Цели урока:
- Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально-эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.
- Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и правильного чтения. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте предложения, подтверждающие устные высказывания.
- Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.
- Воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе, доброту.
Использованные материалы.
При выполнении презентации к уроку использовались фотографии нашего города, взятые из презентации «Растения в нашем городе», выполненной учащимися МОУ СОШ №2 г. Собинка, руководитель: Герасимова Т.М., а также отдельные слайды из презентаций, представленных на диске «Фестиваль «Открытый урок».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Психологический настрой
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.
– Скажите, какое изображение соответствует
вашему настроению? Мне нравится ваш настрой
на урок.
– Начнем наш урок с разминки. Продолжите
пословицы: (Приложение 1,
слайд 2)
- Кто много читает…
- Чтение – лучшее…
- Будешь книги читать…
– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) (Приложение 1, слайд 3)
«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос».
2. Актуализация знаний
– Мы с вами прочитали уже немало книг,
познакомились с творчеством многих писателей.
Давайте вспомним некоторых из них. (Приложение
1, слайд 4)
– Кто это? Назовите фамилии писателей. (Сладков,
Бианки, Чарушин)
– Что объединяет этих писателей? (Писали о
природе и животных)
– Вспомним произведения этих писателей.
3. Изучение новой темы
– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.
а) Постановка целей и задач урока
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на
уроке? (Мы продолжим знакомство с русскими
писателями, прочитаем новое произведение,
попытаемся определить замысел автора и основную
идею этого произведения)
– Как фамилия этого писателя вы узнаете,
разгадав небольшой кроссворд.
1. Известный дедушка – баснописец.
2. Написал рассказы про «Мышонка Пика».
3. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе
Салтане…» и др.
4. Имя автора рассказа «Лев и Собачка».
5. Автор, писавший о животных и сам
иллюстрировавший свои книги.
6. Автор книг о приключениях Незнайки в Солнечном
городе. (Приложение 1,
слайд 5)
П | ||||||||||
1. | К | Р | Ы | Л | О | В | ||||
2. | Б | И | А | Н | К | И | ||||
3. | П | У | Ш | К | И | Н | ||||
4. | Л | Е | В | |||||||
5. | Ч | А | Р | У | Ш | И | Н | |||
6. | Н | О | С | О | В |
– С творчеством какого писателя нам предстоит
познакомиться сегодня? (М.М. Пришвин) (Приложение 1, слайды 6-7)
– Сделайте свои предположения, почему мы
поставили этого писателя в один ряд с В. Бианки, Н.
Сладковым, Е. Чарушиным? (Ответы детей)
– Да, действительно, этот писатель тоже писал
свои произведения о родной природе, о родном
крае.
б) Краткий рассказ о писателе:
– Об этом авторе К. Паустовский сказал: «Если бы
природа могла чувствовать благодарность к
человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел
её, то прежде всего, эта благодарность выпала бы
на долю М.М. Пришвина. (Приложение
1, слайд 8)
Жизнь и творчество М.М. Пришвина – это
увлекательное путешествие: иногда в соседний
лес, а бывает и в дальние страны.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил
многие места нашей огромной страны, прекрасно
знал её Север, Дальний Восток, Среднюю Азию,
Сибирь. С наступлением ранней весны писатель
отправлялся в леса, на речки, озера. Он умел
видеть необыкновенное, волшебное в самом
простом. И про все это вы прочитаете в его книгах:
«В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца»,
«Женьшень» и других. (Показ книг. Приложение
1, слайд 9).
– Сегодня мы познакомимся с одним из его
произведений, которое открывает новый раздел в
нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби
живое»).
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы
детей)
в) Чтение рассказа «Моя Родина» подготовленными учениками.
Проверка первичного восприятия текста:
– О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает
Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
– Почему они важны?
4. Физкультминутка
5. Подготовка к повторному чтению
а) Речевая подготовка: (Приложение 1, слайд 10)
Ма-ло-по-ма-лу
Жи-вот-ный и рас-ти-тель-ный мир
Со-кро-ви-ща-ми
По-кры-ва-лось
Не-о-бык-но-вен-но
Кла-до-ва-я (объяснить смысл слова. Словарь)
– Перед чтением хочу задать вопрос: Подумайте, когда будете читать, какие строки этой статьи самые главные?
б) Повторное чтение по цепочке.
6. Беседа по прочитанному:
– Прочитайте предложения, где автор объясняет,
на какую охоту он уходил.
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин
объединил в одном рассказе?
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.
– Как вы можете беречь нашу школу, наш город, а
следовательно и свою Родину?
– Как вы понимаете значение слова Родина?
– Кто из вас где родился?
– Что объединяет эти названия? (Они находятся во
Владимирской области)
– Значит Владимирская область – наша с вами
Родина.
– А вот Ахмед родился в Дагестане. Значит его
Родина – Дагестан.
– Наша Владимирская область входит в состав
России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все
– россияне. Я знаю, что многие люди уехали жить в
другие страны, но все равно они вспоминают свое
родное место. Почему?
– За что же мы любим нашу Родину?
– Посмотрите на некоторые фотографии,
показывающие красоту нашего родного края. (Приложение 1, слайды 11-15)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к
слову Родина? (Ответы детей: род –
рождение – родители – родство – родимый –
родной – родинка – родительский – родовитый –
безродный) (Приложение 1,
слайд 16)
– Я просила вас дома найти к уроку пословицы о
Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы
детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц)
– Я тоже нашла такие пословицы. Давайте их
прочитаем: (Приложение 1,
слайд 17)
- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
- «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
- «Человек без Родины, что птица без крыльев»
- «На чужой сторонушке рад своей воронушке»
- «Своя земля в горсти мила»
7. Подведение итогов урока
– С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?
– Уже много лет нет с нами М.М. Пришвина, но для
нас с вами он оставил послание, которое мы ещё раз
прочитаем: (Приложение 1,
слайд 18)
8. Домашнее задание
– Перечитать еще раз рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина». Нарисовать свой любимый уголок природы.
9. Рефлексия
– Выберите из конвертов такое изображение
«солнышка», которое соответствует вашему
настроению в конце нашего урока и прикрепите его
на доску.
– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек»
у нас преобладает. Вот на этой радостной
солнечной ноте мы и закончим наш урок.