Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относиться к труду.
О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
6. Самостоятельная работа.
А теперь поработаем все вместе на листочках. Членам жюри нужно выбрать безошибочные работы. Выявить лучших знатаков.
1) Выписать выделенные имена существительные, указать число, род и падеж.
Еремей с дядей Ваней летели над тайгой. Видели медведицу с двумя медвежатами. Видели белку. Она сидела на верхушке кедра и проворно вынимала орешки из шишки.
2) Просклонять по вариантам слова: ветка листок дерево туча
3) Словарная работа. “ Каждый слышит своё слово” (ж.р., м.р., ср.р.)
Багаж, библиотека, хозяйство, мебель, календарь, поле, урожай, село, одежда, магазин, дерево, пшеница, вокзал. зёрнышко, курочка.
4) Разобрать по членам.
На густой ёлке сидит и хлопает глазами совёнок.
7. Сценка “Ленинительный падеж”.
У. А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
А. Ответил он рассерженно.
Л. В том не моя вина,
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я,
Чтоб не учить урок.
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог,
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
У. Да, переделка, кажется
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
Л. Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!
9. Подведение итогов жюри.
10. Домашнее задание: отгадать “Чайнворд” “Имя существительное”.
Литература: В. Волина “Весёлая грамматика”, методическая копилка.
Чайнворд “Имя существительное”
Цель: повторить формообразование некоторых существительных. Все слова в этом чайнворде (в виде буквы С) – существительные. Какие же эти слова?
1. Существительное 1-го склонения, обозначающее неопрятного человека.
2. Существительное женского рода 1-го склонения, синоним выражения “вооружённые силы” в родительном падеже множественного числа.
3. Существительное мужского рода 2-го склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа.
4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованное от существительного медведь.
5. Существительное мужского рода 2-го склонения, с суффиксом -щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень.
6. Существительное женского рода 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа.
7. Существительное женского рода 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа.
8. Существительное мужского рода 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа.
9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс -ен, в родительном падеже множественного числа.
(Ответ: 1. Неряха. 2. Армии. 3. Идолом. 4. Медвежонок. 5. Каменщик. 6. Курице. 7. Елям. 8. Мостов. 9. Времён.)