Предлагаемая структура образовательной работы включает два направления. Работа по ним ведется одновременно в течение учебного года (подготовительная группа)
Направление I
Цель: формирование общих представлений о животных ХМАО.
Достижение этой цели возможно через следующие формы работы с детьми:
- Чтение детям о животных ХМАО, рассматривание иллюстраций к рассказам, фотографий.
- Упражнения для развития аналитико-синтетической деятельности.
- Работа с природным материалом.
- Использование технических средств обучения.
Направление II
Цель: формирование и закрепление знаний о многообразии животных ХМАО.
- Формы работы с детьми.
- Непрерывная образовательная деятельность
- Развлечение
- Посещение краеведческого музея
- Творческие работы семей
- Выставки детских работ
Направление I
Цель: формирование общих представлений о животных ХМАО.
1. Чтение детям
Чтение позволяет дать детям представления о многообразии животных ХМАО, различиях в их образе жизни, среде обитания; пробуждает интерес к слову и к книге как носителю информации.
Примерный список литературы: Г. Снегерёв "Хитрый бурундук"; Т.Белозёров "Соболь"; Н. Сладков "Загадочный зверь"; И. Бурсов "Как звери к зиме готовились"; В. Бианки "Чьи это ноги".
2. Упражнения для развития аналитико-синтетической деятельности.
Упражнения направлены на формирование у детей наглядных форм мышления, преодоление трудностей в формировании сферы образов - представлений.
"Сложи животного". Перед детьми цветные детали (раздаточные материалы, последняя страница обложки). Педагог показывает детям картинку с изображением животного и предлагает ответить на вопрос: "Что есть у всех этих животных?". Дети называют части тела. Педагог предлагает детям выложить животного из деталей на столе.
Раздаточный материал прилагается.
"Дорисуй животного". Перед детьми незаконченные изображения животных и карандаши. Педагог предлагает рассмотреть животных и сказать, что "забыл" нарисовать художник, а затем дорисовать недостающие детали.
"Нарисуй животного при помощи лекал". Перед детьми чертежные лекала, карандаши, ластики, бумага.
Педагог предлагает соотнести различные линии лекал с линиями изображения животного и нарисовать животного ХМАО.
Упражнение выполняется с помощью педагога, а затем и самостоятельно.
3. Работа с природным материалом
Этот вид деятельности развивает зрительное восприятие, анализирующее восприятие, формирует целостный образ предметов.
Дети вместе с педагогом, а затем и самостоятельно выкладывают животных из крупы, листьев, семян, лепестков на плоскости, изготавливают их из желудей и т.д.
4. Использование технических средств обучения
Использование технических средств обучения позволяет формировать у детей достоверные представления о поведении животных ХМАО в природе.
Направление II
Цель: формирование и закрепление знаний о животных ХМАО.
1. Непрерывная образовательная деятельность
а) Проводилась непрерывная образовательная деятельность по природному миру, развитию речи по темам: "Хищные животные ХМАО", "Как птицы зимуют" и др.
б) При обучении составлению описательных рассказов о животных опирались на методику Т.А.Ткаченко. Детям предлагали составить рассказ при помощи опорной графических схем.
в) Разучивали с детьми песни о животных, птицах.
г) Дети рисовали, лепили животных ХМАО, выполняли аппликацию: "Животные ХМАО", оригами "Животные в наших лесах", "Птицы ХМАО". "Насекомые" и др.
2. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми
Эта работа была направлена на коррекцию восприятия, памяти, мыслительной деятельности, речевого развития ребенка и велась с позиции индивидуально дифференцированного подхода к детям.
Она включала:
а) Упражнение для развития словесно-логического мышления "Сравни двух животных".
Детям предлагалось рассмотреть животных, и сказать, чем они отличаются. В случае затруднения ребенку показывали опорные карточки, которые помогали выделить необходимые для сравнения части тела животных, сказать, как животное подаёт голос, что ест.
б) Составление описательных рассказов о животных при опоре на графическую схему, мнемотаблицу, затем без неё. Разучивание стихов о животных, птицах, насекомых.
в) Составление и отгадывание описательных загадок о животном мире ХМАО.
г) Пересказ коротких рассказов о животных, насекомых, птицах.
д) Выполнение поделок из бумаги по типу оригами "волк", "лиса", "бабочка", "сова".
Разучивали подвижных игры, названия которых связаны с темой "Животные" (например: "Охотники и звери", "Волк во рву") способствует формированию у детей регуляции произвольного поведения и активизации предметного словаря.
е) Развитие мелкой моторики пальцев рук:
- Обведение шаблонов, трафаретов с изображением животных.
- Вырезание изображений животных.
- Раскрашивание и штриховка контуров животных.
3. Посещение краеведческого музея.
Посещение краеведческого музея помогает закрепить пройденный материал, узнать новое о животных ХМАО.
4. Развлечение "Поможем пернатым пережить зиму" (совместно с родителями).
Развлечение является своеобразной формой мониторинга знаний и умений детей, произвольности их поведения, эмоционального и речевого развития. Развлечению предшествует 11большая подготовительная работа, в которой принимают участие педагоги детского сада, дети и родители.
5. Творческие работы семей.
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей имеет большое значение. У детей повышается интерес к выполнению задания, возрастает ответственность. Своеобразным итогом работы с детьми по теме "Животные ХМАО" стал выпуск альбома "Что мы знаем о животных ХМАО?"
Дети вместе с родителями дома и в библиотеке рассматривали и читали книги по теме "Животных ХМАО", журналы о природе, энциклопедии и справочную литературу, подбирали картинки, рассказы, стихи и делали рисунки. В группе предлагалось детям рассказать о проделанной с родителями работе, пересказать заметки о животных, поделиться своими наблюдениями, впечатлениями, рассмотреть вместе с другими детьми принесенные иллюстрации, фотографии. Дети активно рассказывали о животных ХМАО при опоре на страницы альбома, отвечают на вопросы педагога, читали стихи, загадывали загадки. В дальнейшем альбомы использовались на занятиях, при подготовке тематических выставок, выставлялись в книжном уголке.
6. Выставки детских работ.
Выставка детских работ. Дети с педагогом и родителями рассматривали животных, птиц, насекомых загадывали загадки и узнавая их называли.
Литература
- Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./ Составитель О.А. Воронкевич. - СПб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2004.
- Игнаткина Л.С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных: Дис:.канд. пед. наук. - М.. 1988.
- Золотова Е.И. Знакомство дошкольников с миром животных. - М., Пр.1988.
- Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис:канд. пед. наук. - Л., 1986.
- Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой // Дошкольное воспитание - 1982 №4.
- Федотова А.М. формирование представлений о животном мире// Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателя детского сада. Пермь, 1981.
- Экология Ханты-Мансийского Автономного Округа/ Под ред. В.В.Плотникова. - Тюмень: Софт Дизайн, 1997.