Русский язык. 3-й класс. "Правописание слов с двумя безударными гласными"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • открыть способ проверки двух безударных гласных;
  • формировать   умение правильного написания слов с безударной гласной;
  • осознавать структуру слова, его лексическое значение;
  • углубить знания учащихся об особенностях проверочных слов;
  • формировать исследовательскую деятельность учащихся, умения анализировать собственную деятельность;
  • развивать умение применять ЗУН в изучении нового материала.

Оборудование:

  • иллюстрации из сказки В.И.Даля «Рукодельница и Ленивица» (Морозко и Рукодельница);
  • Толковый словарь В.И. Даля и 4 копии со страницы из словаря на букву «с»
  • диск «Времена года»;
  • 4 карточки к орфографической работе и по 6 карточек с  однокоренными словами ;
  • маркерная доска;
  • опорные сигналы;
  • 12 листов А3 для опорного сигнала;
  • карточки с однокоренными словами для детей с низким темпом   работы.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности (1 мин.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

– Над какой темой мы начали работу на прошлом уроке? (Безударные  гласные в корне слова.)
– Как д.з. связано с этой темой? (Мы должны были списать стихотворение, вставив пропущенную гласную, и устно подобрать проверочные слова)
– Что вам помогало в работе?  (Правило)
– Как же проверить безударную гласную в корне слова? (Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная оказалась под ударением.

1) Взаимопроверка д.з. по образцу на карточке с проговариванием проверочных слов (2 мин.)

(Ошибки исправляются зелёной ручкой):

Вызвал внезапно учитель к доске,
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл  до утра!
Громко учитель диктует:
– Окно.
Мелом пишу на доске я:
«Акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
–Надо писать через о, через о!..
Мел я в смущенье крошу на куски.
Ох, опозорился я у доски.

– Какое слово ученик написал с ошибкой? (Окно)
– Почему он написал его с ошибкой? (Плохо выучил правило)
– Какое правило забыл ученик? (Безударные гласные в корне слова)
– Как проверить безударную гласную в корне? (Правило)
– Объясните правописание этого слова.
–  Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по сказке, чтобы узнать ещё что-то новое, важное, нужное. Сказка нам в этом будет помогать и план маршрута, который вы видите на доске.

(На доске открывается план)

1. Проверка Д.З.
2. В гостях у сказки.
3. Минутка чистописания.
4. Орфографическая пятиминутка.
5. Говорят знатоки.
6. Могу объяснить.
7. Волшебная книга.
10. Пробую свои силы.
11. Второе задание Морозки. Возвращение домой.

2) В гостях у сказки (2 мин.)

Прочитайте цитату и отгадайте название сказки, которая нам будет помогать на уроке: «Сидит девочка под ёлкой, одежонка на ней ветхая, холодно ей. Вдруг видит – Морозко к ней идёт и спрашивает…»
(Учащиеся должны продолжить предложение и назвать сказку)

«Рукодельница и Ленивица» В.И. Даль (открывается запись на доске).

– Молодцы! В.И.Даль – собиратель русских сказок и пословиц.
– Кто герои сказки? (Рукодельница и Ленивица)
– На кого из героинь сказки вы бы хотели походить? Почему?
– Чему вас научила эта сказка? Какие качества Рукодельницы нам помогут на уроке?
– Ребята, посмотрите на название сказки. Есть ли слова с безударной гласной в названии сказки? (Ленивица).
– Объясните правописание безударной гласной. (Дети находят без. гл. и подбирают проверочное слово)
– Итак, как же найти безуд.гл.? (Обозначить в слове ударение)
– Как проверить безуд. гласную? (Правило)

2. Актуализация знаний

3) Чистописание (3 мин.)

– Кто из героинь сказки мог связать такое кружево? Почему?
– Какие качества и нам помогут сделать так же работу? (Терпение, усердие, аккуратность)

Пальчиковая гимнастика. «Красим забор», «Покорение вершин».

– Оцените свою работу, подчеркните лучшие элементы в работе.
– Посмотрите, как написали ваши друзья.

(Дети встают, подходят к парте товарищей, анализируют работу и называют лучших. После этого и учитель отмечает детей, которые выполнили работу красиво и аккуратно).

4) Орфографическая пятиминутка (5 мин.)

(Работа в группах)

– Посмотрите на запись в  чистописании.
Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные)
– В чём особенность этих звуков? (Они могут над нами подшутить в слабой позиции)
– Что мы должны сделать? (Проверить, подобрав проверочное слово)

Рукодельница рано встаёт, много дел у неё и забот. То воды принеси, то скотинку накорми, то дров наколи. А чтобы ей было веселей работать, она песенку поёт. На листочках слова песни.
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные буквы и выберите карточку с проверочным словом. (Каждому ряду раздаётся по одной карточке со стихотворением и по шесть карточек с однокоренными словами. Дети вставляют букву и выбирают только проверочное слово на карточке)

– На выполнение работы отводится 3 минуты. Желаю успехов, вперёд!

Утро

Румяной зарёю
Покрылся восток.
В с_ле за р_кою
Потух ог_нёк.

 

Реки сёла
Огонь река
Селение огненный

 

По окончании работы, ученики прикрепляют на доску свой листочек вместе с проверочными словами:

  • 1 группа – анализирует первое слово;
  • 2 группа – второе;
  • 3 группа – третье;
  • 4 группа – сравнивает свою работу с другими и оценивает их.

– Что вы сейчас делали?
– Как вы проверяли безударную гласную? (Правило)
– Что помогло проверить её? (Проверочные слова).
– Каким должно быть проверочное слово? (Однокоренным)
– Что вы знаете об однокоренных словах? (Правило)
– Что мы сейчас повторили? Для чего? (Грамотно писать слова)

5) Лексическая работа проводится фронтально. Говорят знатоки (4 мин.)

– Пока мы с вами работали с песенкой, Рукодельница за водицей в колодец пошла. Давайте ей поможем воды в кадушку натаскать. Но кадушка вмещает только три ведра.
Сейчас я назову четыре  слова, а вы выберите только однокоренные к слову «ВОДА», лишнее запишите на маркерную доску и объясните свой выбор ( ученикам с низким темпом работы заранее раздаются листочки с этими словами) :

ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ, ПОДВОДНЫЙ

– Почему это слово лишнее? (Т.к. оно имеет другое значение)
– Где умение подбирать однокоренные слова нам пригодится? (При проверки безударных гласных)

Физминутка «Красивая осанка»

– Давайте прислушаемся

(Звучит композиция «Январь» П.И. Чайковского. Дети в это время завели руки за спинку стула и сидят в течение 1 минуты.)

– Я слышу чьи-то шаги, голоса, шорохи, хруст снега. Это Морозко обходит владенья свои. Идёт да приговаривает:
(Открывается запись на доске. Дети читают про себя, затем вслух.)

В лесу зимой холодной сиротливо.

– Почему Морозко так говорит о лесе? (Скучно в лесу, тихо, птицы улетели, звери попрятались в норы…)
– Что означает слово «СИРОТЛИВО»? (Одиноко)
– Это слово употребляется в предложении в прямом значении или  переносном? (Переносном)
– А когда мы его употребляем в прямом значении? (Люди без родителей, родственников)
– Кого из героев сказки можно назвать сиротой в переносном значении? Почему? (Рукодельницу. Родной отец отвёз в лес на погибель)
– Закройте глаза и мысленно напишите это предложение, проговаривая все слова по слогам

3. Постановка учебной задачи

6) Письмо по памяти проводится индивидуально (3 мин.)

– записать это предложение по памяти, проверить;
– 1 ученик у доски, остальные в тетрадях обозначают в словах ударение, выделяют безударную гласную, устно подбирают проверочные слова;
– анализ работы.

– К каким словам вы быстро подобрали проверочные слова? (В лесу, зимой, холодной)
– Почему? (Одна безударная гласная)
– В каком слове встретили затруднение? Почему? иротливо. Две безударных гласных)
– Чего же мы ещё не знаем? (Как проверять в словах две безударные гласные)
– Чему будем учиться? (Правильно подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными)
– Назовите тему нашего урока.
– А для чего мы этому должны научиться? (Грамотно писать слова)

4. «Открытие нового знания»

7) Поисково-исследовательская работа в группах (10 мин.)

– Итак, как мы проверяем в словах одну безударную гласную?

Дети:

«Если гласный вызвал сомненье,
Ты его немедленно ставь под ударенье!»

– А можем ли мы одновременно проверить две безударных гласных? Почему? Что же делать? (Надо сначала проверить одну безударную гласную)
– Какую гласную удалось проверить? («О»)
– Запишите проверочное слово в тетрадь. (Сиротка, сироты)
– Сколько гласных осталось проверить? Какую? (Одну. «И»)
– Что надо сделать?

Дети:

«Ударенье над гласным
Поможет сделать букву ясной!»

– Значит продолжаем искать проверочное слово для буквы «И».

Дети устно называют слова, выделяя ударный звук. Открываются слова на доске:

СИРОТИНУШКА, СИРОТЛИВАЯ

– Помогут ли нам эти слова? Почему? (Нет. «И» – безударная гласная)
– Что же делать? А помните, я говорила, что сказка нам будет помогать? Настал и её черёд.
Пока мы с вами строили проект выхода из затруднения, Морозко увидев Рукодельницу, спросил её: … (Мальчики  проговаривают его слова)
– А что ответила девочка? (А девочки слова Рукодельницы)
– Морозко удивился такой скромности, доброте девушки и отблагодарил её за это. Дал золота, серебра и волшебную книгу. (Учитель показывает толковый словарь)
– Что это за книга? Для чего нужна?
– В.И.Даль не только собирал русские сказки и пословицы, но ещё и старинные слова. В этом словаре в алфавитном порядке записаны устаревшие слова, а рядом их значение.
Книга учит, помогает, подсказывает. Может этот словарь нам поможет найти родственные слова к слову «СИРОТЛИВО»?

Физминутка.  Упражнения на разгрузку глаз.

Каждой группе раздаётся копия со страницы словаря на букву «С».

Задание: В течение двух минут найти проверочное слово и записать на маркерную доску, обозначить ударение и подчеркнуть ударную гласную.
– Почему вы выписали слово «СИРАЯ»? (Ударная гласная «И»)
– Почему это слово является проверочным, ведь корень слова изменился? Сколько значений у этого слова? (Два. Обозначает бедный, одинокий и ставший сиротой, а корень изменился, т.к. это устаревшее слово)
– А это и есть переносное значение слова «СИРОТЛИВО».

5. Первичное закрепление

– Удалось нам проверить вторую безударную гласную? Как вы это сделали?
– Изменился ли способ проверки? (Нет) Как же проверить в слове две безударные гласные?

(Дети проговаривают все этапы работы).

8) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин. + 2 мин. на проверку)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

1 уровень для детей с низким темпом работы.

На карточке вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу.

Г_л_ва, м_л_дёжь, к_п_ровка, к_р_шок.

Головы, головка, молодость, молоденький,  копия, копировать, корень, коренья.

2 уровень для детей со средним темпом работы

На карточке вставить в словах пропущенные гласные, используя внизу проверочные слова. Графически показать проверочное слово. (Ударение, подчеркнуть гласную)

Г_л_ва, м_л_дёжь, к_п_ровка, к_р_шок.

Молодость, головы, корень, молоденький, копирка, коренья, головка, копия

3 уровень для детей с высоким темпом работы.

На карточке вставить в словах пропущенные буквы, устно подобрав проверочные слова.

Г_л_ва, м_л_дёжь, к_п_ровка, к_р_шок.

Самопроверка по образцу на доске (Открывается крыло доски и дети проверяют работу, зелёной ручкой исправляют ошибки)
– У кого есть ошибки? Что это значит? (Надо еще потренироваться и выучить правило)
– У кого нет ошибок?
– Вы молодцы

6. Итог урока (2 мин.)

Задание Морозки. К уроку вн. чтения  найти русскую народную сказку «Морозко», прочитать, найти сходства и отличия со сказкой «Рукодельница и Ленивица»В.И.Даля

– Какую задачу ставили перед собой? (Научится проверять в словах две безударные гласные)
– Удалось решить поставленную задачу? (Да)
– Каким способом?(Мы сначала выяснили чего мы ещё не знаем, а затем сами нашли способ).
– Какие получили результаты?
– В начале урока вы сказали, что хотите быть похожи на Рукодельницу. Какие качества вам помогли преодолеть затруднения? (Старание, усердие, трудолюбие)
– Спасибо за работу. Урок окончен.