Цели:
- Закрепить изученные случаи сложения и вычитания в пределах 10, сравнение чисел и выражений; формировать умения анализировать и решать задачи, составлять новые задачи, изменяя вопрос.
- Развивать познавательную активность учащихся, мышление, воображение, память, внимание, умение работать сообща, парами, коллективно.
- Воспитывать любознательность, заинтересованность, взаимовыручку, дружбу.
Оборудование: картинки планет, звезды, ракета, карточки, раздаточный материал, таблицы, ИКТ.
ХОД УРОКА
I. Мотивационно-подготовительный момент
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд!
II. Постановка темы и актуализация знаний
– Ребята, сегодня мы с вами совершим
космическое путешествие в звездное небо на
ракете "Дружба". Почему так называется
ракета, скажете в конце урока. Мы побываем с вами
на планетах Солнечной системы и выполним
задания, которые они нам подготовили.
2011 год – объявлен годом космонавтики.
– Кто был первым космонавтом? (Ю. А. Гагарин)
–12 апреля 1961 года впервые в мире Ю.А. Гагарин
совершил полет вокруг земного шара на корабле
«Восток». В этом году 50 лет первого полета в
космос.
III. Устный счет
– Перед вами звездное небо. Был звездопад, упали 3 звездочки.
1) Индивидуальная работа (звездочки – задания)
2) Фронтальная работа
Звезды падали и перепутались, их нужно расставить по порядку.
а) Игра “ Не ошибись”
Счет прямой (хором).
– Итак, к полету готовы? Начинаем отсчет.
Счет обратный “цепочкой”. Полетели!
б) Игра “Давайте посчитаем”
Вокруг солнца вращаются планеты. Давайте их посчитаем. Счет планет (8). Совсем недавно их было 9. Плутон лишили статуса планеты, т.к. очень маленького размера.
– Найдите ближайшую к Солнцу планету (Меркурий)
– Какая по счету от Солнца наша планета Земля? (3)
– Какая планета находится за Ураном? (Нептун)
– Перед Юпитером? (Марс)
– Между Сатурном и Нептун? (Уран)
– Мы побываем на каждой планете и выполним
задания, которые они вам приготовили.
в) Арифметический диктант (Меркурий).
– Запишите натуральный ряд чисел. Что вы о нем
знаете? (числа от 1 до бесконечности, 0 не входит).
Каждое последующее число на 1 больше, каждое
предыдущее на 1 меньше.
– Найти сумму чисел 7и 3 (10) - красным
– Увеличить 6 на 2 (8) - зеленым
– Уменьшить 5 на 3 (2) - синим
– Найти разность чисел 6 и 3 (3) - желтым
– Сколько будет 9 – 9 + 1 (1) - коричневый
г) Проверка с сигнальными карточками (1 уч-ся комментирует).
У кого ошибок нет, получает звездочку.
д) Ракета “Дружба” (Состав числа 9) (Венера).
– Составьте примеры на сложение.
– Прочитайте по разному.
е) Проверка индивидуальной работы.
IV. Работа по теме урока
1) Практическая работа (Земля)
а) Положите 4 кружка красного цвета и 3 кружка зеленого. Сколько всего?
Запишите пример (4 + 3 = 7). Прочитайте по разному.
– Как называются числа при сложении?
– Каких кружков больше и на сколько?
– Как узнать на сколько одно число больше или
меньше другого?
б) Сколько кружков было? (7)
Уберите 4 красных. Сколько осталось?(3)
– Как получили 3? (7-4)
– Как называются числа при вычитании?
в) Положите кружки обратно. Сколько всего?
Уберите 3 зеленых. Сколько осталось? ?(4)
– Как получили? (7-3)
– Какое число самое большое?
– Как оно называется?
– Как найти уменьшаемое?
2) Дифференцированная работа “Заполни таблицу”(Марс).
Слагаемое | 3 | 5 | 1 | 4 | |
Слагаемое | 6 | 2 | 3 | 6 | |
Сумма | 7 | 6 | |||
10 | 5 | 7 | 5 | 9 | |
9 | 6 | 9 | 7 | 8 | |
8 | 9 | 8 | 4 | 10 |
– Выбрать правильный ответ (сильные уч-ся)
– Записать ответы (средний уровень)
Слагаемое | 3 | 5 | 1 | 4 | |
Слагаемое | 6 | 2 | 3 | 6 | |
Сумма | 7 | 6 |
3) Взаимопроверка. Проверить по компьютеру.
За правильные ответы – звездочка.
4) Работа по учебнику (Юпитер).
Взаимосвязь сложения и вычитания с.37 №1 (устно)
5) Самостоятельная работа с.37 №4. (1 пример с комментированием)
Сравнить число и выражение.
6) Самопроверка (за правильный ответ – звездочка).
V. Физультминутка “Самолет”
VI. Работа над задачами (Сатурн)
1) Блицтурнир:
– Саша нарисовал 5 звездочек, а Коля на 3
звездочки меньше. Сколько звездочек нарисовал
Коля?
– В аэропорту стояло 6 самолетов, к ним прилетели
еще 2 самолета. Сколько всего стало самолетов в
аэропорту?
– В самолете летели 9 парашютистов, несколько
прыгнули с парашютом. Сколько парашютистов
осталось в самолете?
2) Задача с недостающими данными
– Вам понятно условие задачи? Почему? (Не
хватает данных).
– Давайте вставим данные и решим задачу по
краткой записи
Было – 9 ч.
Прыгнули – 3 ч.
Осталось– ? ч.
– Кто знает как решать задачу?
– Сделайте схематический рисунок к задаче и
решите ее.
– А остальные работают по схеме
"Помогайка".
3) Анализ задачи:
– условие
– вопрос
– решение
– ответ
4) Составить задачи по рисунку и решить устно (таблица).
5) Составить новую задачу, изменив вопрос, чтобы задача решалась другим действием.
VII. Работа в тетради на печатной основе (с. 16 № 4, 5) (Уран)
№4, 5 – самостоятельно;
– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась действием вычитания (устно).
№6 – коллективно.
VIII. Проверка с / р (сигналы)
IX. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Проведем друзья сейчас
Мы гимнастику для глаз.
Вправо, влево посмотрели
Глазки все повеселели.Снизу вверх и сверху вниз
Ты, хрусталик, не сердись.
Мы не будем циркуль брать
Будем взглядом круг писать!Повторить так 8 раз
Лучше будет видеть глаз.
X. Геометрический материал (Комета)
Прилетела комета и оставила за собой хвост. У каждого из вас на столе лежат полоски. Измерьте длину полоски и начертите в тетрадь отрезок такой же длины, как полоска.
XI. Логические задачи (Нептун)
1) Из счетных палочек выложить имя мальчика Толя.
– Как переложить 1 палочку, чтобы мужское имя превратилось в женское (Юля).
2) Задача на смекалку (учебник с. 37).
XII. Итог
– Итак, мы с вами возвращаемся с космического путешествия. Давайте подсчитаем звездочки и прикрепим их на наше звездное небо. Комета приблизилась близко к солнцу и оставила хвост: Молодцы! Победила дружба! И ракета наша – Дружба. Догадались почему?
XIII. Рефлексия
– Если вы довольны своей работой, то зажгите
зеленый сигнал.
– Если не понравилась работа, то красный.
– Урок окончен. Спасибо!