Нарушения речи есть практически у всех учащихся С(К)ОУ VIII вида. Речевое развитие младших школьников с особыми образовательными потребностями страдает по всем компонентам языковой системы: присутствуют нарушения просодии, звукопроизношение нарушено по полиморфному типу, словарный запас крайне беден, фонематические процессы развиты на низком уровне, в высказываниях детей много аграмматизмов, связная речь затруднена.
Учитель-логопед стремится на каждом занятии решать несколько задач по всестороннему развитию речи логопатов школы-интерната, включает как можно больше анализаторов в активную работу, коррекционная работа строится на положительном настрое, позитивном отношении к детям, создании ситуаций успеха для обучающихся и воспитанников с нарушением интеллекта.
Также важна тщательная подготовка и отбор
дидактического и речевого материала,
наглядности, методов и приемов
коррекционно-развивающей работы.
И в итоге дети с удовольствием посещают
логопедические занятия, преодолевают свои
речевые изъяны, активно участвуют в общешкольных
выступлениях, радуются своим достижениям и
успехам одноклассников.
Цель и задачи:
- закреплять нормированное произношение звука л в слогах, словах;
- уточнять и активизировать знания детей по данной теме;
- развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику пальцев рук;
- развивать зрительную память и зрительное внимание, логическое мышление;
- развивать сильный, длительный и плавный выдох во время речи;
- развивать фонематический слух на материале слов: баклажан, лук, свёкла, картофель;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Оборудование: индивидуальные зеркала, текст артикуляционная гимнастика «У дедушки с бабушкой», су-джок тренажеры: «Каштанчик», предметные картинки: картофель, огурец, баклажан, лук, свёкла, помидор (общие и индивидуальные), стихотворение О. Крупенчук «Огород», алгоритм описательного рассказа «Фрукты-овощи».
План занятия:
1. Организациионый момент
2. Самомассаж пальцев рук
3. Развитие речевого дыхания
4. Артикуляционная гимнастика
5. Закрепление звука в слогах
6. Объявление темы занятия
7. Развитие зрительной памяти и внимания
8. Сюрпризный момент
9. Развитие стереогнозиса
10. Развитие мелкой моторики рук
11. Развитие ритмического чувства
12. Формирование лексико-грамматической стороны
речи
13. Развитие фонематического слуха на лексическом
материале
14. Домашние задание
15. Итог занятия
Методические приемы: упражнения для развития речевого дыхания и ритмического чувства с объяснением логопеда, активная артикуляционная гимнастика, анализ предметов на полисенсорной основе, действия по образцу, составление описательного рассказа по алгоритму, мелкой мускулатуры пальцев рук, артикуляционная гимнастика по показу логопеда, упражнения для развития фонематического слуха: упражнение в определении последовательности и количестве звуков в словах.
Речевой материал:
- Имена существительные: чеснок, перец, томат, кабачок, тыква, горошек, индюшка, величина, баклажан, салат, ладоши, свёкла, блюдце
- Имена прилагательные: слоговая, круглый, овальный, гладкий, внимательные
- Глаголы: лопнул, квасили, увозили, остудили, прополощем, обметала.
Подготовка конспекта занятия:
А) Литература:
- О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. СПб изд.дом ЛИТЕРА, 2003
- Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах:Кн. для логопеда, – М.: Гуманит. изд. Дом ВЛАДОС, 1999
- Парамонова Н.М. Логопедия для всех. – СПб.: 2004
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.М: Педагогика, 1977
- Трубникова Н.М. Практическая логопедия: Учеб.-метод. Пособие/ Урал.гос.пед. университет. – Екатеринбург, 2002
Б) Самостоятельная работа
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1. Организациионый момент
2. Самомассаж пальцев рук
3. Развитие речевого дыхания
4. Артикуляционная гимнастика
5. Закрепление звука в слогах
6. Объявление темы занятия
7. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания
8. Сюрпризный момент
9. Развитие стереогнозиса
10. Развитие мелкой моторики рук 11. Развитие ритмического чувства
12. Формирование лексико-грамматической стороны речи 13. Развитие фонематического слуха на лексическом материале 14. Домашние задание
15. Итог занятия |
Ребята, сегодня нас ждет интересное
путешествие! А к каждому путешествию нужно
готовиться. Сначала приготовим и разогреем
наши руки, сделаем гимнастику для пальчиков.
Возьмите каштанчики. Вырос у нас чесночок, Чтобы в дороге было веселей, надуем воздушные
шары. Толстые внуки приехали в гости,
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик с вареньем малиновым, вкусным.
Дедушка сделал для внуков качели, Мы приготовились и отправляемся в путь. Что изменилось? Нам предстоит вспомнить цвет, величину, форму,
вкус разных овощей. Хорошо, разложите свои карточки в такой же
последовательности. Что выложил Женя? Как у
Тани? Проверьте: помидор, огурец, баклажан,
лук. (Называю и сразу снимаю картинку с доски)
Подойдите ко мне, возьмитесь за руки, и мы отправимся дальше. Ой, что это? (Выношу предмет на середину кабинета). Присядьте. Интересно, что же в этом чудесном мешочке? Что же вы увидели? Давайте проверим. Сначала попробую я, вдруг там
что-то опасное? (Обследую предмет и называю его)
Посмотрите я угадала? (Достаю овощ), а теперь вы
попробуйте. Возьмите овощ, который вам нравится, и садитесь за парту. Раскрасьте контур выбранного овоща за 1 минуту. Давайте засолим капусту на зиму. Мы капусту рубим, рубим, Идем дальше. Сейчас мы превратимся в настоящих
писателей. Можно я первая расскажу вам свой
рассказ (предлагаю образец описательного
рассказа) Расскажите, что вы придумали. И последнее задание на нашем пути. Проверим, кто самый внимательный. Я буду произносить слова, а вы хлопать в ладоши тогда, когда услышите слова со звуком л. В классе вы придумаете рассказы о других овощах и поделитесь ими со своими одноклассниками. А также поиграете в «Будь внимательным» Кто не успел раскрасить, возьмите свои работы в класс. Мне было интересно с вами путешествовать. Таня правильно отвечала на вопросы. Женя красиво раскрасил овощ. У Люды был хороший рассказ. Ваня старательно выполнял все задания. А что вам понравилось? Что было нового, интересного? Я прощаюсь с вами, но путешествие продолжается: в классе вас ждет сюрприз. А что было в классе, вы расскажите на следующем занятии: в пятницу. До встречи! |
Слушают.
Выполняют движения: зобводят пальчик и ведут от ногтевой фаланги до основания пальца (начинают с правой руки)
Имитируют надувание воздушных шаров Наши губы, язык, маленький язычок, голосовые
складки. Поочередное надувание щек, воздух не проходит. «Качели» Поцокать языком. Хоровое и индивидуальное чтение слогов.
Появились новые карточки.
Все ученики называют карточки и называют
обобщающее слово: «Овощи» Дети встают, берут друг друга за руки и выполняют действия за логопедом. Ничего не видно. Разные овощи. Яблоко, оно не овощ. Резкие движения ладонями вверх – вниз. Пальцы интенсивно сжимают кулаки (в такт
ударным слогам) Игра: «Будь внимательным»
Рассказывают и отвечают на вопросы, выделяют положительные и трудные моменты. |