Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: проблемно-поисковый с применением деятельностной и групповой технологий.
Цели урока:
- изучить классификацию химических реакций по тепловому эффекту на основе лабораторного эксперимента и самостоятельной работы с учебным текстом;
- познакомить с новым типом расчётных задач – по термохимическому уравнению реакции;
- повторить классификацию химических реакций по количеству и качеству веществ, участвующих в реакции.
Задачи урока:
- Обеспечить усвоение учащимися теоретических понятий «теплота», «энергия», «экзо- и эндотермические реакции», «тепловой эффект», «термохимическое уравнение», выделение и поглощение энергии.
- Совершенствовать умение решать расчетные задачи на примере термохимических уравнений реакций.
- Развивать у учащихся умение наблюдать, анализировать природные явления и проводимый химический эксперимент; совершенствовать навыки ведения наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения.
- Воспитывать патриотизм на примере личности академика Г.И.Гесса, а так же способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных навыков, чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, компьютер, устройство измерения и обработки данных (УИОД), система сбора данных, датчик температуры (от – 40оС до + 135оС); инструктивные карточки для проведения лабораторных опытов и осуществления самостоятельной работы.
Реактивы: на столах учащихся раствор соляной кислоты, пробирка с порошком магния, стаканчик (50 мл) с 20 мл воды, стеклянная палочка.
Домашнее задание: §§ 23, 24, с.69, з.2. (по учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана Химия 8); по желанию – объяснить изображения 1-4 из Презентации.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- участие в обсуждении,
- проведение лабораторного эксперимента,
- самостоятельная работа с учебными текстами и по инструктивным карточкам в парах (осуществление деятельностного подхода).
Контроль знаний:
- оценка ответов при обсуждении материала урока;
- оценка самостоятельной работы и лабораторного эксперимента, записей в ходе работы с инструктивными карточками;
- использование опорных знаний при решении расчётных задач и составлении уравнений химических реакций.
План урока
№ п/п | Этап урока |
Содержание этапа |
Хронометраж |
1. | I. | Оргмомент | 1 – 2 мин. |
2. | «Вызов» – постановка проблемной
ситуации: а) изображения на слайде 1 Презентации |
2 мин. |
|
3. | II. | Запись темы урока (слайд 3 Презентации) Самостоятельная работа с учебником и тетрадью по инструктивным карточкам (в парах). Приложение 2. |
7-8 мин. |
4. | Беседа с использованием презентации (слайды 4-10 Презентации) | 5 мин. | |
5. | Запись домашнего задания (слайды 11-12 Презентации) | 1 мин. | |
6. | Самостоятельная работа по инструктивной карточке (алгоритм решения задач по ТХУ). Приложение 3. | 15 мин. | |
7. | III. | Рефлексия, подведение итогов урока. Приложения 4, 5. | 3 мин. |
Содержание урока
I. Организационно-мотивационный этап
Приветствие учащихся.
Урок начинается с создания проблемной ситуации.
Учитель просит посмотреть на слайд и
сформулировать тему урока. Демонстрируется
слайд 1.
1/2.Учитель: Сегодня мы начнём урок не совсем обычно: я не буду называть тему урока, а покажу вам некоторые фотографии. Как вы думаете, что объединяет все эти изображения (слайд 1)?
Предположения учеников.
II. Операционно-исполнительский этап.
Учитель: Однозначного мнения ещё пока нет, поэтому проведём небольшой эксперимент (слайд 2). Работу выполняем по инструктивным карточкам. (Приложение 1). Когда закончите эксперимент – дайте мне сигнал – встаньте. Не забывайте наблюдения внести в таблицу, которую вам выдали.
Учитель: давайте обсудим ваши наблюдения и определимся, наконец, с темой урока.
Демонстрационный эксперимент с использованием УИОД:
1) исследование датчиком температуры взаимодействия
магния с соляной кислотой;
2) растворение нитрата аммония в воде под
контролем температурного датчика.
Обсуждение наблюдений и определение темы урока.
3. Запись темы урока в тетрадях – слайд 3.
Учитель: Некоторую информацию о тепловом эффекте химических реакций вы уже получили. Давайте продолжим разбирать эту тему. Работаем по инструктивным карточкам. (Приложение 2). Не забывайте делать необходимые записи в рабочей тетради. … Кто закончил работу встаньте, пожалуйста.
4. Обсуждение теоретического материала с визуальным сопровождением (слайды 4-10):
Учитель: И так мы теперь знаем, что различают реакции, идущие с выделение тепла и реакции, идущие с поглощением тепла (слайд 4).
Учащиеся дополняют: реакции, идущие с выделение тепла, называют экзотермическими, в уравнениях реакций это записывается + Q; реакции, идущие с поглощением тепла, называют эндотермическими и в уравнениях реакций записывают, как – Q.
Слайд 5: Названия реакций «экзо-» и «эндо-» от греческого соответственно «наружу» и «внутрь».
Учитель: Как называют уравнения реакций, в которых указан тепловой эффект?
Ученик: Уравнение реакции, в котором указывается тепловой эффект называется термохимическим (ТХУ).
Учитель: Чего не хватает в данном (слайд 6) ТХУ?
Обсуждаются версии учащихся, и записывается в тетради и на доске правильная запись:
2 NaOH(ж) + H2SO4(ж) = Na2SO4(ж) + 2H2O(ж) + 131 кДж
В термохимических уравнениях необходимо указывать агрегатные состояния веществ с помощью буквенных индексов, т.к. на тепловой эффект химических реакций влияют масса вещества, его агрегатное состояние, температура вещества в начале реакции (зависит от температуры окружающей среды), от природы вещества (например, металл – неметалл) и др. факторов.
Изучением теплового эффекта химических
реакций занимался наш соотечественник Герман
Иванович Гесс. Учёный сформулировал основной
закон термохимии – «закон постоянства сумм
теплот» в 1840г., который, впоследствии получил
название закона Гесса, а Германа Ивановича
считают основоположником термохимии. (Слайд 7)
Знание о тепловых эффектах химических реакций
имеет большое практическое значение. (Слайд 8).
Самая мощная в мире российская ракета
"Энергия" перед стартом на космодроме
Байконур. Двигатели одной из её ступеней
работают на сжиженных газах - водороде и
кислороде:
2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж
Слайд 9: горение газа метана в бытовых плитах:
СH4(г) + 2 O2(г) = СO2(г) + 2 H2О(ж) + 890 кДж
Горение дров в костре:
С(тв) + O2(г) = СO2(г) + 394 кДж
Учитель: Иногда в заданиях указывают обычные уравнения реакций, а задание подразумевает определение типа химических реакций по тепловому эффекту. Как поступить в этом случае?
Обсуждаются версии учеников.
Учитель подводит итог: Используем знания изученных тем (Кислород. Горение и медленное окисление. Воздух. и др.) и логику. Например, вы уже должны знать, что практически все реакции горения являются экзотермическими, т.к. сопровождаются выделением тепла и света. А большинство реакций разложения являются эндотермическими: вспомните лабораторные способы получения кислорода.
– Давайте теперь вспомним 1 слайд сегодняшнего урока и попробуем объяснить некоторые изображения (слайд 10):
Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.
Учащийся школы № 50 г. Калининграда
5. Запись домашнего задания (слайды 11,12).
6. Учитель: На основании термохимического уравнения реакции можно рассчитать количество теплоты, выделяющейся или поглощаемой в процессе реакции. Сейчас вам предстоит этому научиться.
Самостоятельная работа по инструктивной карточке (Приложение 3) и выполнение теста (Приложение 4).
III. Рефлексивно-оценочный этап
7. Рефлексия (мишень). 1 мин.
8. Подведение итогов урока. 2-3 мин.
Использованная литература:
- Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные работы. 8 – 11 кл. – ООО «Издательство Астрель», 2001, с.35 – 37.
- Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганических соединений. 8 кл. – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с. 57-66.
- Дерябина Н.Е. Термохимия: деятельностный подход к методике преподавания. – М.: Чистые пруды, 2006, с.4-12.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8 – 9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004, с.82 – 85. Рис.8 Характеристика теплового эффекта химической реакции /для сам.раб.
- Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. – М.: МИРОС, 1994, с.10-11, 39-41.
- Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8 – 11 кл. М.: ООО «Издательство Оникс», 2006,с.121-125.
- Титова И.М. Уроки химии VIII класс. Система личностного развития учащихся. – СПб.: КАРО, 2002, с.146.