Цели:
- открыть способ проверки двух безударных гласных;
- формировать умение правильного написания слов с безударной гласной;
- осознавать структуру слова, его лексическое значение;
- углубить знания учащихся об особенностях проверочных слов;
- формировать исследовательскую деятельность учащихся, умения анализировать собственную деятельность;
- развивать умение применять ЗУН в изучении нового материала.
Оборудование:
- иллюстрации из сказки В.И.Даля «Рукодельница и Ленивица» (Морозко и Рукодельница);
- Толковый словарь В.И. Даля и 4 копии со страницы из словаря на букву «с»
- диск «Времена года»;
- 4 карточки к орфографической работе и по 6 карточек с однокоренными словами ;
- маркерная доска;
- опорные сигналы;
- 12 листов А3 для опорного сигнала;
- карточки с однокоренными словами для детей с низким темпом работы.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности (1 мин.)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
– Над какой темой мы начали работу на прошлом
уроке? (Безударные гласные в корне слова.)
– Как д.з. связано с этой темой? (Мы должны были
списать стихотворение, вставив пропущенную
гласную, и устно подобрать проверочные слова)
– Что вам помогало в работе? (Правило)
– Как же проверить безударную гласную в корне
слова? (Надо подобрать такое однокоренное
слово, чтобы гласная оказалась под ударением.
1) Взаимопроверка д.з. по образцу на карточке с проговариванием проверочных слов (2 мин.)
(Ошибки исправляются зелёной ручкой):
Вызвал внезапно учитель к доске,
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует:
– Окно.
Мелом пишу на доске я:
«Акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
–Надо писать через о, через о!..
Мел я в смущенье крошу на куски.
Ох, опозорился я у доски.
– Какое слово ученик написал с ошибкой? (Окно)
– Почему он написал его с ошибкой? (Плохо
выучил правило)
– Какое правило забыл ученик? (Безударные
гласные в корне слова)
– Как проверить безударную гласную в корне? (Правило)
– Объясните правописание этого слова.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы
отправляемся в путешествие по сказке, чтобы
узнать ещё что-то новое, важное, нужное. Сказка
нам в этом будет помогать и план маршрута,
который вы видите на доске.
(На доске открывается план)
1. Проверка Д.З.
2. В гостях у сказки.
3. Минутка чистописания.
4. Орфографическая пятиминутка.
5. Говорят знатоки.
6. Могу объяснить.
7. Волшебная книга.
10. Пробую свои силы.
11. Второе задание Морозки. Возвращение домой.
2) В гостях у сказки (2 мин.)
Прочитайте цитату и отгадайте название сказки,
которая нам будет помогать на уроке: «Сидит
девочка под ёлкой, одежонка на ней ветхая,
холодно ей. Вдруг видит – Морозко к ней идёт и
спрашивает…»
(Учащиеся должны продолжить предложение и
назвать сказку)
«Рукодельница и Ленивица» В.И. Даль (открывается запись на доске).
– Молодцы! В.И.Даль – собиратель русских сказок
и пословиц.
– Кто герои сказки? (Рукодельница и Ленивица)
– На кого из героинь сказки вы бы хотели
походить? Почему?
– Чему вас научила эта сказка? Какие качества
Рукодельницы нам помогут на уроке?
– Ребята, посмотрите на название сказки. Есть ли
слова с безударной гласной в названии сказки? (Ленивица).
– Объясните правописание безударной гласной. (Дети
находят без. гл. и подбирают проверочное слово)
– Итак, как же найти безуд.гл.? (Обозначить в
слове ударение)
– Как проверить безуд. гласную? (Правило)
2. Актуализация знаний
3) Чистописание (3 мин.)
– Кто из героинь сказки мог связать такое
кружево? Почему?
– Какие качества и нам помогут сделать так же
работу? (Терпение, усердие, аккуратность)
Пальчиковая гимнастика. «Красим забор», «Покорение вершин».
– Оцените свою работу, подчеркните лучшие
элементы в работе.
– Посмотрите, как написали ваши друзья.
(Дети встают, подходят к парте товарищей, анализируют работу и называют лучших. После этого и учитель отмечает детей, которые выполнили работу красиво и аккуратно).
4) Орфографическая пятиминутка (5 мин.)
(Работа в группах)
– Посмотрите на запись в чистописании.
– Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные)
– В чём особенность этих звуков? (Они могут над
нами подшутить в слабой позиции)
– Что мы должны сделать? (Проверить, подобрав
проверочное слово)
Рукодельница рано встаёт, много дел у неё и
забот. То воды принеси, то скотинку накорми, то
дров наколи. А чтобы ей было веселей работать, она
песенку поёт. На листочках слова песни.
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные
буквы и выберите карточку с проверочным словом. (Каждому
ряду раздаётся по одной карточке со
стихотворением и по шесть карточек с
однокоренными словами. Дети вставляют букву и
выбирают только проверочное слово на карточке)
– На выполнение работы отводится 3 минуты. Желаю успехов, вперёд!
Утро Румяной зарёю |
Реки | сёла |
Огонь | река |
Селение | огненный |
По окончании работы, ученики прикрепляют на доску свой листочек вместе с проверочными словами:
- 1 группа – анализирует первое слово;
- 2 группа – второе;
- 3 группа – третье;
- 4 группа – сравнивает свою работу с другими и оценивает их.
– Что вы сейчас делали?
– Как вы проверяли безударную гласную? (Правило)
– Что помогло проверить её? (Проверочные
слова).
– Каким должно быть проверочное слово? (Однокоренным)
– Что вы знаете об однокоренных словах? (Правило)
– Что мы сейчас повторили? Для чего? (Грамотно
писать слова)
5) Лексическая работа проводится фронтально. Говорят знатоки (4 мин.)
– Пока мы с вами работали с песенкой,
Рукодельница за водицей в колодец пошла. Давайте
ей поможем воды в кадушку натаскать. Но кадушка
вмещает только три ведра.
Сейчас я назову четыре слова, а вы выберите
только однокоренные к слову «ВОДА», лишнее
запишите на маркерную доску и объясните свой
выбор ( ученикам с низким темпом работы заранее
раздаются листочки с этими словами) :
ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ, ПОДВОДНЫЙ
– Почему это слово лишнее? (Т.к. оно имеет
другое значение)
– Где умение подбирать однокоренные слова нам
пригодится? (При проверки безударных гласных)
Физминутка «Красивая осанка»
– Давайте прислушаемся
(Звучит композиция «Январь» П.И. Чайковского. Дети в это время завели руки за спинку стула и сидят в течение 1 минуты.)
– Я слышу чьи-то шаги, голоса, шорохи, хруст
снега. Это Морозко обходит владенья свои. Идёт да
приговаривает:
(Открывается запись на доске. Дети читают про
себя, затем вслух.)
В лесу зимой холодной сиротливо.
– Почему Морозко так говорит о лесе? (Скучно в
лесу, тихо, птицы улетели, звери попрятались в
норы…)
– Что означает слово «СИРОТЛИВО»? (Одиноко)
– Это слово употребляется в предложении в прямом
значении или переносном? (Переносном)
– А когда мы его употребляем в прямом значении? (Люди
без родителей, родственников)
– Кого из героев сказки можно назвать сиротой в
переносном значении? Почему? (Рукодельницу.
Родной отец отвёз в лес на погибель)
– Закройте глаза и мысленно напишите это
предложение, проговаривая все слова по слогам
3. Постановка учебной задачи
6) Письмо по памяти проводится индивидуально (3 мин.)
– записать это предложение по памяти,
проверить;
– 1 ученик у доски, остальные в тетрадях
обозначают в словах ударение, выделяют
безударную гласную, устно подбирают проверочные
слова;
– анализ работы.
– К каким словам вы быстро подобрали
проверочные слова? (В лесу, зимой, холодной)
– Почему? (Одна безударная гласная)
– В каком слове встретили затруднение? Почему? (Сиротливо.
Две безударных гласных)
– Чего же мы ещё не знаем? (Как проверять в
словах две безударные гласные)
– Чему будем учиться? (Правильно подбирать
проверочные слова к словам с двумя безударными
гласными)
– Назовите тему нашего урока.
– А для чего мы этому должны научиться? (Грамотно
писать слова)
4. «Открытие нового знания»
7) Поисково-исследовательская работа в группах (10 мин.)
– Итак, как мы проверяем в словах одну безударную гласную?
Дети:
«Если гласный вызвал сомненье,
Ты его немедленно ставь под ударенье!»
– А можем ли мы одновременно проверить две
безударных гласных? Почему? Что же делать? (Надо
сначала проверить одну безударную гласную)
– Какую гласную удалось проверить? («О»)
– Запишите проверочное слово в тетрадь. (Сиротка,
сироты)
– Сколько гласных осталось проверить? Какую?
(Одну. «И»)
– Что надо сделать?
Дети:
«Ударенье над гласным
Поможет сделать букву ясной!»
– Значит продолжаем искать проверочное слово для буквы «И».
Дети устно называют слова, выделяя ударный звук. Открываются слова на доске:
СИРОТИНУШКА, СИРОТЛИВАЯ
– Помогут ли нам эти слова? Почему? (Нет. «И» –
безударная гласная)
– Что же делать? А помните, я говорила, что сказка
нам будет помогать? Настал и её черёд.
Пока мы с вами строили проект выхода из
затруднения, Морозко увидев Рукодельницу,
спросил её: … (Мальчики проговаривают его
слова)
– А что ответила девочка? (А девочки слова
Рукодельницы)
– Морозко удивился такой скромности, доброте
девушки и отблагодарил её за это. Дал золота,
серебра и волшебную книгу. (Учитель показывает
толковый словарь)
– Что это за книга? Для чего нужна?
– В.И.Даль не только собирал русские сказки и
пословицы, но ещё и старинные слова. В этом
словаре в алфавитном порядке записаны
устаревшие слова, а рядом их значение.
Книга учит, помогает, подсказывает. Может этот
словарь нам поможет найти родственные слова к
слову «СИРОТЛИВО»?
Физминутка. Упражнения на разгрузку глаз.
Каждой группе раздаётся копия со страницы словаря на букву «С».
Задание: В течение двух минут найти
проверочное слово и записать на маркерную доску,
обозначить ударение и подчеркнуть ударную
гласную.
– Почему вы выписали слово «СИРАЯ»? (Ударная
гласная «И»)
– Почему это слово является проверочным, ведь
корень слова изменился? Сколько значений у этого
слова? (Два. Обозначает бедный, одинокий и
ставший сиротой, а корень изменился, т.к. это
устаревшее слово)
– А это и есть переносное значение слова
«СИРОТЛИВО».
5. Первичное закрепление
– Удалось нам проверить вторую безударную
гласную? Как вы это сделали?
– Изменился ли способ проверки? (Нет) Как же
проверить в слове две безударные гласные?
(Дети проговаривают все этапы работы).
8) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин. + 2 мин. на проверку)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
1 уровень для детей с низким темпом работы.
На карточке вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу.
Г_л_ва, м_л_дёжь, к_п_ровка, к_р_шок. Головы, головка, молодость, молоденький, копия, копировать, корень, коренья. |
2 уровень для детей со средним темпом работы
На карточке вставить в словах пропущенные гласные, используя внизу проверочные слова. Графически показать проверочное слово. (Ударение, подчеркнуть гласную)
Г_л_ва, м_л_дёжь, к_п_ровка, к_р_шок. Молодость, головы, корень, молоденький, копирка, коренья, головка, копия |
3 уровень для детей с высоким темпом работы.
На карточке вставить в словах пропущенные буквы, устно подобрав проверочные слова.
Г_л_ва, м_л_дёжь, к_п_ровка, к_р_шок. |
Самопроверка по образцу на доске (Открывается
крыло доски и дети проверяют работу, зелёной
ручкой исправляют ошибки)
– У кого есть ошибки? Что это значит? (Надо еще
потренироваться и выучить правило)
– У кого нет ошибок?
– Вы молодцы
6. Итог урока (2 мин.)
Задание Морозки. К уроку вн. чтения найти русскую народную сказку «Морозко», прочитать, найти сходства и отличия со сказкой «Рукодельница и Ленивица»В.И.Даля
– Какую задачу ставили перед собой? (Научится
проверять в словах две безударные гласные)
– Удалось решить поставленную задачу? (Да)
– Каким способом?(Мы сначала выяснили чего мы ещё
не знаем, а затем сами нашли способ).
– Какие получили результаты?
– В начале урока вы сказали, что хотите быть
похожи на Рукодельницу. Какие качества вам
помогли преодолеть затруднения? (Старание,
усердие, трудолюбие)
– Спасибо за работу. Урок окончен.