Информационные технологии на уроках в начальной школе. Математика. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


В условиях внедрения современных технологий во все сферы современного общества, задача освоения и приобретения соответствующих знаний школьным учителем становится все более актуальной. В связи с увеличением информационного потока и развитием ИКТ в методике преподавания школьных дисциплин помимо традиционных классических средств обучения появляются новые электронные средства обучения. При проведении урока с использованием средств информационных технологий учитель может предложить учащимся познакомиться с новой темой и проверить свои знания при помощи контрольных заданий.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно–образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.

Включение компьютерных технологий в процесс обучения  становится необходимым и неизбежным. Применение информационных технологий и средств мультимедиа преобразовывает систему современного образования, делая необходимым интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика, адаптируясь к индивидуальным возрастным особенностям, повышая творческий потенциал и независимость учителя.

(Слайд 1. Приложение 1)

Цель урока: познакомить с правилом  перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике, закрепить умения составлять две суммы и две разности к рисунку, закрепить изученные случаи сложения и вычитания, сравнения однозначных чисел; развивать внимание, логическое мышление, память, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность; воспитывать позитивное отношение к урокам математики.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с задачами в стихах, раздаточный счетный материал (по 2 треугольника и по 3 квадрата на каждого учащегося), картинки с изображениями Маши и Миши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение цели урока

– Ребята, наша знакомая Маша приготовила сегодня для Миши много нового и интересного. Но вы же знаете, что Миша еще мал и ему нужна ваша помощь, чтобы выполнить все задания Маши. А еще Маша приготовила загадку о слагаемых, и мы вместе с Мишей постараемся ее разгадать.

III. Повторение пройденного. Устный счет

1. Работа у доски группы учащихся.

а) Найти значения сумм и разностей.                    б) Сравнить выражения.

4 + 2 =                                3 + 1 =                             6 – 2 * 6 – 1 – 1              5 + 3 * 5 + 1 + 1 + 1
3 – 1 – 1 =                           5 + 1 + 1 =                      4 + 1 + 1 * 3 + 3             8 – 1 – 1 * 4 + 2
7 + 1 + 1 + 1 =                    8 – 1 – 1 – 1 =

2. Геометрический материал

– Рассмотрите внимательно картинку (Слайд 2. Приложение 1, все картинки на слайде появляются последовательно автоматически) Что изображено? Из каких геометрических фигур состоят цыплята, солнце?

Аналогичная работа по слайду 3 Приложение 1  (все картинки на слайде  появляются автоматически)

– Кто изображен на картинке? Где живут пингвины? Из каких геометрических фигур составлена картинка? На какую фигуру похожа льдина? (Многоугольник).

2.Арифметическая пятиминутка. Поставить правильный знак  <, >, =. (Слайд 4. Приложение 1, записи появляются автоматически, после устных вычислений каждого выражения ответ, записанный красным и знаки<, >, =   появятся по щечку мыши каждый). 

– Как будем сравнивать? (Сначала нужно вычислить: от 6 отнять 1 получится 5, от 5 отнять 1 получится 4.  от 5 отнять 2 получится 3. Теперь сравним полученные числа: 4 больше, чем 3)

Обратить внимание учащихся на третью строку.

– Можно ли в этом выражении поставить знак, не вычисляя его? (7 – 3 меньше, чем 7 + 3, так как при вычитании число7 уменьшилось на 3 единицы, а при сложении – увеличилось на 3 единицы).

3. Задачи в стихах

а) Слайд  5 Приложение 1  – 5 голубей появляются  автоматически, следующие два – по щелчку.

Пять голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5 + 2 = 7)

б)  Слайд 6. Приложение 1 – 7 кошек появляются  автоматически, 1 по щелчку.

Семь малюсеньких котят,
Что дают им – все едят. 
А один – сметаны просит. 
Сколько же котяток?  (7 + 1 = 8)

в) Слайд 7. Приложение 1.  Собаки появляются последовательно автоматически, две косточки перемещаются по щелчку.

Шесть косточек из кухни
Шарик притащил.
Две самые большие другу подарил.
Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика 
Осталось костей? (6 – 2 = 4).

4. Повторение взаимосвязи между сложением и вычитанием

Пояснить записи к рисунку. Слайд 8. Приложение 1.  Эффекты слайда выставлены автоматически.

Три помидора и еще два помидора – это пять помидоров. Проверим сложение вычитанием. Чтобы найти неизвестное слагаемое, из суммы вычтем известное слагаемое и наоборот.

5. Подготовка к введению новой темы. Составить две суммы  две разности к рисунку.

Слайд 9. Приложение 1. Улитки появляются автоматически: сначала 3, затем еще 5. Запись каждого примера после обсуждения – по щелчку.

– Сколько улиток ползет? (3 улитки). Сколько улиток их догоняет? (5 улиток). Сколько всего улиток ползет? Составьте две суммы к рисунку. (3 + 5 = 8, 5 + 3 = 8).

IV. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

V.  Новая тема

– Ребята,  вы помогли Мише справиться с заданиями. Настало время разгадать загадку Маши.

1. Практическая работа. Слайд 10. Приложение 1. Две синие книги появятся автоматически после смены слайда. Число 2, красные книги, число 3 – по щечку после каждого заданного вопроса, + и =  – автоматически, число 5 и стопка книг, слова «слагаемые», «сумма» – по щелчку после каждого ответа на вопрос для подтверждения сказанного.

– Сколько изображено книг в синих обложках? (2 книги). Положите на парту слева столько же треугольников.
– Сколько книг в красных обложках? (3 книги). Придвиньте к треугольникам столько же квадратов.
– Сколько всего книг? (5). Сколько у вас фигур на партах? (5).
– Как получили число 5?  (К 2 прибавили 3).
– Как запишем сумму? (2 + 3 = 5).  (Сверяем свои записи с записями на слайде)
– Как называется число 2 при сложении? (Первое слагаемое).
– Как называется число 3 при сложении? (Второе слагаемое).
– Как называется число 5?  (Значение суммы).

(Смена слайдов, переход к слайду №15. Приложение 1. Слайд меняется по щелчку мыши после обсуждения. Число 5 и пять книг появляются один за другим после одного щелчка)

– А теперь посмотрите на экран:  что произошло? (Синие и красные книги поменялись местами).
– Какие книги теперь стоят на первом месте? (Красные). Сколько их? (3).
– Какие книги на втором месте? (Синие). Сколько их? (2).
– Сколько всего книг? (5).
– Поменяйте местами свои фигурки на партах.
– Сколько теперь треугольников и сколько квадратов? (3 квадрата и 2 треугольника).
– Сколько всего фигур? (5).
– Составьте сумму   (3 + 2 = 5). (Сверяем свои записи с записями на слайде)
– Как теперь называются числа?  (3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение суммы).
– Что произошло со слагаемыми?  (Они поменялись местами)
– Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)
– Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась)

Слайд 16. Приложение 1.  Автоматически появится первая запись. Чтобы перейти ко второй – щелкнуть мышью. 

                             

– Ребята, мы помогли Мише разгадать загадку.

2. Закрепление правила о перестановке слагаемых.

Слайд 17. Приложение 1. Изображение появится автоматически  после смены слайдов, выражение по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.

– Что видим на слайде?  (Шагают 1 обезьяна и 3 мышки)
– Составьте сумму к слайду? (1 + 3 = 4)

(Смена слайдов, переход к слайду 22. Приложение 1. Изображение появится автоматически  после смены слайдов, выражение – по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного)

– Что теперь произошло?  (3 мышки и 1 обезьяна поменялись местами)
– Какую сумму теперь составим? (3 + 1 = 4)
– Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

Слайд 23. Приложение 1. Смена слайда произойдет по щелчку, появятся 4 дельфина. Еще 3 – автоматически после предыдущих, выражение – по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.

– Сколько плывет дельфинов?  (4)
– Сколько дельфинов плывет им на встречу?  (3)
– Составьте сумму к слайду.  (4 + 3 = 7)

(Смена слайдов, переход к слайду 27. Приложение 1. Смена слайда произойдет по щелчку, выражение – по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного)

– Что теперь произошло? (3 дельфина и 4 дельфина поменялись местами)
– Какую сумму теперь составим? (3 + 4 = 7)
– Сравните эти суммы. Что-то изменилось?  (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

3. Работа по учебнику.

Задание 1.

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто на ней изображен? Что делают Маша и Миша? (Считают сливы)
– Сколько слив на столе? (3 большие и 4 маленькие – всего 7 слив)
– Какую сумму записал Миша?  (3 + 4)
– Какую сумму записала Маша?  (4 + 3)
– Сравните эти суммы?  (Они равны)
– Почему Миша и Маша записали разные суммы? Кто из них прав?

Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменилась.

Задание 2.

Вычислить значения сумм. Сделать вывод по каждому столбику примеров.

5 + 4 =                               6 + 2 =                                  9 + 1 =
4 + 5 =                               2 + 6 =                                  1 + 9 =

Задание 3.

Вписать пропущенные числа так, чтобы значения сумм стали равными. Взаимопроверка.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление темы урока

Работа в печатных тетрадях.

Задание 1.

Дополнить математические записи к рисункам. Подчеркнуть значения сумм.

– Четыре кружочка и пять кружочков – это 9 кружочков. Запишем сумму: 4 + 5 = 9.
– Пять кружочков и еще четыре кружочка – это тоже 9 кружочков. Запишем сумму: 5 + 4 = 9.

Вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменилась.

Задание 2.

Воспользоваться записями в рамке и записать значения сумм.
3 и 5 это 8,  5 и 3 это тоже 8.
4 и 5 это 9,  5 и 4 это тоже 9.
От перестановки слагаемых сумма не изменилась.

Задание 3. Самостоятельная работа учащихся

Поставить между суммами правильный знак <, >, =. Взаимопроверка.

Подготовка к выполнению задания №4.  Слайд 28. Приложение 1. Каждое выражение после его обсуждения появляется по щелчку в подтверждение сказанного.

 

В каждой тройке чисел одно является значением суммы двух других. Составить две суммы и две разности из этих чисел. Найти значения сумм и разностей.

– Что перед нами? (Домино)
– Сколько точек в верхнем окошке домино? (5)
– Сколько точек в нижнем окошке? (2)
– Составьте две суммы, используя правило о перестановке слагаемых.  (Сверяем свои выводы с результатами на слайде)
– А как найти неизвестное слагаемое?  (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое)
– Используя это свойство, составьте две разности к рисунку. (Сверяем свои выводы с результатами на слайде)

Задание 4выполняется учащимися самостоятельно. Взаимопроверка.

VIII. Итог урока

– Что нового узнали сегодня на уроке? С каким правилом познакомились? Что произойдет, если поменять местами слагаемые?
– Наш урок окончен. Все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!