В условиях внедрения современных технологий во все сферы современного общества, задача освоения и приобретения соответствующих знаний школьным учителем становится все более актуальной. В связи с увеличением информационного потока и развитием ИКТ в методике преподавания школьных дисциплин помимо традиционных классических средств обучения появляются новые электронные средства обучения. При проведении урока с использованием средств информационных технологий учитель может предложить учащимся познакомиться с новой темой и проверить свои знания при помощи контрольных заданий.
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно–образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.
Включение компьютерных технологий в процесс обучения становится необходимым и неизбежным. Применение информационных технологий и средств мультимедиа преобразовывает систему современного образования, делая необходимым интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика, адаптируясь к индивидуальным возрастным особенностям, повышая творческий потенциал и независимость учителя.
(Слайд 1. Приложение 1)
Цель урока: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике, закрепить умения составлять две суммы и две разности к рисунку, закрепить изученные случаи сложения и вычитания, сравнения однозначных чисел; развивать внимание, логическое мышление, память, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность; воспитывать позитивное отношение к урокам математики.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с задачами в стихах, раздаточный счетный материал (по 2 треугольника и по 3 квадрата на каждого учащегося), картинки с изображениями Маши и Миши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока
– Ребята, наша знакомая Маша приготовила сегодня для Миши много нового и интересного. Но вы же знаете, что Миша еще мал и ему нужна ваша помощь, чтобы выполнить все задания Маши. А еще Маша приготовила загадку о слагаемых, и мы вместе с Мишей постараемся ее разгадать.
III. Повторение пройденного. Устный счет
1. Работа у доски группы учащихся.
а) Найти значения сумм и разностей. б) Сравнить выражения.
4 + 2 =
3
+ 1
=
6 – 2 * 6 – 1 – 1
5 + 3 * 5 +
1 + 1 + 1
3 – 1 – 1
=
5 + 1 + 1
=
4 + 1 + 1 * 3 + 3
8 – 1 – 1 * 4 + 2
7 + 1 + 1 + 1
=
8 – 1 – 1 – 1 =
2. Геометрический материал
– Рассмотрите внимательно картинку (Слайд 2. Приложение 1, все картинки на слайде появляются последовательно автоматически) Что изображено? Из каких геометрических фигур состоят цыплята, солнце?
Аналогичная работа по слайду 3 Приложение 1 (все картинки на слайде появляются автоматически)
– Кто изображен на картинке? Где живут пингвины? Из каких геометрических фигур составлена картинка? На какую фигуру похожа льдина? (Многоугольник).
2.Арифметическая пятиминутка. Поставить правильный знак <, >, =. (Слайд 4. Приложение 1, записи появляются автоматически, после устных вычислений каждого выражения ответ, записанный красным и знаки<, >, = появятся по щечку мыши каждый).
– Как будем сравнивать? (Сначала нужно вычислить: от 6 отнять 1 получится 5, от 5 отнять 1 получится 4. от 5 отнять 2 получится 3. Теперь сравним полученные числа: 4 больше, чем 3)
Обратить внимание учащихся на третью строку.
– Можно ли в этом выражении поставить знак, не вычисляя его? (7 – 3 меньше, чем 7 + 3, так как при вычитании число7 уменьшилось на 3 единицы, а при сложении – увеличилось на 3 единицы).
3. Задачи в стихах
а) Слайд 5 Приложение 1 – 5 голубей появляются автоматически, следующие два – по щелчку.
Пять голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5 + 2 = 7)
б) Слайд 6. Приложение 1 – 7 кошек появляются автоматически, 1 по щелчку.
Семь малюсеньких котят,
Что дают им – все едят.
А один – сметаны просит.
Сколько же котяток? (7 + 1 = 8)
в) Слайд 7. Приложение 1. Собаки появляются последовательно автоматически, две косточки перемещаются по щелчку.
Шесть косточек из кухни
Шарик притащил.
Две самые большие другу подарил.
Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика
Осталось костей? (6 – 2 = 4).
4. Повторение взаимосвязи между сложением и вычитанием
Пояснить записи к рисунку. Слайд 8. Приложение 1. Эффекты слайда выставлены автоматически.
Три помидора и еще два помидора – это пять помидоров. Проверим сложение вычитанием. Чтобы найти неизвестное слагаемое, из суммы вычтем известное слагаемое и наоборот.
5. Подготовка к введению новой темы. Составить две суммы две разности к рисунку.
Слайд 9. Приложение 1. Улитки появляются автоматически: сначала 3, затем еще 5. Запись каждого примера после обсуждения – по щелчку.
– Сколько улиток ползет? (3 улитки). Сколько улиток их догоняет? (5 улиток). Сколько всего улиток ползет? Составьте две суммы к рисунку. (3 + 5 = 8, 5 + 3 = 8).
IV. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
V. Новая тема
– Ребята, вы помогли Мише справиться с заданиями. Настало время разгадать загадку Маши.
1. Практическая работа. Слайд 10. Приложение 1. Две синие книги появятся автоматически после смены слайда. Число 2, красные книги, число 3 – по щечку после каждого заданного вопроса, + и = – автоматически, число 5 и стопка книг, слова «слагаемые», «сумма» – по щелчку после каждого ответа на вопрос для подтверждения сказанного.
– Сколько изображено книг в синих обложках? (2
книги). Положите на парту слева столько же
треугольников.
– Сколько книг в красных обложках? (3 книги).
Придвиньте к треугольникам столько же квадратов.
– Сколько всего книг? (5). Сколько у вас фигур на
партах? (5).
– Как получили число 5? (К 2 прибавили 3).
– Как запишем сумму? (2 + 3 = 5). (Сверяем свои
записи с записями на слайде)
– Как называется число 2 при сложении? (Первое
слагаемое).
– Как называется число 3 при сложении? (Второе
слагаемое).
– Как называется число 5? (Значение суммы).
(Смена слайдов, переход к слайду №15. Приложение 1. Слайд меняется по щелчку мыши после обсуждения. Число 5 и пять книг появляются один за другим после одного щелчка)
– А теперь посмотрите на экран: что
произошло? (Синие и красные книги поменялись
местами).
– Какие книги теперь стоят на первом месте? (Красные).
Сколько их? (3).
– Какие книги на втором месте? (Синие).
Сколько их? (2).
– Сколько всего книг? (5).
– Поменяйте местами свои фигурки на партах.
– Сколько теперь треугольников и сколько
квадратов? (3 квадрата и 2 треугольника).
– Сколько всего фигур? (5).
– Составьте сумму (3 + 2 = 5). (Сверяем свои
записи с записями на слайде)
– Как теперь называются числа? (3 – первое
слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение
суммы).
– Что произошло со слагаемыми? (Они
поменялись местами)
– Изменилось ли значение суммы после
перестановки слагаемых? (Нет)
– Какой можем сделать вывод? (От перестановки
слагаемых сумма не изменилась)
Слайд 16. Приложение 1. Автоматически появится первая запись. Чтобы перейти ко второй – щелкнуть мышью.
– Ребята, мы помогли Мише разгадать загадку.
2. Закрепление правила о перестановке слагаемых.
Слайд 17. Приложение 1. Изображение появится автоматически после смены слайдов, выражение по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.
– Что видим на слайде? (Шагают 1 обезьяна и
3 мышки)
– Составьте сумму к слайду? (1 + 3 = 4)
(Смена слайдов, переход к слайду 22. Приложение 1. Изображение
появится автоматически после смены слайдов,
выражение – по щелчку после ответа учащихся для
подтверждения сказанного)
– Что теперь произошло? (3 мышки и 1
обезьяна поменялись местами)
– Какую сумму теперь составим? (3 + 1 = 4)
– Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От
перестановки слагаемых сумма не меняется)
Слайд 23. Приложение 1. Смена слайда произойдет по щелчку, появятся 4 дельфина. Еще 3 – автоматически после предыдущих, выражение – по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.
– Сколько плывет дельфинов? (4)
– Сколько дельфинов плывет им на встречу? (3)
– Составьте сумму к слайду. (4 + 3 = 7)
(Смена слайдов, переход к слайду 27. Приложение 1. Смена слайда произойдет по щелчку, выражение – по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного)
– Что теперь произошло? (3 дельфина и 4
дельфина поменялись местами)
– Какую сумму теперь составим? (3 + 4 = 7)
– Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От
перестановки слагаемых сумма не меняется)
3. Работа по учебнику.
Задание 1.
– Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто на
ней изображен? Что делают Маша и Миша? (Считают
сливы)
– Сколько слив на столе? (3 большие и 4 маленькие
– всего 7 слив)
– Какую сумму записал Миша? (3 + 4)
– Какую сумму записала Маша? (4 + 3)
– Сравните эти суммы? (Они равны)
– Почему Миша и Маша записали разные суммы? Кто
из них прав?
Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменилась.
Задание 2.
Вычислить значения сумм. Сделать вывод по каждому столбику примеров.
5 + 4 = 6 + 2 = 9 + 1 =
4 + 5 = 2 + 6 = 1 + 9 =
Задание 3.
Вписать пропущенные числа так, чтобы значения сумм стали равными. Взаимопроверка.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление темы урока
Работа в печатных тетрадях.
Задание 1.
Дополнить математические записи к рисункам. Подчеркнуть значения сумм.
– Четыре кружочка и пять кружочков – это 9
кружочков. Запишем сумму: 4 + 5 = 9.
– Пять кружочков и еще четыре кружочка – это
тоже 9 кружочков. Запишем сумму: 5 + 4 = 9.
Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменилась.
Задание 2.
Воспользоваться записями в рамке и записать
значения сумм.
3 и 5 это 8, 5 и 3 это тоже 8.
4 и 5 это 9, 5 и 4 это тоже 9.
От перестановки слагаемых сумма не изменилась.
Задание 3. Самостоятельная работа учащихся
Поставить между суммами правильный знак <, >, =. Взаимопроверка.
Подготовка к выполнению задания №4. Слайд 28. Приложение 1. Каждое выражение после его обсуждения появляется по щелчку в подтверждение сказанного.
В каждой тройке чисел одно является значением суммы двух других. Составить две суммы и две разности из этих чисел. Найти значения сумм и разностей.
– Что перед нами? (Домино)
– Сколько точек в верхнем окошке домино? (5)
– Сколько точек в нижнем окошке? (2)
– Составьте две суммы, используя правило о
перестановке слагаемых. (Сверяем свои
выводы с результатами на слайде)
– А как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы
найти неизвестное слагаемое, нужно из значения
суммы вычесть известное слагаемое)
– Используя это свойство, составьте две разности
к рисунку. (Сверяем свои выводы с результатами
на слайде)
Задание 4выполняется учащимися самостоятельно. Взаимопроверка.
VIII. Итог урока
– Что нового узнали сегодня на уроке? С каким
правилом познакомились? Что произойдет, если
поменять местами слагаемые?
– Наш урок окончен. Все сегодня хорошо
потрудились. Молодцы!