"Я лиру посвятил народу своему"

Разделы: Литература


"Приходит Муза и выворачивает все вверх дном; добро бы с какой-нибудь пользой, а то без толку, - начинается волнение, скоро переходящее границы всякой умеренности, - и прежде чем успею овладеть мыслью, а тем паче хорошо выразить ее, катаюсь по дивану со спазмами в груди, пульс, виски, сердце бьют тревогу - и так, пока не угомонится сверлящая мысль".  (Н.А.Некрасов.)

Н.А.Некрасов. Начало 60-х годов

Талант Н.А.Некрасова был открыт В.Г.Белинским. Критик прочитал стихотворение поэта "В дороге" и воскликнул чуть ли не со слезами в глазах: "Да знаете ли вы, что вы поэт- и поэт истинный!" Эта едва ли не высшая похвала в устах Белинского, известного своей суровой требовательностью к литературной деятельности поэта.

"Скучно! скучно! .. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!"

- "Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать -
Всем дворянским манерам и штукам:"

"Они проникнуты мыслию; это не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного"- такую оценку дал великий критик стихам Некрасова. Для великого критика Некрасов был полной неожиданностью: он не укладывался в привычные рамки всех эстетических норм. Отсюда знаменитое: "Что за талант у этого человека!" Далее следует: ": что за топор его талант!"

Слово "топор", конечно, не случайно "употребленное" Белинским, указывало не просто на "грубость" стиха поэта, за этим словом (что легко угадывается), стоит главное действующее лицо поэзии Некрасова- крестьянин, русский мужик: топор его исконное орудие труда, а при случае и оружие боя".

Вскоре появились другие стихи, в которых поэт с глубоким проникновением рисовал картины народной жизни. Стихотворения "Родина" и "Псовая охота" навеяны детскими воспоминаниями Некрасова, обличают деспотизм и полную забитость крестьян.

Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

"Ему ( В.Г.Белинскому) понравились задатки отрицания и вообще зарождение слов и мыслей: Он убеждал продолжать:" - вспоминал поэт историю написания стихотворения "Родина".

Псовая охота была самой яркой забавой помещиков. Стихотворение явно сатирической направленности. Некрасов едко иронизирует над охотниками:

Вот, при дрожащем огне фонарей,
Движутся длинные тени псарей.

Крик, суматоха!.. ключи зазвенели,
Ржавые петли уныло запели;

С громом выводят, поят лошадей,
Время не терпит - седлай поскорей!

В синих венгерках на заячьих лапках,
В остроконечных, неслыханных шапках

Слуги толпой подъезжают к крыльцу.
Любо глядеть - молодец к молодцу!

Хоть и худеньки у многих подошвы -
Да в сертуках зато желтые прошвы,

Поэт с упорством ищет признаки пробуждения народа- под корой грязи и забитости ищет чувство человеческого достоинства. Ищет и находит его. Великое, человеческое во всей огромности своей нравственной непокорности - на каждом шагу в произведении великого поэта.

Долго преследовал парень побитый
Барина бранью своей ядовитой:

"Мы-ста тебя взбутетеним дубьем
Вместе с горластым твоим холуем!"

Обличение крепостничества, сочувствие обездоленным и угнетенным - вот главная тема творчества Н.А.Некрасова.

"С Некрасовым пришел в литературу новый герой и заговорил о своих нуждах, радостях и печалях, желаниях и целях, пришел крестьянин, народ пришел в литературу. И вошел он не бочком в чуть открытые двери, "петушком-петушком", а пришел в литературу в качестве главного действующего героя, как центральная фигура поэтической картины мира". Чего не ожидала не только дворянская критика, но что было во многом неожиданностью и для самого Белинского.

Но критик с изумительной проницательностью по достоинству оценил открытие Некрасова, "подхватил его почин" и возвел это в степень исторической закономерности, провидев в художественных открытиях поэта генеральное направление всей русской литературы.

Но и это не все. Здесь, в крепостной деревне, веками забитой и замордованной, Некрасов с поразительным упорством стал искать "душу живую"- положительного героя времени, того и тех, кто выручит, на кого можно положиться, кто сумеет постоять за себя и не дать в обиду других.

В этом поиске, на первый взгляд не увенчавшимся большим успехом, подлинная гениальность великого поэта. Ибо в основе поиска лежит концепция народа как активно действующего начала".

"Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял "Кому на Руси жить хорошо". Это будет эпопея современной крестьянской жизни",- говорил Н А.Некрасов о своей поэме, которую не успел закончить:

Образ Савелия, богатыря святорусского, идущего до конца в своей непокорности, поражает исторической правдивостью и художественной убедительностью.

Некрасов в группе сотрудников "Современника" [И.С.Тургенев, В.А.Соллогуб, Л.Н.Толстой,
Н.А.Некрасов, Д.В. Григорович, И.П.Панаев]. Литография В.Тимма. 1857 год.

: А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.

" Классически изваянный образ несгибаемого Савелия относится к высшим художественным достижениям Некрасова и всей литературы. Именно в данном образе поэт запечатлел переход от стихийного протеста против гнета и эксплуатации в данном случае к осознанию неизбежности борьбы со всяким порабощением. Савелий, пройдя тюрьму (там, кстати, он учился грамоте!) и каторгу, выступает представителем борющейся крестьянской России, изучившей до конца "науку ненависти" к угнетателям".

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.

Савелий не одинок у Некрасова. Следующий герой поэмы "Кому на Руси жить хорошо"- Гриша Добросклонов, мститель за поруганную жизнь народа. Именно в его уста автор вложил пламенные речи о свободе:

Рать подымается - 
Неисчислимая! 
Сила в ней скажется 
Несокрушимая!

Ты и убогая, 
Ты и обильная, 
Ты и забитая, 
Ты и всесильная, 
Матушка-Русь!..

В монологах Гражданина (стихотворение "Поэт и гражданин") воплощены взгляды на назначение искусства, которые в тот период пропагандировали Чернышевский и Белинский. Священная заповедь служения родине для Гражданина:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

По данному стихотворению поэта возникло громкое цензурное дело и дано распоряжение (Александром II), "чтобы впредь не было дозволяемо новое издание "Стихотворений Н,Некрасова:"

"Кому на Руси жить хорошо". Работа художника И.Фомичева

" А заповедь, которую Некрасов пронес через всю жизнь свою, звала и пророчила. Она звала к надежде, свершениям:" Никакие запреты не могли мешать борьбе за свободу народа:

Рать поднимается -
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Величие художественного гения Некрасова прежде всего и особенно выразилось именно в том, что поэт обладал исключительным чувством высокого, прекрасного, передового, положительного начала народной жизни.

Нет слов, Некрасов- сатирик огромен. Его "карающая лира" разила многих. Не пощадил он никого: ни подлецов откровенных, ни сокровенных, ни "в маске жарких патриотов благонамеренных воров", ни обаятельных диалектиков--либералов- крепостников:

Но я недавно начал понимать,
Что мы добром должны их поминать:
Диалектик обаятельный,
Честен мыслью, сердцем чист!

Ни тех безгрешных, о которых великолепно сказано:

Не спасал ты утопающих,
Но и в воду не толкал:

Не обошел он и тех, кто уходил "величаво в скорлупку пошлости своей"; именно он одним из первых изобличил "плантатора", показал, что собою представляют финансовые воротилы, их "всеберущий, всехватающий, всеворующий союз":

Не так ли множество идей
Погибло несомненно важных
Помяв порядочных людей
И выдвинув вперед продажных?

И стихотворение Некрасова "Современная ода", написанное в самом начале поэтической деятельности, на поверку оказалось сатирой: старый одический герой давно уже умер, а герои нынешнего дня достойны только сатирического изображения:

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко
И - беру небеса во свидетели -
Уважаю тебя глубоко:

"Это трансформирование жанра и жанров в связи с появлением нового героя и героев является крупнейшим новаторским шагом поэта.

Свои поистине уникальные открытия в области сатиры Н.А.Некрасов, вне всякого сомнения, "делит" и с Гоголем, и Щедриным. Все это неопровержимо.

А есть область поэзии, которую Некрасов не делил ни с кем, выступая во всевластии своего художнического "я". Это героика. Именно Н.А.Некрасов открыл положительного героя эпохи. Открыл там, где он был, и обрисовал таким, каким он действительно был".

За глубокую самобытность, близость к простому народу, к крестьянству в своей поэзии, за создание "народной книги"- эпопеи современной крестьянской жизни "мы с любовью и благоговением" склоняемся перед памятью Некрасова:

":Его слава ... бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов"

Литература

  1. Архипов В.А. Слава Некрасова. М., "Огонек", 1971 г.
  2. Библиографический словарь "Русские писатели" (М-Я), том 2, Москва, 1990г.
  3. Илюшин А.А., доктор филологических наук //История русской литературы XIX века. 40-60-е гг. Учебное пособие под. Ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д. Громовой.-2-е издание. М.:Изд-во МГУ, 2001г.