Почему мы часто слышим слово «экология»?

Разделы: Начальная школа


Цель урока: первоначальное ознакомление с понятием "экология", "эколог"; усвоить, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Задачи: сформировать первоначальные представления детей об экологии и роли в жизни людей, объяснить смысл названия "Зелёный дом"; формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе; сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды; продолжить обучение работе в группах.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Класс: 1в класс

Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Плешаков. "Мир вокруг нас": учебник для 1 класса в 2-х частях - М: Просвещение, 2009

Используемая методическая литература: Е.П. Фефилова, Е.Н. Потолочина. Поурочные разработки по курсу "Мир вокруг нас", 1 класс. М.: "ВАКО", 2006; тесты.

Используемое оборудование: цветные карандаши, альбом; карточки с 5 вариантами заданий; телеграмма; компьютер, мультимедиа установка; музыкальные эффекты; магнитофон, солнышко и тучка на каждого ученика, зелёная страничка для каждого ученика и для гостей, календарики с фотографиями природы в нем отмечен День Земли красным цветом.

Используемые ЦОР: презентация: "Почему мы часто слышим слово "экология?" (Приложение), календари-памятки.

Краткое описание:

На данном уроке детям даются первоначальные представления об экологии и роли в жизни людей, объясняется смысл названия "Зелёный дом"; формируются основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к родной природе; продолжается обучение работе в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Психологический настрой учащихся)

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок скорей начнём!

- Ребята, какое у вас настроение? (дети показывают рисунок солнышка или тучки). У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что и на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

- Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

- Повторяйте за мной: "Мы хотим быть здоровыми, мы можем быть здоровыми, мы будем здоровыми! Мы все здоровы!" (Слайд 1, 2, 3)

II. Сообщение темы и цели урока

- Ребята к нам гости прилетели (Два ученика одетые в маски птиц показывают сценку): Разговаривают:

- Что случилось с тобой подружка? (Слайд 4)

- Ой, мне очень хорошо было, я летала над морем, ловила рыб, но в мое море попала нефть. Посмотри на мои крылья, я уже не могу летать. Мое море грязное, в нем много мусора. Мне плохо, очень плохо, я погибну.

- Что же делать? Ребята вы можете помочь моей хорошей подруге? Что нужно сделать для того, чтобы птица снова жила в чистой, красивой природе?

- (Дети отвечают) Не загрязнять море, бережно относится к природе заводы и фабрики не выбрасывали отходы в моря и реки. По вине человека возникают пожары. Люди вырубают леса (Показать рисунки птиц, которые лежат в нефти и т д.)

- Ребята давайте мы сегодня проведем урок, посвященный охране природе, чтобы научиться бережно относиться к природе, любить её, и чтоб мы могли сохранить природу для будущих поколений.

- Как прекрасна наша природа сегодня. (Слайд 5-6)

- А как вы можете назвать тех людей, которые защищают, охраняют или спасают природу? Но тогда и мы будем спасателями природы и поможем нашей птице. Мы обещаем помочь тебе спасти твое море. (Птицы уходят)

- Спасибо.

- Вы готовы спасать природу?

- Мудрая Черепаха приготовила нам кроссворд, она хорошо знает вас, знает, что вы очень любите искать, путешествовать, наблюдать, слушать стихи, сочинять сказки и отгадывать кроссворды.

(Учитель открывает на доске заранее нарисованный кроссворд) (Слайд 7)

- Ребята, давайте разгадаем кроссворд и мы узнаем тему урока. (Каждый ученик выходит и записывает ответ на интерактивной доске)

1. Железная дорога на высоте. (Эстакада)

2. Он вокруг Земли летает

- Какой может стать природа в будущем по вине человека.

И сигналы подает
Корабли в морях спасает
И погоду узнает (Спутник)

3.

Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От нее осталась (Самолет)

4. Летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. (Вертолет)

5.

В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит. (Поезд).

6. Подъемное устройство для открытия и закрытия пути на железнодорожных переездах (Шлагбаум)

- Какое слово получилось? Правильно эколог. (Слайд 8). Кто такой эколог? Давайте продолжим работу, осталось ещё разгадать два слова и мы узнаем как называется наука об охране природы.

7.

Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет -
Ярко красный глазок глянет. (Автомобиль)

8. Большая и легкая спортивная парусная лодка. (Яхта)

- Какое слово получилось в выделенном столбике? -

- Правильно, экология. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экология. (Слайд 9)

(Стихотворение)

На одной планете дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц ради нескольких яиц. Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы. Травку не топтали, рек не загрязняли! Все старательно, с умом берегли свой общий дом. Под названием Земля, где живём и ты, и я!

Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек, и ломают деревья, а мы все чаще и чаще слышим слово "экология" (Учитель прикрепляет к доске табличку с этим словом)

Муравьишка Вопросик рассказал мне, что сегодня утром он встретил в школе учеников. Они сказали, что идут на урок экологии. А вчера у реки Муравьишка Вопросик видел третьеклассников из нашей школы. Они проверяли чистоту воды. Ребята сказали, что у них занятие по экологии. На прошлой неделе к ним в лес приходили малыши из детского сада. Они наблюдали за муравейником! И они сказали: "Мы - юные экологи!"

- Интересно, почему мы так часто слышим слово "экология"? Может быть, вы, ребята, мне объясните? И кто такие "экологи"? Давайте попробуем разобраться, что это слово означает? (Слайды 10) Кто же они экологи? Ребята, попробуем ответить на вопросы Муравьишки?

IV. Работа над новой темой урока

(Дети высказываются. Могут прозвучать самые разные толкования. Учителю не следует их отвергать. Выслушав детей, он предлагает прочитать, как объясняются эти слова и в учебнике на стр.120)

- Эколог - человек, который занимается экологией, защищает природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех, кто живет в природе, от исчезновения.

Экологи говорят: "Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать". Мир вокруг нас, Земля - это наш Зеленый дом. (Слайд 11)

- Посмотрите на страницы учебника. Что нарисовал художник в Зелёном доме. А вы что бы ещё нарисовали (Слайд 12)

(Дети рисуют, что ещё есть в Зелёном доме.)

Учитель проверяет детские рисунки

- Что ты нарисовал(а):..? Почему ты нарисовала зайца?

Посмотрите, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш Зелёный дом! (Слайды 13-14)

V. Физминутка.

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою - не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)

VI. Работа в группах.

- Ребята, к нам пришла телеграмма от Мудрой Черепахи.

(Дети читают телеграмму: "Помогите! Погибают рыбы, в лесу исчезают птицы и звери, бабочки, в городе трудно дышать!"

- На нашей планете раздаются тревожные сигналы. (Слайды 18)

Дети разбиваются на группы, которые будут отвечать на вопросы. (Слайд 19-21)

1-группа

Погибает рыба! Помогите!

- Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как ее спасти?

2-я группа

Кругом мусор! Помогите!

- Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться?

3-я группа

Трудно дышать в городе! Помогите!

- Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?

4-я группа

На лугу исчезли бабочки! Помогите!

- Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки. Как их защитить?

5-я группа

В лесу пропали птицы и звери! Помогите!

- Вспомните, почему в лесу могут пропасть птицы и звери. Как их сберечь?

После выполнения заданий звучат отчёты групп. Свои выводы дети сопоставляют с текстом учебника, который им может прочитать учитель.

Учитель: "Вы, ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зелёный дом".

Так, как говорите вы, Зелёный дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экологи будут вам очень благодарны.

- Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник - День Земли?(Слайд 24)

- Получите в подарок календарь-памятку и скажите, какого числа люди всех стран отмечают этот праздник?

- Запомните и вы эту дату.

VII. Физминутка (магнитофон)

Песня "С нами друг!" (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве)

Пусть Земля - пусть Земля (разводят руками, показывая огромную Землю)
Кружит - кружит, (дети кружатся)
Дети все - дети все
Дружат - дружат. (Рукопожатие с соседом)
Мы тогда - мы тогда
Быстро - быстро
Под дождём грибным подрастём. (Тянут руки вверх, приседают, тянут руки вверх)
Мы тогда - мы тогда
Домом - домом,
Землю общим домом назовём. (Разводят руками, показывая огромную Землю)

VIII. Подведение итогов

Вывод 1.- Ребята, сможете теперь ответить Муравьишке: "Почему мы так часто слышим слово "экология"? (Слайд 25)

- Посмотрите, как красива наша Земля!!!

Дети читают стихи. (Слайд 26)

Ученик

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

- ПОМНИТЕ об этом, ребята!

А чтоб вы помнили как вести себя с природой, я хочу подарить вам памятку "Зеленая страница".

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА. ВНИМАНИЕ!

Мы, ученики 1в класса, обращаемся ко всем учащимся школы: "Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их!

  • Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
  • Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
  • Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей".

IX. Рефлексия

- С каким настроением заканчиваете урок? (Дети показывают солнышко или тучку) Вам понравился урок? (Слайд 27)

Муравьишка Вопросик, Мудрая Черепашка и я благодарим вас за работу на уроке. Здоровья, вам, ребята! До новых встреч! Вы все хорошо работали. Я довольна. Спасибо.